Воспитательная роль анимационных фильмов
Поколение 80-х еще помнит, как пустела детская площадка в заветный час показа мультиков по телевизору. Мультфильмы для детей показывали каждый вечер, и шли они ограниченное время. Это были минуты радости для каждого ребенка: ведь он вновь встречался с любимыми сказочными героями.
Дети бурно реагировали на события, о которых повествовали мультики: любили смышленого Зайца и смеялись над Волком в «Ну, погоди!»; осуждали Ленивицу и хвалили Рукодельницу; с интересом следили за похождениями Винни Пуха и Пятачка; переживали за Козлят, которых обманывал Волк; всей душой ждали перемирия между котом Леопольдом и Мышами.
Яркие картины оставляли в душе положительный заряд эмоций, учили справедливости и взаимопомощи, порицали зло и акцентировали значимость добра в жизни людей.
Какие детские передачи были самые любимые? Наверно, каждый бы ответил: «Ну, погоди!». Как воспитать ребенка добрым и справедливым? Прежде всего, необходимо учитывать особенность детской психики — стремление подражать.
Если малышу что-то (кто-то) нравится, он будет стремиться стать похожим. Через подражание он учится говорить, рисовать и даже ходить. Вспомните Маугли, который перемещался на четвереньках, как и вся его стая!
Понятно, что у родителей нет такого количества времени и сил, чтобы научить малыша всему на свете. В этом случае на помощь приходят старые советские мультфильмы, которые смогут в ненавязчивой и доступной форме донести до сознания крохи важные жизненные правила и истину.
Современная мультипликация
Закончились 90-е года, когда с экранов телевизоров смотрели на наших детей герои иностранных мультфильмов, культивировавшие чуждые для русского менталитета истины.
Улетел Черный Плащ, пропали бесконечные драки Тома и Джерри — на смену им пришли русские мультики о добре и зле, полезных знаниях о природных явлениях и животном мире.
Если в советские времена мультфильмы для деток наполняли волшебством, то в современное время акцент делается на практичности и рациональности. Что полезней для ребенка — решать родителям.
Однако волшебные сказки обращаются, прежде всего, к душе ребенка и формируют именно правильное мировоззрение и душевные качества. Польза или вред? Споры психологов и воспитателей на предмет пользы мультфильмов не стихают.
Если в советские времена просмотр телепередач для детей был ограничен, то в наши дни существуют целые телеканалы с мультиками — смотри не хочу!
Многим родителям выгодно усадить малыша к телевизору и заниматься своими делами. Время летит незаметно, уже второй час ребенок смотрит передачу.
Вред приносит не только многочасовые просмотры, но и содержание мультфильмов.
Прежде чем включить «какой-нибудь веселый сюжет» ребенку, просмотрите сами — о чем он? Есть безобидные иностранные картины, которые не призывают к насилию, но и не поощряют воспитание доброты и сострадания. Таким ли вы хотите видеть вашего сына или дочь?
Польза у мультиков, конечно, есть. С помощью просмотра любимого сюжета малыш: пополняет словарный запас; развивает воображение; учится многим полезным вещам; получает знания о мире.
Однако речь идет о пользе именно советских мультиков, в которых добро господствовало над злом, а плохой герой перевоспитывался и становился послушным.
В советских сюжетах подчеркивалось, что плохими были те, кто не имел друзей. Именно недостаток любви и дружбы превращал героя мультика в злого и завистливого персонажа.
Выбор правильного мультфильма Среди многообразного выбора мультипликационных сюжетов необходимо выбрать такие картины, которые будут формировать у ребенка правильное отношение к миру, учить добру и смекалке, развивать лучшие стороны характера.
В приоритете остаются старые добрые советские мультипликационные картины о: колобке; теремке; курочке Рябе; чебурашке; львенке и черепахе.
Двухлетние малыши лучше усваивают информацию в сказочном формате. Возможно, сказывается многовековой опыт передачи знаний о мире в форме сказки
. К тому же, сказочные сюжеты для самых маленьких не перегружены информацией и непродолжительны по времени. Четырехлетним малышам можно предложить мультипликационные картины о коте Леопольде, Винни Пухе, Ежике в тумане и др. Эти картины учат детей общению с друзьями, первому социальному опыту.
Переживая сюжеты данных картин, ребенок осознает правила адаптации в социальной среде и вырабатывает правильную линию поведения.
С пятилетнего возраста сознанию ребенка доступны полнометражные мультипликационные картины сказочного сюжета: Аленький Цветочек; Двенадцать месяцев; Конек Горбунок; Белоснежка; Дюймовочка. Как воспитать ребенка добрым? При выборе правильной картины ориентируйтесь на русские народные и заграничные сказки старых писателей. В прошлые времена у сказочников разных народов душа была чистой и не испорченной современной прагматичной цивилизации.