Декриминализация побоев имеет обратную силу. Позиция КС РФ

Конституционный Суд РФ рассмотрел жалобу группы граждан, которые пострадали от побоев в 2015 и начале 2016 года и хотели привлечь своих обидчиков к ответственности, но им это не удалось. Им отказали как в возбуждении уголовного дела – так как нанесенные им побои перестали быть криминальным преступлением, так и в привлечении обидчиков к административной ответственности – ведь на момент избиения это деяние уже не было административным правонарушением. Поэтому заявители просили проверить на соответствие Конституции РФ нормы статьи 1.7 КоАП РФ, новую редакцию статьи 116 УК РФ «Побои», а статью 116.1 УК РФ «Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию», и, наконец, статью 6.11 КоАП РФ «Побои». Поскольку эти нормы были приняты с 15 июля 2016 года, заявители сочли несоответствующим Основному закону их применение в своем случае. Ведь ФЗ, смягчающий наказание, имеет обратную силу.
В результате Конституционный Суд дал новое толкование нормам КоАП РФ, позволяющим лицам, совершившим побои, уходить от уголовной ответственности. КС РФ рассмотрел жалобу в закрытом заседании без проведения слушаний. Судьи указали, что если после совершения правонарушения ответственность за него была устранена или смягчена, следует применять новый закон. Уполномоченные органы не имеют права уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц. Положения статьи 1.7 КоАП РФ по существу воспроизводят предписания статьи 54 Конституции РФ, конкретизируя их применительно к сфере административных правонарушений, и потому не могут рассматриваться как противоречащие основному закону.
При этом КС РФ считает, что в этом случае правонарушители должны были быть привлечены к административной ответственности. В тексте постановления КС РФ, в частности, сказано:
«Отмена законом уголовной ответственности за определенное деяние с одновременным его переводом под действие КоАП свидетельствует о том, что федеральный законодатель продолжает рассматривать данное деяние как правонарушающее, однако по-иному оценивает характер его общественной опасности».
Таким образом, декриминализация преступления представляет собой смягчение публично-правовой ответственности за совершение соответствующего правонарушения, проявляющееся во введении менее строгих – по сравнению с уголовными – административных санкций, меньшее по степени – по сравнению с уголовно-правовым институтом судимости – ограничение прав при применении мер административной ответственности.
А Вы сталкивались на практике с применением обратной силы законов, смягчающих ответственность?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты