Боголюбов Александр Алексеевич
Боголюбов А А Подписчиков: 19327
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 4.7М

Советы и рекомендации о том, как правильно нужно вести себя с коллекторами

19 дочитываний
5 комментариев
Эта публикация уже заработала 1,15 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Коллекторы и коллекторские организации специализируются на оказании услуг другим организациям (в основном банкам и организациям, предоставляющим услуги по микрокредитованию) по взысканию долгов либо приобретают у соответствующих организаций права требования долга и взыскивают средства с должников уже в свою пользу. Ни для кого не является секретом, что коллектор это вполне обычный человек с железной хваткой, способный пошатнуть нервную систему любого среднестатистического обывателя. Настойчивость и давление – вот основные методы работы компаний по истребованию долга. Работа коллекторов вызывает в нашем обществе все больше вопросов чем ответов. В сети Интернет регулярно выкладываются новые записи телефонных разговоров должников с коллекторами, из которых видно, насколько грубые методы они используют в целях взыскания долга (психологическое давление, угрозы физической расправой или сообщить о долге работодателю, опубликовать компрометирующую информацию о должнике и т.д.).

В РФ коллекторские агентства появились почти 15 лет назад, однако в течение долгого времени их деятельность не была подкреплена законодательными актами. Взыскатели задолженностей часто действовали не в рамках правового поля и должникам пришлось столкнуться с хамством, угрозами и порчей имущества.

На слуху у многих жуткие и жестокие случаи беспредела коллекторов:

1. Под Новосибирском четверо неизвестных мужчин в масках ворвались в квартиру и напали на родителей и их 17-летнего сына. Злоумышленники похитили мобильный телефон и потребовали вернуть 240 тыс. рублей в счет погашения кредита. Супруга воспользовалась услугами компании «Деньгисразу», получив пять тысяч, но не смогла вернуть долг. Затем нападавшие избили мужа и ребенка хозяйки квартиры, после чего совершили с ней насильственные действия сексуального характера.

2. Анна и Александр Кузьмины взяли кредит в «Домашних деньгах» в размере 30 тыс. рублей. После того как они задержали очередную выплату на неделю, началось преследование со стороны коллекторов. Те пришли, когда дома был лишь 11-летний мальчик. На протяжении трех часов они ломились в квартиру, перерезали электропроводку и провода телефонной связи. Под конец они испортили замок, залив скважину клеем. После ухода коллекторов испуганный ребннок решился выйти из квартиры, чтобы взять у соседки телефон и позвонить маме.

3. Ольга Колесниченко и ее сестра были вынуждены вызвать полицию, услышав, как коллекторы пытаются выломать дверь в их квартиру, где они находились вместе с детьми. 26-летний Александр Кожевников и 27-летний Эмиль Джафаров были доставлены в полицию для дачи показаний. Оказалось, что мужчины работают в коллекторском агентстве «Сентинел», с которым у Альфа-банка заключен договор.

4. Пенсионерка обратилась за займом на сумму 30 тыс. рублей в микрофинансовую организацию «Деньга». Вернула петербурженка в два раза больше денег — 69 тыс. рублей, но с просрочкой. Однако кредиторы потребовали еще столько же, после чего последовали угрозы: неизвестные обещают сжигать детей и называют нашумевший инцидент в Ульяновске, где от рук коллекторов пострадал двухлетний ребенок, «показательной казнью».

Коллектор бросил бутылку с зажигательной смесью в окно дома, где проживал 56-летний Исмаил и гостил его внук. Пожар вспыхнул в кроватки, где спал ребенок, в результате чего он получил сильные ожоги лица и предплечий. Причиной для поджога дома стал непогашенный долг: Исмаил взял 4 тыс. рублей на лекарства в компании по выдаче микрозаймов «Росденьги». В конечном итоге заемщику пришлось выплатить организации сумму, которая в шесть раз превысила первоначальный займ. Однако затем коллекторы потребовали еще 40 тыс. рублей. В итоге, после череды скандалов, связанных с нападениями на должников, был принят Федеральный закон № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности».

С 1 января 2017 коллекторской деятельностью вправе заниматься только организации, сведения о которых включены в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности. Данный реестр ведет Федеральная служба судебных приставов. Сведения реестра являются открытыми и размещаются на сайте ФССП и самой коллекторской организации в сети Интернет.

В течение 30 рабочих дней со дня привлечения коллекторской организации для взаимодействия с должником по просроченной задолженности кредитор должен уведомить об этом. При встрече и телефонном разговоре коллектор обязан сообщить вам наименование кредитора, коллекторской организации, а также свои фамилию, имя, отчество.

При личной встрече с коллектором целесообразно попросить предъявить вам документ, удостоверяющий личность коллектора; доверенность, подтверждающую его полномочия; копию свидетельства о внесении сведений о коллекторской организации в государственный реестр.

Указанный закон запрещает причинять должнику вред, угрожать и применять физическую силу, оказывать психологическое давление, повреждать имущество и т.д. Причем общение с коллектором начнется лишь по истечении четырех месяцев с даты начала просрочки. Должник, в свою очередь, вправе вообще не общаться с ним. Кредитор в этом случае может сам обратиться в суд.

Также коллекторам запрещается докучать граждан в рабочие дни с 22:00 до 8:00, а в выходные - с 20:00 до 9:00. Лично встречаться с должником дозволяется лишь раз в неделю, а вот названивать - не чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю, восьми раз в месяц; отправлять телеграфные сообщения и сообщения по сетям электросвязи – не более двух раз в сутки, четырех раз в неделю, шестнадцати раз в месяц. При этом коллекторская организация должна обеспечить аудиозапись всех переговоров с вами, а также запись сообщений по сетям электросвязи.

Коллекторам запрещается общение с близкими должника, если тот не дал на это письменного согласия. Кроме этого, запрещено скрывать номер телефона или адрес электронной почты, с которых осуществляются звонки или рассылка.

Помимо этого, закон прописывает требования к коллекторам. Ими не смогут стать лица с непогашенной (неснятой) судимостью за преступления против личности, экономической направленности, против госвласти и общественной безопасности. Коллекторством не смогут заниматься микрофинансовые фирмы и ломбарды. В том случае если коллекторы превышают свои полномочия, в частности пытаются изъять у вас имущество, ведут себя агрессивно, угрожают, унижают, оскорбляют, хамят, прекратите общение с ними и вызовите полицию. Указанные действия коллекторов могут повлечь административную, а также уголовную ответственность. При совершении коллекторами действий по возврату просроченной задолженности в нарушение законодательных требований виновные лица могут быть привлечены к ответственности по ст. 14.57 КоАП РФ.

Вы также вправе подать жалобу на действия коллекторов в территориальный орган ФССП и органы прокуратуры. Поступление в ФССП сведений о нарушении коллекторской организацией требований к осуществлению коллекторской деятельности является основанием для ее внеплановой проверки. При выявлении однократного грубого нарушения закона, повлекшего причинение вреда жизни, здоровью или имуществу должника и иных лиц, коллекторская организация может быть исключена из госреестра и лишится права осуществлять коллекторскую деятельность. Те же последствия возможны, если коллекторская организация неоднократно в течение года не выполняет предписания ФССП и нарушает требования законодательства о порядке осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности физических. Вместе с тем, действия коллекторов можно также обжаловать в судебном порядке.

Если все же Вы решили пообщаться с коллекторами то нужно все сделать правильно и грамотно. Психологический фактор – важная составляющая разговора с вымогателями. Цель коллектора – запугать человека и заставить его любой ценой найти деньги. Человек, пребывающий в стрессе, легко идет на поводу у шантажистов, жертвуя многим лишь бы его жизнь и здоровье были в целостности. Между тем, очень важно мыслить в таких ситуациях трезво, с холодной головой, игнорируя преувеличенные запугивания коллекторов, ведь по закону они ничего не могут сделать. Единственное, чем наделил законодатель коллектора – возможность словесного воздействия путем нормального общения. Угрозы, насилие, оскорбления, нанесение вреда репутации и имуществу недопустимы. Не нужно упускать один важный момент – во время разговора идет аудиозапись. В случае возникновения спорных ситуаций она может попасть в руки правоохранительных структур. Поэтому от вас требуются максимально четкие и ясные ответы на вопросы коллектора. В том случае если Вы будете вести разговор грамотно, есть шанс, что взыскатель перестанет вас безосновательно запугивать и предложит план погашения долга. Полностью исключить элемент стресса из общения с коллекторами, конечно, не получится, но знать несколько правил поведения с ними безусловно не помешает. Важно помнить, что при любом общении с должником обязательно производится запись (ст. 17 Закона № 230-ФЗ). Это необходимо в первую очередь для контроля сотрудников коллекторских организаций их начальством. О том, что идет фиксация разговора взыскатель должен предупредить в начале беседы.

Вам также не запрещается записывать разговор. Эти материалы признаются доказательствами и рассматриваются в суде при выявлении нарушений в действиях коллекторов.

Согласно ч. 6 ст. 7 Закона № 230-ФЗ должнику по телефону сообщают:

• Ф.И.О. или название кредитора и взыскателя.

• Сведения о наличии долга.

• Номера телефонов коллектора и кредитора.

Если вам не сообщили эти сведения, спросите их сами и не ведите разговор, пока не дождетесь четкого ответа. Очень важно помнить о том, что коллекторы не могут звонить со скрытых номеров.

Должник не обязан сообщать о себе какую-либо информацию, тем более это опасно из-за частых телефонных «разводов» аферистов. Заемщик может вообще не общаться с коллекторами, написав заявлением о том, что его интересы будет представлять адвокат (ст. 8 Закона № 230-ФЗ).

В некоторых случаях, когда методы воздействия на гражданина не действуют, взыскателя начинают расспрашивать о его родственниках с целью выбить деньги через них. Не отвечайте. Это незаконно и допускается только в одном случае – если заемщик подписал соглашение о возможности обращения коллекторов к другим лицам (ст. 4 Закона № 230-ФЗ).

Вы вправе записать угрозу коллектора и предъявить ее в качестве доказательства в суде. Не нужно при этом предупреждать собеседника о фиксации разговора, так как априори запись должна идти и так, поэтому никакого предупреждения не требуется. Но для подстраховки можете уведомить коллектора о том, что вы будете его записывать и это не помешает (хотя и редко, но бывают ситуации, когда судьи настаивают на исследовании в ходе дела только допустимых доказательств, полученных законным путем, то есть после предупреждения об осуществлении записи).

Беседа в большинстве случаев заканчивается самим коллектором на одном из предыдущих этапов. Например, когда заемщик очень детально интересуется информацией об организации взыскателя или если юридически подкованного человека запугать просто-напросто не удается. Тем не менее, если вас «грузят» далее, постарайтесь отвечать точно и лаконично. При разговоре и общении с коллектором постарайтесь применить в беседе все свои юридические знания. Заранее узнайте, какими права обладает коллектор, и какая мера ответственности ему может грозить. Не стесняйтесь сказать, что обратитесь в суд или в правоохранительные органы в случае применения в отношении вас незаконных мер. Идеальным окончанием разговора будет вариант, если коллектор вас услышит, войдет в ваше положение и предложит адекватный план по возвращению долга.

Вымогатели иногда требуют переписать на них жилье или машину, угрожают нанести вред имуществу, заключить невыгодную для должника сделку, пожертвовать собственностью родственников ради списания долгов. Все это незаконно и на практике не может реализоваться, так как коллекторы не могут отнять имущество. Этим правом наделен только пристав.

Скажите собеседнику, что идет фиксация разговора, а запись будет передана в прокуратуру для привлечения шантажиста к уголовной ответственности, которая может наступить на основании статей 163 и 179 УК РФ.

Словесные выпады в вашу сторону или в сторону ваших близких недопустимы. Вы имеете полное право обратиться в полицию или в прокуратуру, заявив об угрозах. В качестве доказательства потребуется запись разговора.

Необходимо также помнить о том, что звонки ночью с 22.00 до 08.00 не разрешены (ч. 3 ст. 7 Закона № 230-ФЗ). Но если коллекторы нарушают это требование, вы вправе пожаловаться на них в полицию. За несоблюдение положений Закона № 230-ФЗ предусматривается административная ответственность по ст. 14.57 КоАП РФ. Звонки в ночное время могут расцениваться также как мелкое хулиганство – ст.20.1 КоАП РФ, поэтому о них целесообразно сообщать в полицию.

При личной встрече постарайтесь соблюдать спокойствие и следовать нижеследующим рекомендациям:

1. Попросите представиться и предъявить документальные основания обращения к вам.

2. Записывайте разговор.

3. Не сообщайте коллектору информацию о доходах и контактных данных своих близких.

