ВС РФ предписал оспаривать решения ГИТ по нормам КАС РФ
Верховный суд РФ изменил свою позицию по вопросу подсудности оспаривания предписания Государственной инспекции труда об устранении нарушений трудового законодательства. В кассационном определении Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 6 июня 2018 г. № 69-КГ 18-1 сказано, что рассматривать жалобы на решения ГИТ суды должны по нормам Кодекса административного судопроизводства, а не в порядке гражданского судопроизводства.
В рассматриваемом ВС РФ деле суды двух инстанций отказали организации-работодателю в принятии административного иска об оспаривании акта проверки и предписания трудовой инспекции, мотивируя это тем, что подобный спор подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Аргументы у судей были такие:
-статьей 8 ГК РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают у граждан и юрлиц из актов государственных органов;
-на работодателя оспариваемым решением ГИТ возложена обязанность привлечь своего работника к дисциплинарной ответственности за нарушение трудового законодательства до истечения указанного в предписании срока;
-решение ГИТ является ненормативным актом и создает обязанности для конкретного субъекта.
В связи с этим в подаче иска по нормам КАС РФ организации было отказано, а в определении суда указано, что спор должен быть рассмотрен в порядке ГПК РФ как спор о признании незаконным акта, исполнение которого приведет к возникновению, изменению и прекращению гражданских прав и обязанностей. ВС РФ с этим не согласился и указал, что дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику, относятся к подсудности КАС РФ. Поскольку ГИТ осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, в том числе посредством выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, следовательно оспариваемое предписание является вынесенным уполномоченным органом документом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные для исполнения указания, нарушающим, по мнению административного истца, его права, охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия.
Примечательно, что ранее сам ВС РФ не признавал такие иски административными. В частности, противоположную позицию судьи высказали в письме от 5 ноября 2015 г. № 7-ВС-7105/15.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты