Организация работы в юридическом отделе

Если вы начинаете руководить только что сформированным юридическим отделом, вы юрист компании в единственном числе, индивидуальный предприниматель или директор (собственник) компании и хотите понимать, как строится работа в юридической службе, то моя статья наверняка окажется вам полезной.
За время своей профессиональной деятельности мне посчастливилось работать в крупных компаниях с разросшейся юридической службой. Я работала в команде и организовывала свою деятельность самостоятельно. Перед тем как уйти в свободное плавание, была единственным юристом в компании оптово-розничной торговли, и моя система работы, скорее всего, сформировалась именно там.
На начальном этапе моей работы в этой организации там не было никакой системы, поэтому все, что так или иначе касалось юридического сопровождения деятельности компании, двигалось в хаотичном порядке. Нужно было актуализировать порядок, сформированный в моем понимании на предыдущих работах, настроить его «под себя». А в завершении, когда мои полномочия существенно расширились и мне понадобился помощник, пришлось еще раз пересмотреть свой подход к организации работы.
Самое важное, что юристу нужно четко уяснить и донести до руководства, что бюрократия, большое количество бумаг, книги учета или наличие системы CRM/соответствующих настроек в 1 С (кому как удобно, сегодня многие используются для электронного согласования договоров) – это необходимость, а не блажь.
Для меня этот момент оказался самым трудным, но статья не об этом.
Порядок в документации — залог успеха
Работа в юридическом отделе начинается с банальностей – чистого стола каждый вечер перед уходом домой и «железного» порядка учета.
Юристы работают с большим объемом документов, поэтому лучше с самого начала организовать строгий учет.
Тогда рост числа договоров, входящей и исходящей корреспонденции пройдет абсолютно спокойно – и ваша служба легко справится и с сотней, и с тысячей договоров ежегодно.
Я делала это следующим образом – завела 4 журнала строгой отчетности:
- договоры с поставщиками;
- договоры с покупателями;
- журнал входящей корреспонденции (сюда относились поступающие в юридический отдел письма/жалобы/претензии);
- журнал исходящей корреспонденции (сюда относилась идентичная корреспонденция от компании в различные адреса).
Хочу отметить, что, если в вашей компании есть приемная с секретарем, то два последних журнала в юротделе не нужны.
В книгах учета отмечается факт выдачи ответственному сотруднику и приема на хранение в юротдел всех документов, касающихся юридического сопровождения компании, ставится собственная подпись сотрудника и дата выдачи/принятия.
Так же и договоры – их обычно вносят в 1 С. Необходимо указывать входящий номер, если подписан входящий договор, через дробь или в скобках; если договор в редакции вашей компании, то нужно указать присвоенный вами номер в книге учета.
Еще одна форма учета договоров и корреспонденции – это реестры, они используются для экспресс-контроля наличия документа, его краткого содержания, статуса в работе, и используются всеми работниками компании для информативности.
Еще хочу добавить, что документация хранится в закрытых на ключ шкафах с соответствующей маркировкой на ребре папки, документы должны быть разложены по дате создания. И при помощи информации 1 С или книги учета любой документ очень быстро можно найти.

Локальные акты
Юристам необходимо разработать ряд локальных нормативно-правовых актов. Без них хаос в документообороте будет расти в геометрической прогрессии одновременно с ростом компании: положение о договорной работе, положение о взыскании дебиторской задолженности, положение об архивации юридических документов...
Перечислим основные:
1. Думаю, что положение о создании и функционировании вашего отдела, а также должностные инструкции сотрудников уже составлены отделом кадров, если же нет – займитесь этим сами. Чем прозрачнее и четче будет описан процесс вашей работы, тем быстрее и слаженнее она будет идти.
2. Конечно, я бы еще посоветовала разработать положение или регламенты об участии в переговорах, о взаимодействии с государственными органами и органами местного самоуправления, но это по мере необходимости.
3. Положение о договорной работе – основополагающий, необходимый свод правил, описывающий бизнес-процессы, происходящие от момента переговоров по заключению договора с контрагентом до порядка сдачи его в архив. Данное положение должно:
- детально описывать каждую стадию: создание, согласование, подписание, хранение договоров;
- устанавливать ответственность в случае нарушения порядка;
- содержать типовые формы договоров, разработанных для вашей компании.
4. Положение о взыскании дебиторской задолженности детально описывает претензионную работу при возникновении задолженности в пользу вашей компании: от сообщения о возникновении просроченной задолженности контрагента до принятия решения о передаче спора в суд.
5. Положение об архиве систематизирует виды и порядок хранения юридически-значимых документов. Это также немаловажно закрепить на бумаге. Часто бывает, что сотрудники не знают нормы хранения и избавляются от документов уже после истечения срока исковой давности по общему правилу гражданского кодекса.
И в заключение хочу сказать – для того чтобы правила работали в компании, юристы должны соблюдать их в первую очередь сами.
Когда механизм отлажен, а все шаги скрупулёзно продуманы и обозначены, текущая деятельность больше не создает неприятностей – вы сможете уделять больше времени самообразованию, развитию своей компании, тестированию новинок и прочим приятным вещам, которые способствуют успешности дела.
Если есть какие-то вопросы по теме, я с радостью отвечу на них.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Уважаемый Алексей Константинович!
Эту работу я проделывала не для руководителя и не для того, чтобы меня ценили. Цель подобной организации работы и внедрения этой простой системы правил - облегчить работу себе. Лично мне, крайне редко приходилось досудебные переписки вести - наши сотрудники отлично были, с помощью регламента, проинструктированы, пошагово, как себя вести в различных щекотливых ситуациях. Моя задача - вести эффективную профилактику, и желательно со своими коллегами, а не по судами ходить. За 2 года количество судебных споров уменьшилось на 50 % по сравнению с 2мя предыдущими и благодаря отсутствию "текущего аврала" я могла много времени уделять "безнадежным долгам", за счет чего основную часть из них удалось вернуть.
Яночка, подпишусь под каждым словом.
Как правило, сначала разгребаешь как проклятый "авгиевы конюшни", которые создал предшественник, потом выходишь в нормальный режим...
НО!
Руководство начинает думать, что работы маловато.
Проблем не видно...
Кому-то важен не результат, а чтобы "потел"
Так что "палка о двух концах"
Не могу с вами не согоаситься, слышала о таких руклводителях,,для которых показатель работы - горы документов на столе и то,что сотрудник сидит на работе до 9,10 вечера. Может быть звучит нагловато,но это пережитки "совка",нужно доказывать не эффективность такого подхода "на пальцах".
Допустим,ему самому не нужен результат,а важен только процесс,что все в работе,тогда юристу нужно сделать выбор готов ли,может ли себе позволить с ним работать.
Яна, с такими, бывало, работал. В юности
Да и сейчас вижу подобных товарищей.
Их легко узнать - по заваленному бумагами столу, подоконникам, книжным полкам и шкафам.
По служебным бумагам, которые валяются у них почти месяцами... Ведь у него "столько важных дел".
Ага, ага!
Для них пустой стол - признак отсутствия работы.
Понимаю
Руденко Яна Юрьевна, руководитель будет вас ценить за выигранные дела в суде и грамотную до судебную переписку с партнерами. Количество папок исписанной бумаги в вашем кабинете не имеет значения.
Яночка (простите заранее, что так обращаюсь. Просто уж очень Вы красивая
Сочтёте неприемлемым такое обращение - исправлюсь
).
Расскажу историю:
В организации - "текучка кадров". Системных администраторов-программистов. А сеть всё время "падает".
Директор - мой бывший сокурсник. Просит разобраться.
Я - к нему. Легенду обговорили. Медицинский халат у меня есть. Через ОК провели как новую должность - "врач медпункта".
Смотрю...
Сисадмин ходит с отвёрткой и с озабоченным видом розетки электрические и компьютерные сетевые простукивает!
Завис я...
"Какого" он это делает?
Он - к себе, я - за ним. Пришли в его кабинетик, отодвинул, сел за комп и начирикал PHP-код.
Подружились сразу же. Ибо пишу на 5 языках, хотя до настоящих специалистов в этом деле мне не дотянуться. Но для собственных задач - хватает.
Пьём чай.
Одновременно тестирую внутреннюю сеть. Уязвимостей, "косяков" - масса!
Спрашиваю: "Какого чёрта, Пётр, ты этот гадюшник не исправишь?"
Ответ меня многому научил: "У меня опыт плохой. Только сеть отладишь, висяки устранишь и бесперебойку обеспечишь - директор даже за пивом гоняет. И всякой хренью грузит!"
Тут до меня дошло, зачем он розетки простукивал! Видимость занятости создавал, чтобы за пивом не гоняли
За комплимент спасибо, хотя мне не ловко.
Яночка, для меня "комплимент=враньё".
Поэтому комплиментов не признаю. И не делаю. Говорю, как есть.
В конце концов, Яночка, надо говорить Прекрасным Девушкам хорошее.
Я Вам - от ДУШИ!
Не подумайте ничего дурного.
Спасибо!Ничего дурного не подумала.
Наверное в статье и есть рациональное зерно, но она более смахивает на поучения этакого коуча Робинса. Порядок нужен во всех делах, а не только в работе юриста. Много написано про разработку различных положений, только кто будет оценивать работу конкретного юриста этим положениям, да и надо ли это вообще. Задача юр.отдела - помощь в ведении бизнеса. И если цель этой помощи достигнута (заключен договор, взыскана дебиторка и т.д.), то что тут учитывать. Это надо лишь для того, чтобы показать руководителю обьем работы юриста и не более того. Поэтому положительное в статье вижу только в указании на необходимости порядка в работе, систематизации, разработке шаблонов. Но это наверное делают все и без напоминания об этом. Иначе и нельзя работать. Не будешь же каждый раз заново набирать любой требуемый договор или иной документ.
Уважаемый комментатор, цель статьи показать, тем, кому это необходимо, как сделать текущую работу менее трудоемкой и понятной для всех в компании. С помощью описанного порядка я исключила аврал с документами и смогла время посвящать профилактике возможных споров с покупателями и поставщиками компании. Вроде бы я не написала ничего особенного, а количество тяжб благодаря правильному распределению приоритетов уменьшилось вдвое, а те тяжбы которые возникали были удовлетворены на стадии возбуждения исполнительного производства.