ВС РФ предписал оспаривать решения ГИТ по нормам КАС РФ

Верховный суд РФ изменил свою позицию по вопросу подсудности оспаривания предписания Государственной инспекции труда об устранении нарушений трудового законодательства. В кассационном определении Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 6 июня 2018 г. № 69-КГ 18-1 сказано, что рассматривать жалобы на решения ГИТ суды должны по нормам Кодекса административного судопроизводства, а не в порядке гражданского судопроизводства.
В рассматриваемом ВС РФ деле суды двух инстанций отказали организации-работодателю в принятии административного иска об оспаривании акта проверки и предписания трудовой инспекции, мотивируя это тем, что подобный спор подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Аргументы у судей были такие:
-статьей 8 ГК РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают у граждан и юрлиц из актов государственных органов;
-на работодателя оспариваемым решением ГИТ возложена обязанность привлечь своего работника к дисциплинарной ответственности за нарушение трудового законодательства до истечения указанного в предписании срока;
-решение ГИТ является ненормативным актом и создает обязанности для конкретного субъекта.
В связи с этим в подаче иска по нормам КАС РФ организации было отказано, а в определении суда указано, что спор должен быть рассмотрен в порядке ГПК РФ как спор о признании незаконным акта, исполнение которого приведет к возникновению, изменению и прекращению гражданских прав и обязанностей. ВС РФ с этим не согласился и указал, что дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику, относятся к подсудности КАС РФ. Поскольку ГИТ осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, в том числе посредством выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, следовательно оспариваемое предписание является вынесенным уполномоченным органом документом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные для исполнения указания, нарушающим, по мнению административного истца, его права, охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия.
Примечательно, что ранее сам ВС РФ не признавал такие иски административными. В частности, противоположную позицию судьи высказали в письме от 5 ноября 2015 г. № 7-ВС-7105/15.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Думать надо о нарушенном праве и как выстраивать позицию в суде, а ни где можно обжаловать ГИТ. Очень жаль, что в нашем государстве над этим приходится думать-полагаю что подведомственность и подсудность должны быть четко прописаны в законе дабы всем было предельно ясно и понятно и никто не путал куда податься, а ВС не менял своих позиций по настроению. .
Хороший материл над которым стоит подумать.
Юридиотизм
всех ветвей властей иногда зашкаливает, что и не поймешь, как действовать...
Потому прощее иск (жалобу) в оба суда разом подать, пусть судьи между собой и выясняют... А у истца (заявителя) меньше проблем будет...
Добрый день!
Добавлю. Со второй половины 2017 г. по март 2018 г. в ФГБНУ прошли 5 внеочердных проверки ГИТ. Было вынесено 15 постановлений об адм. правонарушении в отношении ЮЛ и столько же директору. Также были вынесены 4 предписания.
На постановления были поданы жалобы в порядке ГПК. А на предписания поданы административные иски. При этом в 2017 году иск был подан в суд по месту нахождения ГИТ (г. Санкт-Петербург), но суд иск не принял мотивируя необходимость подавать иск по месту регистрации ЮЛ. А в 2018 (я вступил в дела с января 18) в марте СОЮ по месту регистрации ЮЛ сообщил что практика поменялась...дело было передано на рассмотрение суда по месту нахождения ГИТ
.
Утешает только что актуальность спора сошла на нет, а так конечно забавно смотреть определения судов о необходимости обращаться или рассматривать дело в другом суде.
ГИТ является государственным органом в области трудовых правоотношений. Предметом регулирования КАС являются рассмотрение споров об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов ... должностных лиц. В порядке ст. 218 КАС гражданин, организация , иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями.