Как воспитывала детей Екатерина II

2 мая 1729 года родилась София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, будущая российская императрица Екатерина Великая. Вспоминаем ее главные правила воспитания.
Встречи с родителями — по разрешению бабушки
Екатерине Алексеевне не пришлось воспитывать своих детей. Первенца, Павла, забрала императрица Елизавета. Дочь умерла в младенчестве. Второй сын был внебрачным, и сразу после рождения его отдали на воспитание в другую семью.
Но когда у Павла родился первенец, которого назвали Александром, а через два года – второй сын, Константин, Екатерина увидела возможность наверстать упущенное. Старший внук должен был стать императором России, а его младший брат – правителем давно исчезнувшей Византийской империи.
Екатерина II отобрала мальчиков у родителей, как только младенцы появились на свет. На их возражения она отвечала:
«Дети ваши принадлежат вам, но в то же время принадлежат и мне, принадлежат и государству».
Педагогическая наука эпохи Просвещения учила, что ребенок – это чистый исходный материал, из которого можно вылепить все что угодно. Екатерине II было угодно получить в своей семье двух идеальных правителей.
Императрица заявила, что ей довольно двух князей, и она не будет претендовать на детей, которые родятся потом. У Павла и Марии Федоровны родилось еще 6 дочерей и 2 сына.
Екатерина не препятствовала встречам маленьких князей с родителями. Но ни мать, ни отец не могли ничего изменить в их воспитании. Всё зависело от воли императрицы.
Иностранному языку учить с пеленок
Константину предстояло стать правителем новой Византии, империи, которую Екатерина мечтала восстановить. Турки завоевали ее еще в 1453 году. Византийцы были носителями греческого языка, и, чтобы мальчик сызмальства привыкал к речи своих будущих подданных, ему нашли кормилицу-гречанку и слуг-греков. Впрочем, бонна-англичанка у Константина тоже была.
С детьми нужно играть, даже если ты императрица
Екатерина разрешала мальчикам приходить к ней в кабинет, сидеть на полу, смотреть книжки, рисовать, при ней играть и веселиться, разбирать игрушки и собирать что-то новое. Она и сама с удовольствием играла с ними.
Для внуков императрица сочиняла поучительные сказки, составила «Бабушкину азбуку» – букварь с нравственными правилами («делай добро и не перенимай худое, пусть у тебя перенимают добро») и книжки, по которым дети учились читать.
Каждый день — холодная ванна и пробежки босиком
Идеальный правитель должен быть физически крепок. Мальчиков закаливали. Температура в спальне была не больше 19 градусов. В детских открывали окна и ставили не больше двух свечей, чтобы воздух всегда был свежий.
Кровати у маленьких князей были жесткие, матрасы – кожаные, с одной простыней, маленькой подушкой и тонким одеялом.
Детей одевали так, чтобы они могли свободно двигаться. Если они не болели, то принимали холодную ванну каждый день. Князей приучили бегать по земле босиком и купаться в пруду.
Александр легко все это переносил, Константин же был слабее, поначалу мерз, но закаливание пошло ему на пользу, и дальше он рос таким же здоровяком, как старший брат.
Наказания категорически запрещены
Екатерина II выбирала и меняла нянек, воспитателей и преподавателей Александра и Константина. Императрица написала «Наставление» о воспитании великих князей, а позже составила учебную программу для обоих внуков – они занимались вместе. Помощник воспитателя вел дневник, в котором описывал поведение детей, их поощрения и наказания.
За провинность юных князей выгоняли из классной комнаты. Екатерина категорически запретила более суровые кары. Но и этого дети боялись и потом писали учителям письма с извинениями и просьбой пустить на урок.
Ребенок должен много знать и много двигаться
Оба мальчика должны были изучать латынь, русский, французский и немецкий языки. Константину полагался еще греческий, а Александру – английский. Очень важной была география, в первую очередь России, еще биология, физика, астрономия, математика, история.
Будущие правители должны были изучать гражданское законодательство и военное искусство. Для полноты развития им преподавали еще верховую езду, фехтование, плавание, борьбу и все, что «телу придает силу и поворотливость».
К шести годам Александр умел читать и писать по-русски и по-английски. Но подростком наследник престола начал лениться и намного меньше интересовался и учебой, и современными событиями.
Константин был неусидчив и упрям, с трудом мог совладать со своим взрывным темпераментом. Ему было трудно на чем-то сосредоточиться. К подростковому возрасту он окончательно отбился от рук. Зато всё, что связано с армией и строевой подготовкой, вызывало его живой интерес. Военной подготовкой сыновей руководил лично Павел.
Настоящий император умеет пахать и строгать
Среди учителей был немец-столяр, научивший князей пилить и строгать. Кроме того, мальчики научились красить и готовить краски, рубить дрова, пахать и косить, править лошадьми. Традиция обучать императорских детей ремеслам и ручной работе сохранилась в доме Романовых до последних дней династии.
К балам и дамам приучали с трех лет
Приучать детей к светской жизни начинали с трех-четырех лет. Для них устраивались балы, где их дамами были взрослые светские дамы.
Вообще обучение манерам у князей проходило каждую секунду. Например, подрастающим детям было запрещено выказывать скуку или нетерпение – это бестактно.
Гражданские ценности превыше религиозного воспитания
Мальчики должны были твердо знать обряды и чтить заповеди, однако их законоучителю не стоило углубляться в богословские вопросы. Так Екатерина II хотела уберечь детей от суеверий. В итоге Константин так и остался холоден к религии, а Александр намного позже пришёл к вере, но далёкой от традиционного православия.
Воспитанию гражданских ценностей в духе Просвещения уделялось куда больше внимания. Эту задачу взял на себя знаменитый наставник князей Лагарп. Он внушал князьям, что тирания ужасна, превозносил уважение к человеческому достоинству и свободе личности как основе справедливого устройства общества. В его поучениях идеальный монарх – просвещенный и терпимый.
Оба ученика усвоили прекрасные рассуждения воспитателя и повторяли их, когда требовали обстоятельства. Но оба столкнулись с тем, что красивые слова Лагарпа имели мало общего с реальной российской действительностью.
Ранний брак — конец учебе
Едва подросший Александр начал обращать внимание на женщин. В 1792 году ему выбрали невесту, в 1793 году состоялась свадьба 15-летнего наследника престола.
Константина тоже женили очень рано, в 16 лет. На том их образование и закончилось – где же это слыхано, чтобы женатый человек высиживал уроки?
Правильные методы воспитания?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Известно, что у Екатерины Великой было трое детей - сын от ее законного брака с Петром III - Павел Петрович, Алексей Бобринский, рожденный от Орлова, и дочь Анна Петровна, которая в годовалом возрасте умерла от болезни.
Павел I Родители:Пётр III, Екатерина II (Великая)
Дети: Александр I, Константин Павлович, Ольга, Александра., Николай, Михаил.
В 1793 году юноша женился на немецкой княжне, получившей при крещении имя Елизаветы Алексеевны. Со смертью Екатерины Великой отец стал императором, а Александр - его наследником.
12 марта 1801 года в Санкт-Петербурге был организован дворцовый переворот. В центре него была группировка дворян.
До сих пор исследователи спорят, знал ли Александр о планах заговорщиков. Так или иначе, но точно известно, что когда Павла убили, об этом было сообщено наследнику. Так он стал императором России.
Реформы
Первые годы правления политика Александра I была целиком направлена на внутреннее преобразование страны. Начальным шагом стала широкая амнистия. Она освободила многих вольнодумцев и пострадавших во время правления Павла. В их числе оказался Александр Радищев, лишившийся воли за публикацию очерка "Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву".
Реформы были направлены на ослабление крепостного права. В 1803 году появился указ о вольных хлебопашцах, согласно которому помещики теперь могли освобождать своих крестьян вместе с землей.
Реформы Александра I содействовали развитию образования. Дополнительное финансирование получил Московский государственный университет. Также был открыт Царскосельский лицей (там учился юный Александр Пушкин).
Внешняя политика
И Екатерина, и Павел воевали с Парижем. Император Александра I вступил в антифранцузскую коалицию. Однако поражение при Аустерлице в 1805 году привело к тому, что Россия была на краю поражения.
Тогда политика Александра I изменилась: он встретился с Бонапартом и заключил с ним Тильзитский мир, по которому устанавливался нейтралитет, а у России появлялась возможность присоединить Финляндию и Молдавию.
Финляндия была присоединена в виде Великого княжества со своим сеймом и гражданскими правами. И в дальнейшем эта провинция была самой свободной во всем государстве на протяжении XIX века.
В 1812 году Наполеон решил напасть на Россию. Так началась Отечественная война, известная всем по "Войне и миру" Толстого. После Бородинской битвы французам была сдана Москва, но это был мимолетный успех Бонапарта. Оставшийся без ресурсов, он бежал из России.
Тогда же Александр I, возглавил армию в Заграничном походе. Он победоносно вступил в Париж и стал героем всей Европы. Триумфатор возглавлял российскую делегацию на Венском конгрессе. На этом мероприятии решалась судьба континента. По его решению к России окончательно присоединили Польшу. Ей была дана своя конституция, которую Александр так и не решился ввести по всей стране.
Последние годы правления самодержца отметились угасанием реформ. Император увлекся мистицизмом и тяжело заболел. Он умер в 1825 году в Таганроге. У него не было детей.
Династический кризис стал поводом для восстания декабристов.
В итоге к власти пришел младший брат Александра - Николай, который стал символом реакции и консервативности.
На том их образование и закончилось – где же это слыхано, чтобы женатый человек высиживал уроки? 'По материалам юридической социальной сети www.9111.ru ©'
Возможно, уроки закончились, но образование вряд ли.
интересная статья
Мудрая была женщина,требовательная.