Русская оскароносная 6 фильмов
16 мая, ровно 89 лет назад, В США состоялась первая церемония вручения "Оскара". Тогда фильмы были представлены в 10 номинациях, и до 1934 года вручение проходило один раз в два года. Первым лучшим фильмом стала картина "Крылья" Уильяма Уэллмана, а специального приза был удостоен Чарли Чаплин за "Цирк".
Но сегодня редакция портала Москва 24 решила вспомнить российские фильмы, которые в свое время были отмечены "Оскаром".
Ни одному русскоязычному игровому фильму не довелось завоевать более одной премии академии. Советские и российские картины четыре раза получали "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке" и по одному разу в категориях "Лучший документальный фильм" и "Лучший короткометражный анимационный фильм".
"Разгром немецких войск под Москвой", 1942 Леонид Варламов и Илья Копалин
Первым лауреатом "Оскара" от СССР стал документальный фильм "Разгром немецких войск под Москвой".
Картину о боях начали снимать по решению Сталина. В ноябре 1941 года были определены два режиссера: Леонид Варламов и Илья Копалин. В съемках участвовали пятнадцать фронтовых операторов.
Для показа в США фильм был переозвучен. Кроме того, название фильма изменили на Moscow Strikes Back ("Москва наносит ответный удар").
"Война и мир", 1968 Сергей Бондарчук
Первым советским художественным фильмом, завоевавшим "Оскар", стала экранизация романа "Война и мир" Льва Толстого. Режиссер – Сергей Бондарчук.
Это одна из самых высокобюджетных картин в истории советского кинематографа. А создание фильма заняло около шести лет.
"Дерсу Узала", 1975 Акира Куросава (совместное производство СССР и Японии)
Советско-японская картина Акиры Куросавы, созданная в 1975 году по мотивам произведений Владимира Арсеньева "По Уссурийскому краю" и "Дерсу Узала", также получила "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".
В феврале 1971 года советский режиссер Сергей Герасимов во время визита в Японию предложил Акире Куросаве снять фильм в СССР. Режиссер предложение принял. Некоторые сцены снимались в Москве на территории бывшего села Волынского. На создание фильма было затрачено четыре миллиона долларов.
Правда, лента вызвала негативную реакцию в КНР: критики усмотрели в сюжете попытку использовать литературу для пропаганды экспансионистской политики советских ревизионистов.
Были и истории с лентами, на которые делались большие ставки. Так, например, "Чайковский" Игоря Таланкина номинировался сразу на два "Оскара" в 1971 году: как лучший фильм на иностранном языке и за адаптацию музыкального сопровождения известным американским композитором российского происхождения Димитрием Темкиным. Но премию так не получил.
"Москва слезам не верит",1981 Владимир Меньшов
Третьим русским режиссером, получившим "Оскар", стал Владимир Меньшов и его фильм "Москва слезам не верит". Эта картина просто не могла остаться без внимания киноакадемии: в 1980 году лента стала лидером проката в СССР, ее посмотрели около 90 миллионов зрителей.
Правда, по началу критики картину восприняли неоднозначно: одни уповали на то, что мелодрама играет на низменных чувствах зрителей, другие и вовсе заклеймили фильм "излишне упадническим".
Для самого режиссера новость, что его фильм стал лучшим среди иностранных картин, была неожиданностью. О том, что он получил престижную премию, Меньшов узнал из программы "Время". Кстати, он сам и команда создателей не приехали на церемонию вручения "Оскара". Как объяснял сам режиссер, тогда он просто не мог попасть в Лос-Анджелес, поскольку был "невыездным". Вместо него статуэтку получил атташе по вопросам культуры посольства СССР в США.
"Утомленные солнцем", 1994 Никита Михалков
Лауреат премии "Оскар" за "Лучший фильм на иностранном языке", картина Никиты Михалкова была создана при поддержке французской студии и, как и "Дерсу Узала", считается совместным производством двух стран.
Название картины отсылает к популярному в 1930 годы танго "Утомленное солнце", которое неоднократно звучит в фильме.
Кстати, картина Никиты Михалкова настолько сильно впечатлила британского драматурга Питера Флэннери, что он написал одноименную пьесу для лондонского Королевского национального театра.
"Старик и море" Александр Петров
Мультипликационный фильм режиссера Александра Петрова по одноименной повести Эрнеста Хемингуэя был удостоен премии Американской киноакадемии в 2000 году. Кроме того, он стал первым в истории анимационным фильмом для кинотеатров большого формата IMAX.
Труд мультипликатора сильно отличается от труда кинематографиста. Петров работал в уникальной технике "ожившей живописи": он рисовал на стекле масляными красками, и не только кистью, но и пальцами
Интересная информация.