МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО.

Лектор – Молодцова Елена Степановна
ЛИТЕРАТУРА:
1. Международное право под ред. Тункина Г.И.— МГУ, 1994.
2. Международное право под ред. Колосова.— МГИМО, 1998.
3. Действующее международное право. В 3 х томах. (3 й том)
1. Понятие международного права
2. Источники
3. Субъекты
4. Соотношение международного права с другими отраслями права
Международное право регулирует отношения между государствами.
Система международного права.
Международное право регулирует отношения между независимыми государствами, т.е. они регулируются свободной волей государств и выражаются в конвенциях и практике применения общепринятых норм в качестве принципов права отражения и установленных в целях регулирования отношений между этими независимыми сообществами.
Решение международного суда по делу о столкновении турецкого судна с французским содержало определение международного права:
Международное право регулирует отношения между государствами, правила, обязывающие государства проистекают из их свободной воли и выражаются в конвенциях и практике применения общепринятых в качестве отражения принципов права и установленных в целях регулирования отношений между этими сосуществующими сообществами.
Международное право – совокупность норм, которые создаются путем соглашения между государствами различных социальных систем, выражают согласованную волю государств, регулируют отношения борьбы и сотрудничества в направлении обеспечения мирного сосуществования, и обеспечивающиеся в случае необходимости мерами принуждения. (Тулкин)
Международное право – право народов совокупность правил и принципов имеющих обязательный характер для государств, взаимодействующих друг с другом. (Брайенли).
Нормы международного права создаются путем согласования норм государствами.
Международное право испытывает сильное влияние англо-американской системы права.
Существует доктрина международного права, которая существенно отличается от нашей, континентальной системы (Йельская школа права).
Позитивистская теория международного права, естественно-правовая теория международного права и гроцианская (?) теория международного права. (Гую Гроци. Законы войны и мира)
Международное права формировалось как право договорное и как право обычное.
ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Ст. 38 Статута международного суда
• Международные договоры (конвенции)
• Международные обычаи
• Общие принципы права, признанные международными нациями, - то, что международное право почерпнуло из различных систем права (например, никто не может быть судьей в своем собственном деле)
• Судебные решения – обязательны для участвующих в суде сторон (но нет судебных прецедентов)
• Доктрина (труды Незыбитовского и других): развитие международного права со стороны неправительственных институтов (например, комиссия Брукланда по праву окружающей среды. В конференции ООН по окружающей среде 1992 г.)
РЕЗОЛЮЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ –источниками права, как правило, не являются и носят рекомендательный характер. Международная организация – субъект вторичного порядка, она имеет ограниченную правоспособность. Однако по вопросам внутриорганизационного характера (ее деятельности) – обязательный характер.
Ряд международных организаций принимает обязательные нормы (технические и эксплуатационные правила), которые соблюдаются государствами – их участниками. Например, Всемирный союз электросвязи распределяет физические местонахождения и диапазоны спутников теле-и радиовещания; Международная организация гражданской авиации принимает обязательные нормы полетов над свободным морем, использование воздушного пространства для осуществления полетов. Порядок оповещения – рассылка документов, если государства не возражают – то считается, что норма принята.
СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА
1. Доктрина, согласная с тем, что международное право – отдельная система права, отличная от внутреннего права, поскольку имеет другой предмет регулирования (межгосударственные отношения, отношения межгосударственных организаций), другие источники. Доктрина дуализма.
2. Доктрина “монизм”. Монистическая доктрина подразделяется на два течения: международное право имеет преимущественное значение по отношению к внутригосударственному праву, другая – примат внутригосударственного права (характерна для немецкого права).
• Международное право – право лишь тогда, когда оно является государственным правом. В основе лежат взгляды Гегеля, который считал, что взаимоотношения между государствами – взаимоотношения между самостоятельными субъектами, но сами государства – выше. Они могут изменять нормы как внутригосударственные нормы, так и международные нормы. Была на вооружении у немцев перед 1 и 2 мировой войной. У нас ее разделял Вышинский, хотя это не характерно для нашей доктрины.
• Теория Кельсона, основанная на формальной логике. Основное положение – внутригосударственное право вытекает из некой основной нормы: государства должны себя вести себя так, как они обычно себя вели (обычное право). Эта основная норма призвана подкрепить порядок. Само государство рассматривается не как носитель суверенитета, а как корпорацию. Единственный носитель прав и обязанностей – индивид. Лаутер Ахт (труды переиздавались) тоже считал, что это проистекает из этических соображений, характеризующихся заботой о человеке. Только международное право может наилучшим образом обеспечить права человека. Бруннер критикует: доктрина не соответствует основным реальностям и низводит внутригосударственное право до “пенсионера международного права”.
Сейчас отказались от абсолютизации государственного суверенитета, заключаются договору, когда осуществляется контроль со стороны МОТ, МАГАТЭ, представителей других государств.
Международное право не существует обособленно, оно взаимодействует с внутригосударственным правом.
• ФЗ “О международных договорах” от 1995 г.
• Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории РСФСР
ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО.
Три способа влияния:
1. Отсылка;
2. Рецепция – воспроизведение во внутреннем законодательстве международной нормы;
3. Трансформация – преобразование, когда необходимо внутригосударственное законотворчество для того, чтобы норма международного права стала внутригосударственной.
Все три способа можно назвать как трансформацией, так и имплементацией (исполнением).
ФРАНЦИЯ:
Ст. 55 Конституции Франции: отсылка к международному праву Франции (если договор подписан и исполняется сторонами).
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ:
Обычное международное право является правом Англии.
КАНАДА:
Судебная практика применения международного права. Жакоме Веле: не все обычные нормы применяются судами, а только те, которые утверждены судебным прецедентом или инкорпорированы в виде статута.
Обычный способ имплементации в Англии и Канаде – издание специальных актов парламентами.
Нормы международного права применяются только тогда, когда они не противоречат нормам внутригосударственного права.
США:
Международные договоры применяются наряду с актами Конгресса. Если суд США признает международный договор, подписанный и ратифицированный, не соответствующим Конституции США, то такой международный договор не будет применяться. Акт Конгресса может отменить международный договор, если он позже принят (ст. 6 Конституции).
Малькольм Шоу (SHOW): была отменена резолюция ООН, поскольку Конгресс США принял другой закон.
РОССИЯ:
П. 4 Ст. 15 Конституции: общепризнанные принципы международного права и международные договоры РФ.
До принятия Конституции от 22.11.92 была принята “Декларация прав и свобод”: гражданин РФ может прямо ссылаться на конвенции.
См. ст. 5 ФЗ “О международных договорах” от 1995 г.
ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Вопрос о праве международных договоров (ст. 53), которая предусматривает то, что договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права (которая признается всем мировым сообществом в целом). Если будет принята новая императивная норма, то договор, противоречащий ей, будет признан ничтожным.
Общие принципы не следует путать с общепризнанными принципами международного права.
Общепризнанные принципы международного права – те, которые закреплены в ратифицированных документах. Международный суд дал определение принципам – это нормы, которые носят основополагающий характер.
Нормы международного права существуют в двух формах: международный договор и обычай.
Например, норма о том, что закон обратной силы не имеет, или о том, что никто не может быть судьей в своем собственном деле.
Англо-американская доктрина рассматривает общие принципы права как обычные нормы права. Однако обычное право – это международное право по существу (common law). Общепризнанные нормы международного права как статутный источник не существуют.
Часть этих принципов сложилась как обычные нормы и вытекает из того, что международное право – это совокупность норм:
• Принцип суверенного равенства (сначала существовал применительно к развитым государствам, теперь – ко всем)
• Принцип равноправия
• Принцип добросовестного выполнения обязательств
• Принцип невмешательства во внутреннюю компетенцию (дела) государства
Ст. 1 Устава ООН
В 1970 г. государства-члены ООН разработали Декларацию о принципах… Декларация – это в данном случае не договор, а резолюция ассамблеи. Это авторитетное толкование принципов на основании практики и собственного представления государств-членов ООН. Декларация не является источником права, но она отражает понимание принципов участниками ООН.
В 1928 г. подписан Парижский пакт, подписанный Францией, США, Англией, Германией, Чехословакией, Индией, Японией. Затем к нему присоединился СССР. Задумывался как договор, при котором США не будут оказывать какую-либо помощь противникам Франции, если Франция окажется в состоянии войны.
Этот документ важен тем, что послужил основой ответственности Германии за то, что она развязала вторую мировую войну. Поэтому привлечение Германии к ответственности рассматривалась не как реализация права победителя. Однако ответственность Германии заключалась не только в ответственности государства, но и в ответственности индивидов, которые принимали такие решения.
Конвенция 1907 г. о принципах ведения сухопутной войны не могла быть применена напрямую, поскольку она могла быть применена только в том случае, если все воюющие стороны являлись сторонами конвенции. А во второй мировой войне участвовали государства, не подписавшие конвенцию. Для того, чтобы применить ответственность к Германии были приняты Устав Нюрнбергского трибунала и Устав Токийского трибунала, в которых преступлением признавалось не только ведение агрессивной войны, но и подготовка к ней.
Принцип мирного урегулирования международных споров (шире, чем принцип мирного разрешения споров): государства обязаны воздерживаться от актов-репрессалий, от насильственных действий, лишающих народы самоопределения. Государство обязано решать споры мирными спорами, но каким способом применять эти средства – на совести государства.
Принцип неприменения силы не является абсолютно императивным (ст. 39 гл. 7 Устава ООН). В ст. 41 – меры, связанные с неиспользованием вооруженных сил, два исключения: в ст. 42 – возможность, а также ст. 52.
Согласно ст. 2 Устава США трактуют вторжение на Гренаду не противоправным. Теория политического реализма (Richard Folk). Считают, что обычай отменяется посредством нарушения предыдущего обычая или нормы (мы с этим не согласны). Бомбардировки Судана и Афганистана – это репрессалии против актов терроризма на территории США. Обычай предусматривает длительность, повторяемость + признание его в качестве нормы государствами, интересы которых затронуты.
По Декларации 1970 г. 7 принципов (см. учебник):
• Неприменения силы
• Мирного урегулирования
• Обязанности не вмешиваться в дела, входящие во внутренние дела
• Принцип сотрудничества
• Принцип равноправия
НО нет принципа прав человека, нет принципа мирного сосуществования.
Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Он не является договором, не регистрируется на основании ст. 102 Устава ООН. Часть Заключительного акта: Декларация принципов. Это – пример так называемой политической нормы. Политическая норма создается и регулируется не международным правом, а политикой. Она не является источником международного права. Данный акт подписало 33 государства. В нем добавлен принцип территориальной целостности государства. Это не значит, что государственные границы не могут быть изменены – могут на основании договора. Не все принципы являются императивными нормами, например, принцип уважения прав человека. Однако запрет геноцида – императивная норма (jus hokins…) Когентность (императивность) этого принципа неодинакова.
ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ (продолжение лекции от 15 октября)
Ст. 18 Венской конвенции о праве международных договоров – правило об оговорке – заявление, которое изменяет или исключает какое-либо действие.
Оговорки делаются только в многосторонних международных договорах. Оговорки делаются только при подписании, при парафировании, при ратификации, т.е. на стадии до вступления договора в силу.
Оговорка отличается от заявления, в котором государство-заявитель говорит о том, как оно трактует то или иное положение.
Часть договоров предусматривает запрещение любых оговорок (например, Конвенция по морскому праву 1982 г.) или оговорок, изменяющих предмет договора. В других случаях подразумевается согласие государств-участников договора против государств, делающих оговорки.
Оговорки могут в одностороннем порядке также и сниматься.
Типичная оговорка СССР: непризнание юрисдикции международного суда. А в 1989 г. был принят Указ, в котором снимались оговорки к целому ряду международных договоров (после решения международного суда по делу между Никарагуа и США).
85% из конвенций (из 1064), допускающих оговорки, не имели оговорок.
Ст. 62 Конвенции 1969 г. о коренном изменении обстоятельств.
Китай в результате революции ссылался на коренное изменение обстоятельств (Rebus dictantibus ). Россия не ссылалась на это положение. Но СССР отстаивал, что он является правопреемником Российской империи. Эту статью нужно осторожно применять и ссылаться на нее только обоснованно.
Вопрос о хозяйственных договорах, о договорах концессий (допуск иностранных инвестиций, иностранных банков). Существует практика отказа от таких договоров. Но далеко не всегда можно ссылаться на ст. 62 Конвенции. Практика эта есть в отношениях между развитыми и развивающимися государствами. Шведский юрист Делюпес утверждает, что отказ от договоров не является противозаконным, если
1. отсутствует дискриминация между сторонами
2. осуществляется в публичных интересах (основное)
3. предоставлено справедливое возмещение
ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Международная организация – это объединение государств, созданное на основе международного договора для выполнения определенных целей, со своей структурой органов управления, … и учрежденное в соответствии с международным правом.
Международный договор в этом случае называется “Устав” или “Статут”. ИСКЛЮЧЕНИЕ: некоторые международные организации созданы на основе Резолюции Генеральной ассамблеи ООН – международные организации ООН (например, ЮНЕП, ЮНИДО, ЮНТАД (организация по торговле и развитию)).
Международные организации выросли из международных конференций и международных союзов. Международный союз по телеграфии в 1865, в 1874 – Международный почтовый союз. Имеют постоянно действующее бюро, которое сейчас называется секретариатом, созывались на конференции. Были международные комиссии по международным рекам, разрабатывающие правила судоходству (Международная комиссия по Рейну). Лига наций, созданная в 1919 г., круг полномочий шире – сотрудничество, безопасность и т.д., но не предусматривались санкции за войну. После создания в 1945 г. ООН начался бум по созданию международных организаций.
Международный суд признал международную правосубъектность ООН. Хотя в Уставе ООН ничего не сказано о ее международной правосубъектности. Так, недавно в Грузии была убита гражданка Польши – сотрудник ООН, в Грузию прибыли сотрудники ООН и выдвигали требования. Категория правосубъектности применима и к другим международным организациям, которые обладают правами и обязанностями.
Международные организации классифицируются по составу как
• универсальные (ООН, специализированные учреждения ООН, МАГАТЭ),
• региональные (НАТО, Лига арабских стран, Совет Европы (1949), в рамках которых образован Суд по правам человека; Европейский Союз, созданный на базе трех сообществ).
Как определить, является ли международная организация субъектом международного права?
По функциям, под которыми понимают методы (контрольные, административные и т.д.) организации.
Договорная правоспособность является одним из основных прав международных организаций как субъектов международного права. Броуленд: Наличие правосубъектности еще не означает права заключать международные договоры.
В уставе не всегда предусматривается право международной организации заключать договоры. Однако даже отсутствие этого права не означает, что международная организация не имеет международной правосубъектности. См. Устав МАГАТЭ: для выполнения своих прав и обязанностей МАГАТЭ заключает международные договор, но в уставе не предусмотрены обязанности государств-членов этой организации, которые определяются отдельными соглашениями.
Правосубъектность международной организации вторичного порядка, она зависит от прав и обязанностей государств-учредителей. Хотя международные организации не зависимы от государств-учредителей.
ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
(ранее назывался структурой международной организации)
Термин введен с тем, чтобы учесть полномочия органов международной организации.
Органы ООН:
• Высшие (пленарные) органы
• Исполнительные (непленарные) органы
• Секретариаты
Не все пленарные органы являются высшими, не все непленарные органы являются исполнительными. Например, Всемирная метеорологическая организация (конгресс ВМО).
Пленарные органы определяют общую политику международной организации. Например, функция одного из органов Всемирной организации здравоохранения – определять направления деятельности организации. Каждое государство-член имеет своего представителя в этом пленарном органе.
В непленарных органах представлены не все государства-члены организации. Вырабатываются критерии:
• Равное географическое представительство: районирование (разделение земного шара на районы, и от каждого района предусматривается равное количество представителей. В ВМО 6 районов, в МАГАТЭ – 8 районов)
• Представительства специфических интересов (в ИМО – существенный интерес, в МАГАТЭ – интерес в исходных материалах)
• Представительства несовпадающих интересов (как правило, интересы группы развивающихся государств, для обеспечения которых применяют дополнительное представительство этих государств при районировании)
• Наибольшего финансового вклада
ПОЛНОМОЧИЯ ОСНОВНЫХ ОРГАНОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Пленарные органы:
Прием новых членов, приостановление и исключение из членов организации, выбор представительного органа, принятие и утверждение отчета о деятельности организации, принятие бюджета и программы организации и т.д.
Непреставительные органы:
Подготовка повестки для представительного органа, подготовка бюджета, назначение высшего административного лица, рассмотрение вопросов персонала.
Непленарные органы (конгресс, совет управляющих):
Имеют право запрашивать заключения суда.
Международная организация морской спутниковой связи (ИНМОРСАД), в которой участвуют не только государства-члены, но коммерческие и некоммерческие организации (от России участвует организация “Морсвязьспутник”). Пленарный орган – Ассамблея. Непленарный – Совет. В пленарном органе представлены все государства. В Совете – все участники. Представительство на основе специфических интересов и наибольшего финансового вклада (когда предусмотрено международной организацией, то и эти же принципы влияют и на порядок принятия решения). В ИНМОРСАДе – на основе голосования, но не более 25% от общего количества голосов независимо от финансового вклада. Взвешенное голосование предусмотрено и в международных финансовых организациях (Международный банк и т.д.).
СЕКРЕТАРИАТ возглавляется высшим административным лицом, которому подчинен персонал. Порядок назначения предусмотрен в Уставе (Общая система служащих).
Общие принципы подбора персонала в ООН:
• Наивысший уровень работоспособности
• Наивысшая степень компетентности
• Наивысшая добросовестность
Основной способ отбора: в основном через государства-члены международной организации. Высшее административное лицо обращается в министерства иностранных дел государств, которые выдвигают кандидатуры, а высшее административное лицо утверждает кандидатуру.
Неосновной способ отбора: Незначительное количество позиций заполняется напрямую, когда объявляется вакансия и заинтересованные лица могут подавать заявления прямо в организацию.
Секретариат – постоянно работающий орган. Служащие пользуются привилегиями и иммунитетами, предусмотренными в Специальных конвенциях
• “О привилегиях и иммунитетах ООН” 1946 г.
• “О привилегиях и иммунитетах специальных учреждений ООН” 1947 г.
В МАГАТЭ – отдельное соглашение 1959 г. Привилегии и иммунитеты должностных лиц носят функциональный характер в отличие от привилегий и иммунитетов дипломатов. Привилегии и иммунитеты имеют не только должностные лица, но и эксперты. Высшее административные лица и их замы в полном объеме наделяются привилегиями и иммунитетами.
Все международные организации системы ООН имеют постоянные представительства, которые возникли de facto. С 1975 их статус регулируется Венской конвенцией о представительстве государств … 1975 г. Привилегии и иммунитеты: глава представительства приравнивается к главе дипломатического представительства.
В 1993 г. в России открыто Объединенное представительство ООН. Цели – осуществление гуманитарной помощи, подготовка специалистов. Страны СНГ взяли сейчас эту идею на вооружение.
Могут быть и комитеты и комиссии, которые могут быть органами ad hoc. В ООН есть главные (Генеральная ассамблея, Совет Безопасности, Международный суд и т.д.) и вспомогательные органы, которые создавались. Генеральная ассамблея ООН решает абсолютно все вопросы, которые входят в компетенцию ООН. Совет Безопасности – вопросы, входящие в компетенцию поддержания международного мира и безопасности. Его решения – обязательны для государств-членов. ООН и 16 его специализированные организации (семейство ООН) – ст. 58 и 63 Устава ООН и с ЭК СОС (экономический и социальный совет). Специализированные организации – ЮНЕСКО (организация по вопросам культуры), Международная организация труда (МОТ), Международная морская организация, экономические организации ООН: МВФ, МФК, Международный банк развития и реконструкции. Они имеют с ООН юридические, фактические и политические связи. Эти организации имеют свою собственную правосубъектность. На практике: взаимное представительство, принятие за основу для деятельности рекомендаций ООН, обмен информации, консультации с ООН по вопросам принятия персонала. НО МАГАТЭ – не является специализированным учреждением, она заключила специальное соглашение с Генеральной ассамблеей.
Принцип одновременной ответственности – МАГАТЭ и ООН несут одновременную ответственность. На практике: МАГАТЭ напрямую, в отличие от специализированных учреждений, обращается в Совет Безопасности.
Европейский Союз – в 1992 г. принят Маастрехтский договор на основе Европейского экономического союза (был позже переименован в Европейский союз), Европейский союз угля и стали и Европейский союз атомной энергии создал Европейский Союз. Суть договора – более тесные связи созданы между организациями. Каждая из организаций существует и действует на основе своих договоров. Создал единые органы: Европейский парламент, Европейский суд и суд аудиторов. Некоторые органы Европейского Союза принимают обязательные для государств-членов решения. Некоторые действуют напрямую, некоторые требуют принятия законодательных актов. Создают Европейский банк.
ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО
Объект дипломатического консульского права – внешние отношения государств (переговоры) в процессе международного общения.
Дипломатические и консульские учреждения – правильно говорить дипломатические представительства (отвечают за общий общеполитический курс) и консульские представительства и учреждения (за граждан).
Источники дипломатического консульского права – договор и обычай. До 1961 г. дипломатическое право развивалось как право обычное. Консульские отношения регулировались двусторонними конвенциями. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. была логична.
Дипломатическое консульское право – это отрасль международного права, на нее распространяются все принципы. Специальные принципы дипломатического консульского права:
• Представительный характер зарубежных органов внешних сношений
• Уважение и соблюдение законов и правил государства пребывания
• Невмешательство во внутренние дела государства пребывания.
Иерархия органов внешнего сношения:
Глава государства отвечает за высшее представительство и высшее руководство внешнеполитическим курсом.
Правительство – практическое осуществление внешнеполитического курса.
Парламенты
Ведомства (министерства, госдепартамент (Foreign Office) иностранных дел цен. Начали складываться в 16-17 веке. Они представляются государство, защищают его интересы, поддерживают связи с международными организациями в форме участия в конференциях, создают и поддерживают консульские и дипломатические органы.
Зарубежные органы – дипломатические представительства и консульские учреждения.
Зарубежные органы могут быть постоянные (выше) и временные (делегации на конференциях, специальные миссии).
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ МИССИИ
Посольства и миссии (специальные и временные).
В основном как постоянные представительства открываются посольства.
Условия организации посольства:
• Признание государства (в отличие от консульств)
• Установление дипломатических отношений
• Аккредитуются дипломатические агенты и главы дипломатических представительств. Венская конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях разделяет: чрезвычайные и полномочные послы, посланники, временные поверенные в делах. В основном – главы дипломатических представительств в классе послов. Временные поверенные исполняют функции при отсутствии посла. Кроме этикета, отличий в этих классах не существует. Вопросы о ранги решают (Положение о министерстве иностранных дел: посол, посланник, советник (1 или 2 класса), 1, 2, 3 секретарь). Посланник – в посольстве – советник, второе лицо после посла в дипломатическом представительстве.
Назначение посла:
• Запрашивается агриман (agreement) принимающего государства и одновременно издается акт внутреннего права на назначение посла. Если принимающее государство положительно, то лицу выдаются верительные грамоты. В агримане может быть отказано. Копию верительных грамот – главе МИДа, затем оригинал верительных грамот вручают главе принимающего государства. Для пересечения третьих государств – дают соответствующие визы.
• Прекращается деятельность либо по инициативе аккредитующего государства, либо отзывает пославшее государство. Отзыв главы дипломатического представительства имеет политическое значение (отзыв представителя РФ в НАТО – политический акт), в связи с разрывом дипломатических отношений, начало войны, смена правительства неконституционным путем (в таких случаях все привилегии и иммунитеты сохраняются до отъезда и даже предоставить средства для передвижения дипломатическим агентам и членам их семей).
Функции дипломатического представительства (ст. 3 Венской конвенции о дипломатических… 1961 г.):
• Представительство (международное право не различает органов государства, поэтому когда обращаются в дипломатическое представительство – это означает, что обращаются к государству). Теория экс-территориальности: дипломатическое представительство (его здание и участок земли) является квази-территорией иностранного государства. Но эта территория не признается, поскольку эта территория не является основанием для возникновения титула, территориальный суверенитет сохраняется за принимающим государством, хотя здание представительства может находится в собственности представительства. Функциональная теория – теория представительства.
• Защита интересов аккредитующего государства.
Ключевое понятие – неприкосновенность (ст. 22 Венской конвенции) представительства: власти принимающего государства не могут войти без согласия и обязаны защищать. Неприкосновенными являются архивы и документы. Неприкосновенна дипломатическая почта. Дипломатические курьеры пользуются иммунитетом при исполнении своих функций. Для установления радиосвязи требуется согласие принимающего государства, для остальных способов связи (почта, телефон, телефакс) – согласия не требуется.
Привилегии представительств:
• Освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин в отношении здания и земельного участка представительства
• Все их сборы выводятся из-под налогообложения
В Конвенции:
Дипломатические представители – помимо глав, это и дипломатические агенты и члены их семей, проживающие с ними вместе (супруги, несовершеннолетние дети, незамужние дочери независимо от возраста), члены административно-технического персонала, члены обслуживающего персонала, домашние работники дипломатических работников.
Конвенция о защите лиц, пользующихся международной защитой (дипломатические агенты).
Дипломатические агенты обладают.
Личной неприкосновенностью (ст. 29 Венской конвенции), частные жилищные помещени.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: