Число работающих на двух ставках учителей выросло в два раза!

Доля учителей, которые работают на две ставки, выросла с 7% в 2015 году до 14% в 2017 году, подсчитали в РАНХиГС. Учителей не устраивает их зарплата и они вынуждены брать дополнительную нагрузку и подрабатывать, полагают эксперты.
Не одна ставка
Начиная с 2015 года количество учителей, работающих на две ставки, выросло в два раза — с 6,9% в 2015 году до 13,8% в 2017 году, следует из аналитического обзора «Мониторинг эффективности школы. Что изменилось в работе учителя за последние годы (2014–2017 годы)». Доклад (есть у РБК) подготовили сотрудники Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС.
В 2017 году большинство учителей работали не на одну ставку — 46,2% на полторы и 13,8% на две. Количество преподавателей-совместителей растет последние два года. В 2016 году их доли были 42,9% на полторы ставки и 12,4% на две, а в 2015 — 37,9% на полторы ставки и 6,9% на две.
При этом почти половина опрошенных (46,7%) сообщили, что имеют и другую работу помимо преподавательской. Чаще всего (56,3%) подрабатывают учителя в региональных столицах, в селах дополнительная подработка есть у 37,6% учителей.
Возможно два объяснения для такого роста числа преподавателей, работающих на несколько ставок, полагает автор доклада, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко. «Либо им стало не хватать денег, либо раньше они старались так откровенно об этом не говорить», — указывает она.
РБК направил запрос в Министерство образования и науки с просьбой пояснить причины увеличения количества совместителей.
Для подготовки доклада эксперты РАНХиГС опросили 900 учителей — по 300 из сел и деревень, из небольших городов и из региональных столиц, рассказали РБК в академии. Респонденты живут в Воронежской, Ивановской, Свердловской, Челябинской областях, Алтайском и Ставропольском краях, указано в исследовании.
Доходы учителей
О росте своих доходов в 2017 году сообщили 31,4% опрошенных учителей, что больше, чем в предыдущем году, почти на 10%. По итогам 2016 года о росте доходов сообщили только 22,1% учителей.
В мониторинге РАНХиГС отражены успехи регионов по повышению заработной платы учителей, но экономическая ситуация сильно повлияла на результаты этих стараний, замечает директор института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
«Если говорить о формальной стороне дела, то с указами президента [повысить зарплату учителей до 100% от средней по региону и держать ее на этом уровне до 2018 года] регионы все-таки справились. Но текущая заработная плата учителей отстает от их ожиданий», — отметила она. В предыдущем докладе о школах РАНХиГС, который вышел в марте, недовольство свой зарплатой выразили почти 60% учителей. Также в марте Минобрнауки предложило повысить зарплату учителям в 1,5 раза.
Большая нагрузка
Почти три четверти учителей (74,3%) пожаловались на растущую нагрузку в школе. При этом в прошлом году на рост нагрузки жаловалось еще больше преподавателей — 80,9%, указывают авторы исследования. В РАНХиГС предполагают, что снижение их доли можно интерпретировать как адаптацию учителей к изменившимся условиям работы.
Оценка сложности работы зависит от возраста опрашиваемых учителей, заметили эксперты. Только 59,7% молодых учителей (до 35 лет) говорят о растущей сложности. Среди педагогов 46–55 лет таких респондентов гораздо больше — 79,4%. В остальных возрастных группах о возросшей сложности говорят примерно 78% опрошенных.
Те из учителей, кто заметил растущую нагрузку в школе, главной причиной назвали рост объема отчетности и организационной работы. Такого мнения придерживаются 84% респондентов из пожаловавшихся на рост нагрузки. Среди других причин были названы система оценки образовательных достижений (в том числе государственная итоговая аттестация в 9 и 11 классах), проблемы отношения учителей и родителей учащихся. По сравнению с прошлым годом особенно заметно увеличение числа учителей, столкнувшихся со сложностями работы именно из-за попыток наладить отношения с родителями своих учеников (26,1% в 2016 году против 38,8% в 2017 году).
«Увеличение административной нагрузки связано со сложностями перехода от бумажных форматов к электронным — электронным дневникам и учебникам. Во многих школах сохраняется и то, и другое. Надо вести и электронный учет, и все дублировать на бумажных носителях», — указала Абанкина.
Должен ли учитель работать на 2 ставки?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Работа на двух работах - это практика, пришедшая к нам с Запада (подработка). А ввиду чего? Правильно - нехватки средств! Согласен, если эта работа подразумевает частного собственника - вне государственной компетенции. Но когда вопрос касается национальной безопасности, нашего будущего поколения и его образования - чисто прерогатива государства и действующей власти. Если им плевать (что они и показывают своим отношением) на общую массу людей, то это аукнется им и откликнется. Эта масса 76,66 процентов когда-нибудь проснется и будет направлена против самой власти, это вопрос времени.
Учитель (педагог) - это третий родитель, несущий НАУЧНУЮ информацию ученику, дающий научные и другие знания... Это похлеще ПВО, которое нас охраняет от недоброжелателей, он должен быть защищен и материально и морально. Но без идеологии, а одной лишь любовью к России, ему тяжело учить, а еще когда желудок пуст. Мое личное мнение, что власть роет могилу сама себе не осознавая реалий!
Врачи и учитля. Избранные профессии. И в такой нищете в нашей стране.
Все мед.работники работают не на одну ставку иначе вообще ноги протянешь 9800), а нагрузка как на четыре и все увеличивают. Возмущаешься - ответ один не хочешь не работай
Так по всей стране и давно, потому что здесь обсуждать!Сколько уже ведутся беседы, что родители почти не видят своих чад, потому что всё время проводят на работе, а домй приходят, сил уже ни на что нет!!!
Ольга, страшно подумать что дальше!
Так тут не про это дело. Про оплату труда преподавателей.
Думаю, что нельзя держать работников умственного труда полуголодными. Ведь идут на эти несколько ставок бюджетные работники только от того, что не выжить на одну. Но и в законодательве нужно ставить ограничения, так как у некоторых людей престиж не в своих знаниях, а в бизнесе. Работу, как и медицину превратили в бизнес где на первом месте -деньги. Вот и получается, что всех устраивают американские методы обучения. Мы растеряли уже многие свои ценности, добытые нашими предками в 1917 году.
Ни врачи, ни учителя не должны ломаться на двух ставках! Это вредно для физического и интеллектуального здоровья нации!!!
Марина,никто не должен ломаться,труд должен достойно оплачиваться,и неважно,кем человек работает,а ведь многие еду покупают в первые два дня после зарплаты и все,а жить как?Детей растить?И не потому что работать не хотят,а реалии такие,к сожалению.
Вот и я о том же, что их труд должен оплачиваться настолько достойно, чтобы не было необходимости искать подработку. Пока такая необходимость есть, страдает всё общество.
Да и не только эти профессии,много всего,но как человек может,вообще ценить свой труд,если его не ценят,как человека?
Марина, а у вас не возникает такой мысли, что мы живем в колониальной стране, где элита вся продалась за свои "тридцать сребреников" заокеанскому "господарю" , а мы на положении полуголодных крепостных?
Какое образование ребёнку может дать замученный преподаватель? Нашему государству похоже не нужны умные люди... Чего стоит программа по которой сейчас учат в школах. У меня дочь заканчивает четвёртый класс, подготовка к экзаменам просто ужас... Задачи по математике по подаются на логику мы такое решали в 10 классе и позже... А вопросы по окружающему миру: нечем найдут учёные - археологи письменные подтверждение истории? и варианты ответа: на глиняных черепках, стенах зданий, бересте... Скажите пожалуйста от куда это знает 10 летний ребёнок? классная руководительница так и сказала, что много вопросов о том чего они не проходят по программе. А от результатов зависит перейдёт ли ребёнок в пятый класс.
На самом деле по факту никому кроме родителей и самого ребенка образование не не нужно. Раньше нас привлекали к учебе, заинтересовывали. Сейчас даже отличникам говорят, что учеба и оценки и программа это одно, вопросы по тесту ОГЭ другое. Все сидят на репетиторах. Натаскиваются на тесты.
Репетиторство -вот теперь новый способ заработка учителей!!!
Именно. Натаскивание на тесты. И почему спрашивается программой не предусмотрено то, что идет на экзамене?!
Всё потому, что нет единых учебников... Возможно, в каком - то этот вопрос освещён, а в других нет.. А задают на экзамене всем. Конечно, это неправильно.
разве тестирование - метод обучения? чему они могут научиться при таком обучении?
Мне, как учителю, это тоже не понятно, в учебниках практически не рассматриваются задачи, которые представлены, например в заданиях ОГЭ по математике, нет ни дополнительных материалов дидактических способных разрешить это несоответствие , обманываю - есть, но за дополнительную плату - 300, 400 руб, а ведь не только математика в школе. Для сильных и средних учащихся не представляет сложности их выполнить, но ведь сейчас: всегда были слабые ученики или без склонности к математике, но сейчас доля таких учащихся растёт, это не означает, что они плохие люди или умственно отсталый, так устроен его мозг, для таких учащихся необходимо детально прорабатывать такие задания, т. е. учителю самостоятельно необходимо делать такую подборку этих заданий, подобрать распечатать, а я хочу иметь в своём арсенале - я учитель мастеровой, мне нужны инструменты для работы - учебник, дидактические материалы, чтобы раздать хотя бы на каждую парту (опять же школа отказывается их покупать), мел и тряпка (не выдают, просим у родителей или покупаем сами), ну хоть доска есть в классе, множительно - копировальной техники нет. Пришёл бы рабочий на завод, а ему говорят станка нет, так точи сверли - а мы в такой ситуации.
Согласна, только - это не метод обучения, а метод проверки. Раньше дети, например по математике, выполняли контрольную работу и если ученик понимает алгоритм выполнения задания, но по каким либо причинам допускает вычислительную ошибку оценка, конечно снижалась, но за задание не ставили 0 баллов, то теперь: потерял минус в ответе, допустил вычислительную ошибку на последнем этапе выполнения задания, то в 1 части по математике 0 баллов, не справедливо, вся работа учителя и ученика насмарку, где эта ошибка, в чём ученик допустил промах, например в ОГЭ посмотреть нельзя. Опять же бланки для записи ответов, однажды ребёнок сместился при записи ответов на одну строчку - итог все 0, ребёнок экзамен не сдал, апелляцию по 1 части не принимают. Как объяснить ребёнку 9 класса справедливость оценочной системы.Представители Министерства образования комментируют деятельность учителей, что таким элементарным знаниям можно и дверь научить (так рассуждают в нашем Министерстве), это они рассуждают люди с высшим образованием, а для ученика не имеющим склонность, например к математике, выполнение и этих заданий становится сложностью. В итоге: учитель - дурак, не могущий обучить учеников тем знаниям, которым можно и дверь обучить.
Вообще глупость эти экзамены. Занимается ребенок нормально в течение года - переводить и все.
Не от хорошей жизни. Потом и рапортуют, что учитель по Москве получает 90т.р.(такая новость была на этом сайте). В регионах если 20т.р. и то хорошо.
Подработки влияют на качество учебы в худшую сторону, даже при одной ставке учителя работают 2 смены - одна смена в школе, а вторая дома, когда нужно подготовиться к следующим урокам, составить билеты и напечатать на принтере к контольным заданиям, составить методички и планы, опять их распечатать, вообщем работы хватает до 22-24 часов, на семью времени не остается. Средняя зарплата учителей по данным расследования АиФ в стране - 17,5 тыс. рублей, вместо официальных - 35 тыс. рублей. Вот есть учительский сайт, на котором опубликована статья: 8 причин, почему учитель - абсолютно бесправное существо.
mel.fm
К сожалению. На ровне с врачами. Хотя для меня это элита. Без этих людей просто никуда.
Большое спасибо за ссылку. Много интересного.
Анна, согласна. Есть, что посмотреть.
Это точно, работая на одну ставку, для полноценного и качественного обучения необходима тщательная подготовка. Никто не отменял поурочное планирование, педсоветы, проверку тетрадей. А, когда учитель в две смены у доски - извините, но подготовка оставляет желать лучшего. И обучение сводится к "прочтите параграф и ответьте на вопросы" и дабы самому учителю передохнуть чуток - самостоятельные работы, тестирования и тому подобное...
А потом - "если Ваш ребенок не усвоил за урок - репетитор Вам в помощь"...
А ведь учителя не роботы - дома их ждет плита, стиральная машинка, утюг и пылесос с тряпками, ведь подавляющее большинство учителей -женщины. И никто не отменял их обязанности по дому, мужей и детей, которые тоже хотят внимания и заботы от матери и жены...
Держатся в школе на голом энтузиазме те, кто в силу профессии остался один, с неустроенной жизнью. И маааленький процент учителей у которых работа - хобби, т.к. муж хорошо зарабатывает... но такие в две смены не работают🤗
Конечно, если маленькая зарплата, то нужна подработка, но это конечно большая нагрузка..
Конечно, просто деваться не куда.