Поговорим о KPI. Как оценить работу юриста?

KPI (Key Performance Indicators) – специализированная система показателей, при помощи которой оценивается эффективность работы сотрудников отдела или компании. Но применимо ли понятие KPI в юридической работе?
Понятие KPI для юриста
Существует мнение, что работа юриста – творческая деятельность, для оценки которой не применимы статистические и иные «поточные» показатели. На практике, в 70% случаев проблема применения «юридических» KPI заключается в невозможности применения готовых «оценочных» механизмов, используемых в маркетинге, например, учет количества прибыли, принесенной одним сотрудником, не применим для анализа работы юриста-хозяйственника. Другая проблема заключается в неоднозначности ситуаций, возникающих в юридической работе. Например, если для оценки задан отчетный период, а работа юриста за это время не принесла результата в силу сторонних факторов (задержка в судебном разбирательстве, несвоевременное предоставление документов клиентом и т.д). По статистике, 50% юридических фирм используют KPI преимущественно для определения размера премирования юристов компании. Это еще одна распространенная проблема, так как подобное премирование вынуждает юристов гнаться за показателями, что ухудшает качество юридических услуг. Для предотвращения этого не стоит не ставить премирование во главу угла, лучше сделать упор на повышение общей эффективности. Пусть премии будут просто приятным бонусом.
Возможные варианты оценки эффективности юридической работы
Единого списка KPI, подходящего для всех юридических сфер, не существует.
Полная оценка работы специалиста возможна только в случае подхода с примерно равным соотношением критериев качества и количества.
Среди множества KPI-критериев есть особо востребованные показатели, применяющиеся в 70% случаев:
1. трудозатраты на дело. Критерий подходит для юристов, выполняющих однотипные задачи. При расчете трудозатрат учитывается комплекс работ: составление и сопровождение документации, внесение изменений и подача документов, исправление ошибок. Помимо оценки индивидуальной нагрузки, оценивание трудозатрат поможет подсчитать количество юристов, необходимых для каждого направления или отдела.
2. «полнота» каждого дела и процент выигранных дел. Критерии, подходящие для юридической работы, ведущейся непосредственно с судебными делами. В рамках этих KPI оценивается грамотность составления исковых требований, сопровождение иска, процент выигранных дел. Для отслеживания движения юридической документации существует специальный сервис – XSUD, обеспечивающий доступ к базе всех дел, находящихся в производстве. С программой XSUD юрист получает информацию в режиме реального времени, что минимизирует срыв сроков.
3. количество нарушений у каждого отдельного специалиста. Критерий, применяемый для всех категорий юристов. В 70-80% компаний нарушения выявляются путем проверки документации за отчетный период.
4. удовлетворенность клиента качеством юридических услуг. KPI, актуальный для компаний, работающих напрямую с клиентами. Не подходит для юристов-хозяйственников или юристов, которые занимаются аналитикой или научной работой. В 90% случаев для оценки удовлетворенности клиента используются анкеты либо электронные опросы.
Проблемы оценки по показателям количества и качества
Часто установление количественных оценочных критериев порождает гонку за количеством. «Цифровой» KPI мотивирует сотрудников выполнять как можно больше работы, зачастую снижая качество, а в отдельных случаях — и производить подлог рабочей документации для увеличения положительной статистики. Например, для увеличения показателя «востребованности» специалист берет в работу большое количество дел, с которыми впоследствии не успевает справляться.
У качественных KPI другая проблема – высокие требования к качеству без установления отчетного периода и количественных показателей порождает «затягивание» работы. При отсутствии временной мотивации, у сотрудника нет необходимости в организации рабочего времени, так как одна задача может выполняться продолжительный срок с упором на улучшение качества.
Важно, чтобы в процессе оценки эффективности юридической работы отдельного сотрудника приоритет отдавался качественным KPI, позволяющим произвести оценку с учетом всех возможных обстоятельств. Но не стоит забывать и о количественных критериях – для полной оценки без гонки за сроками и «затягивания» работы стоит использовать сочетание качественных и количественных KPI с подбором индивидуальных критериев для каждой области.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Мне кажется, что оценить работу юриста адекватно сложно. Все будет зависеть от того, выиграл ли дело, которое он вел. Да и дела бывают очень сложными, либо вовсе невозможными в плане выигрыша. Так что на адекватность оценки никак нельзя рассчитывать.
Как можно оценить бурный поток? С позиции эстета, любующегося природой? Тогда это зрелище, доставляющее наслаждение. Или с позиции жителя прибрежного района? В этом случае он является источником беды, разрушая постройки.
Эта аналогия пришла после прочтения публикации...
Очень трудная задача, оценить юриста.
Особенно для того, кто не знает, что надо требовать с юриста.
Работодателю с юристом проще: не понравился, - выгнал.
К сожалению в Москве сложно найти добросовестного юриста!Если только через знакомых!Кругом конторы однодневки,которые снимают в аренду один и тот же офис,периодически меняя название организации!
Когда юрист понимает, что одно и тоже дело он может выиграть с любой стороны, то это хороший юрист. Если в зависимости от обстоятельств дела он выигрывает или проигрывает спор, это плохой юрист.
Специализированная система показателей, при помощи которой оценивается эффективность работы сотрудников отдела или компании.
Всё это хорошо,если это не идёт в ущерб самой работы.