4. Не подписывайте никаких бумаг.

5. Если вымогатель начинает угрожать каким-либо насилием, вызывайте полицию.

6. Не передавайте коллекторам деньги из рук в руки. Внесение средств в счет долга должно фиксироваться документально.

Хотя коллекторы и приносят дискомфорт в дом, иногда и среди них попадаются чуткие люди. Не грубите, ведите себя сдержанно и, возможно, помощь придет оттуда, откуда вы ее не ждете.

Также важно помнить о том, что если с момента возникновения долга прошло 4 месяца, заемщик вправе совсем отказаться от общения с коллекторами. Для этого ему необходимо написать заявление на имя кредитора и взыскателя средств. Документ подается через нотариуса, заказным письмом или путем вручения под роспись (ст. 8 Закона № 230-ФЗ). Если же 4 месяца еще не прошло, сообщите коллектору, что вы будете вынуждены обратиться в правоохранительные или надзорные органы.

Прекращение звонков не свидетельствует о том, что долг вам простили. Скорее всего, коллекторы просто ждут, пока ваша задолженность вырастет. Это связано с тем, что чем больший период должник уворачивался от выплат, тем выше процент получит взыскатель за свою деятельность после истребования нужной суммы. Таким образом, если у вас появилась возможность отдать долг, то смело отправляйтесь к кредитору его погашать. Этого делать не следует лишь в одном случае – если с момента возникновения задолженности прошло более 3 лет (оканчивается срок исковой давности).

Также не стоит беспокоиться и если общение с коллекторами Вас напрягает то лучше данное общение прекратить. Если не можете платить то не платите. Пусть подают в суд, а в суде Вы заявите о снижении всех процентов по ст.333 ГК РФ уменьшение неустойки, а потом просите рассрочку решения суда.

А Вам или Вашим знакомым приходилось сталкиваться с беспределом коллекторов?

Проголосовали: 21

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Комментировать
5 комментариев
Понравилась публикация?
2 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Боголюбов Александр Алексеевич
Комментарии: 5
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Приходилось читать и слышать о бесспределе коллекторов. Очень интересная публикация и советы обязательно кому то пригодятся

+4 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

ОТ ТАКОГО УЖАСА КОТОРЫЕ ТВОРЯТ ПОРОЙ КОЛЛЕКТОРЫ ПРОСТО ВОЛОСЫ НА ГОЛОВЕ ДЫБОМ ВСТАЮТ, ЭТО ЖЕ КАК ФАШИСТЫ МОГУТ ЖИВЬЕМ ПОДЖЕЧЬ И ПОДЖАРИТЬ И ОНИ НЕ ОСТАНОВЯТСЯ НИ ПЕРЕД РЕБЕНКОМ НИ ПЕРЕД ЖЕНЩИНОЙ

+3 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
14.07.2018, 16:18
Санкт-Петербург

Из статьи надо делать выводы - брать чужие деньги и не отдавать их гораздо благородней и честней чем требовать возврата долга . Интересно в суде аргумент - "украл т.к. попал в трудную ситуацию" тоже зачтется и судья, утирая слезу, освободит вора?

+2 / -1
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ОЧЕНЬ ПОМОГУТ МНОГИМ ЛЮДЯМ

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Спасибо за основательную статью.

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Как защитить свои права при трудовом споре: советы юристов и законные способы защиты интересов

Защита своих прав при трудовых спорах – важный аспект взаимоотношений между работником и работодателем. Трудовые споры могут возникать по разным причинам: невыплата заработной платы, неправомерное увольнение,...

Господа эксперты!?

На днях на сайте прочитал статью о возможности увеличения размера пенсии для некоторых категорий пенсионеров. Автор публикации ссылался на некого эксперта по пенсионным делам Сергея Власова. Цитата: "...

Надоели звонки с предложением сомнительных услуг? Есть способ избавиться от них

Сейчас многие организации перешли на «удаленку». В большинстве случаев это значит и то, что они перестали принимать клиентов в своих офисах и торговых точках. Естественно, это влечет за собой убытки.

Налоговая применяет к пенсионерам новое требование – что нужно знать и делать?

Проживающие в разных регионах страны пенсионеры в последнее время жалуются на новое требование, применяемое к ним Налоговой службой. На первый взгляд, ничего плохого, чистая формальность. Но,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы