Внесены изменения в экзаменационные билеты для будущих водителей

ГИБДД внесла серьезные изменения в экзаменационные билеты для будущих водителей. Эксперты Минздрава обнаружили, что содержащаяся в них некорректная медицинская информация ущемляет права и законные интересы граждан. Речь, в частности, идет о методах извлечения пострадавшего из салона автомобиля, помощи при термическом ожоге, правилах сердечно-легочной реанимации. Новые билеты уже загружены в информационную систему ГИБДД, фиксирующую процесс экзаменов по всей России.
На сайте ГИБДД России опубликованы новые экзаменационные билеты для категорий «А», «B», «М» и подкатегорий «А 1» и «B1». Напомним, кандидату в водители необходимо ответить на 20 вопросов одного из 40 билетов. При этом можно допустить две ошибки, но каждая из них влечет пять дополнительных вопросов (на них надо ответить безошибочно).
В начале 2018 года Межрегиональная ассоциация автошкол (МААШ) в обращении в ГИБДД России информировала о «нарушении прав и законных интересов» граждан. В частности, рекомендации в билетах, затрагивающие тему оказания медпомощи пострадавшим в авариях, противоречат официальным памяткам МЧС России. Это обнаружили специалисты ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ.
В автошколах водителей учили правильным методам оказания первой медпомощи, но полученные знания не совпадали с содержанием ответов в билетах на экзамене, пояснила «Ъ» президент МААШ Татьяна Шутылева.
«Доходило до того, что преподаватели говорили абитуриентам, какие ответы нужно давать на экзамене, чтобы получить оценку “экзамен сдан”, но предупреждали, что в реальной жизни нужно пользоваться совершенно иными методиками, — рассказывает Татьяна Шутылева.— Это путало начинающих водителей. Память — штука коварная: кто знает, что человек вспомнит в стрессовой ситуации. Мы поэтому и забили тревогу».
Так, к примеру, в одном из вопросов кандидата в водители спрашивали, как оказывать первую помощь пострадавшему при открытом переломе конечностей, сопровождающемся артериальным кровотечением. Предлагались три варианта ответа, включая «правильный» — «с наложения жгута выше раны на месте перелома». В действительности наложение жгута на место перелома может только «усугубить страдания пострадавшего или стать причиной дополнительных повреждений», при этом многое зависит, откуда идет кровь, это может быть, к примеру, лучевая артерия на уровне запястья или артерия тыла стопы, следует из письма МААШ в ГИБДД. ГИБДД с этим согласилась и убрала этот вопрос, заменив его другим — про методы оказания первой помощи при «обморожении и переохлаждении».
Другую ошибку медики нашли в вопросе, как определить наличие пульса на сонной артерии пострадавшего. Предлагалось три варианта ответа, включая «правильный» — «три пальца руки располагают с правой или левой стороны шеи на уровне щитовидного хряща гортани (кадыка) и осторожно продвигают вглубь шеи между щитовидным хрящом и ближайшей к хрящу мышцей». В МААШ обратили внимание, что водители, не являющиеся профессиональными медиками, не могут достоверно определить признаки жизни пострадавшего по проверке пульса, поэтому нужно спрашивать будущих водителей о том, как проверять дыхание. «Определение признаков жизни исключительно по пульсу — это отголоски советской медицины. Европейские исследования давно показали, что в 44% случаев водители ошибаются и могут, к примеру, принять свой собственный пульс за пульс пострадавшего, — пояснил “Ъ” член межведомственной рабочей группы по совершенствованию оказания первой помощи в России Леонид Дежурный.— Поэтому западные и российские специалисты рекомендуют ориентироваться прежде всего по дыханию».
Изменения также внесены в вопросы о том, как извлечь инородное тело из дыхательных путей пострадавшего, в каких случаях нужно извлекать пострадавшего из салона автомобиля, какую помощь нужно оказывать при признаках термического ожога, как правильно располагать руки при сердечно-легочной реанимации.
По информации «Ъ», в региональные подразделения ГИБДД уже направлены разъяснения по поводу применения новых экзаменационных билетов. Новые билеты также загружены в информационную систему ФИС ГИБДД, фиксирующую процесс экзаменов по всей России. Приведение билетов в соответствие с действующими нормами, синхронизация их с учебными программами являются одним из важных шагов к тому, чтобы кандидаты в водители «понимали суть оказания первой помощи и знали алгоритмы действий, а не механически зазубривали билеты», — добавляет Татьяна Шутылева.
Думаю, надо почаще проверять водителей на знание правил. Рассылать билеты по электронной почте, дать "поиграть людям". Сам давно сдавал на права, очень плохо решаю задачи. Стыдно, но никак не собирусь позаниматься