Как вернуть банковскую страховку по закону о защите прав потребителей — пошаговая инструкция

В последние годы у всех на слуху такое понятие как «защита прав потребителей», многие даже очень хорошо знакомы с данным законом. Но мало кто знает, что практически каждую ситуацию, касающуюся спора физического и юридического лица (за исключением отношений займа) можно отнести к отношениям в сфере прав потребителя.
Несмотря на то, что позиция некоторых судов относит договор между физлицом и банком к гражданским правоотношениям (регулируемым гражданским кодексом), зачастую решение суда, вынесенное в пользу истца на основании закона «О защите прав потребителей», остаётся в силе и в апелляционной инстанции.
Разница оснований для решения суда
Остановимся детальнее на разнице оснований вынесения решения суда. Разница, будем говорить прямо, в деньгах!
Законодатель предусмотрел нереально выгодный инструмент защиты прав, как считается, слабо защищенной стороны – потребителя. В случае вынесения решения в пользу истца-потребителя последний, помимо основного требования, получает неустойку в таком же размере и штраф в таком же размере.
Соответственно, купив, например, некачественную мебель, человек через суд может утроить потраченную сумму и еще получить компенсацию за моральный вред в размере пары тысяч рублей. Но подождать придётся около 5 месяцев до вступления решения в силу и получения исполнительного листа.
А если суд меняет основания на гражданские правоотношения, то вернуть в суде можно будет только потраченную сумму и копеечную неустойку. Никаких тройных размеров возврата денег быть не может. Но таких спорных сфер, как банковская, крайне мало. В основном по спорам ситуация однозначная – рассматривать по защите прав потребителей или нет.
Возврат банковских страховок - пошаговая иснструкция
Возвращаясь к теме банков, хотелось бы остановиться подробнее на возврате страховок. В последние годы практика сложилась однозначная, при которой взыскать стоимость страховки невозможно.
Но если обратиться в банк в первые 14 дней после подписания договора страхования, то страховка возвращается в любом случае.
Такая норма закреплена в подзаконных актах и подлежит применению на всей территории России. Хотя ещё в 2016 году срок обращения в банк за возвратом составлял только 5 дней после подписания договора.
Конечно, банк может отказать заемщику в использовании своего законного права на возврат страховки, проигнорировав заявление. В таком случае не расстраиваемся, а готовимся получить в суде тройной размер этой страховки (с которой и весь кредит можно погасить).
Порядок действий следующий:
- Написать заявление в свободной форме с требованием о расторжении договора страхования и возврате уплаченной суммы страховки и в банк, и в страховую компанию отдельно.
- Сдать заявление и получить на своём экземпляре отметку о принятии банком/страховой этого заявления. На отметке обязательно должна стоять дата. В суде данное заявление станет главным доказательством уведомления ответчика в надлежащий срок.
- Часто гражданам отказывают в принятии подобных заявлений, как бы давая заранее ответ, что страховку вернуть уже нельзя. Не слушаем этот бред и идём на почту, отправляем оба заявления (одного содержания с разными шапками) заказными письмами с уведомлением по юридическим адресам организаций.
- Готовим исковое (сами или при помощи юриста) и подаём в суд по месту своей прописки/временной регистрации. Можно подать и по месту ответчика, но прекрасный закон о защите прав потребителей позволяет выбирать район нахождения суда. А исковое лучше подавать не в тот район, где расположен офис банка или страховой - предположите сами, почему…
- Ждём вынесения решения суда и вступления его в законную силу.
- Получаем исполнительный лист и относим в банк, где открыт счёт страховой или банка.
Объясняю, почему нужно подавать и в страховую, и в банк: на момент подачи заявления нельзя быть уверенными, где находятся деньги, то есть успел банк перечислить страховку на счёт страховой компании или деньги до сих пор хранятся у него. Такую информацию можно будет выяснить только в суде и уточнить ответчика – банк или страховая.
Как уже упоминалось выше, защиту прав потребителей можно применять и в спорах ЖКХ, и с застройщиками, и со страховыми компаниями. Все эти сферы предполагают оказание услуг, то есть попадают под действие данного закона, если потребитель пользуется услугами в исключительно в личных (некоммерческих) целях.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
А как на счет того, что банки заключают коллективный договор со страховщиком, а покупатель лишь договор присоединения? И условия кредитования предлагаются покупателю различные - при дополнительном страховании рисков не возврата кредита процентная ставка 7%, без дополнительного страхования 14%, например?
Еще 2017 году Верховный суд изложил свою позицию по этому поводу, посмотрите Определение Верховного Суда РФ от 31.10.2017 N 49-КГ17-24. Суд выразил позицию, что если вследствии присоединения к Программе страхования с внесением заемщиком соответствующей платы застрахованным будет является имущественный интерес заемщика страхователем по данному договору будет являться сам заемщик и в указанном случае он имеет право отказаться от договора в порядке предусмотренном Указаниями Банка России от 20.11.2015 N 3854-У
(ред. от 21.08.2017) в течении 14 календарных дней. Одностороннее изменение Банком условий кредитования (а именно банковской ставки) со сслыкой на данное основание займодавцем в указанном случае противоречит федеральному закону "О потребительском кредите".
Спасибо,определение почитаю. Практика толтко,к сожалению показывает,что указание ЦБ применяется в таких вопросах,т.к. договор заключен между юридическими лицами.
По поводу противоречия ФЗ - мое личное мнение,не нужно обнадеживать потребителя,есть много других законодательных нпа,которые позволяют банку отстоять свое право на повышение ставки, в случае отсутсвия дополнительных гарантий возврата задолженности.
Простите,указания ЦБ не применяются,пропустила "не".
Нам прямо в кредитном договоре написали - откажешься от страховки - плюс 3% к ставке..
Да,банки это сегодня почти в каждом кредитном договоре, и после заключения его и последующего отказа от страховки,повышение процентной ставки скорее всего придется оспаривать в суде,к этому потребителю нужно быть готовым. И суд вполне может применить не статьи ЗППП, а ГК.
Я рекомендую считать стоимость кредита в вариации условий,учитывая реальные риски и подписывать то,что выгоднее.
Вопрос мой внимательно читай! Задала 3 вопроса - одни отписи!
Заберёте страховку, и больше не когда вам,не в одном банке кредит не дадут,вы окажетесь в чёрном списке.
Что за бред...
Не говорите ерунды, в прошлом году вернула страховку почти 60 т,в этом году дали кредит в этом же банке.
К коллективому страхованию это не относится. Люди соглашаются на страховку, в надежде отключить, а потом не могут. Но это наш российский менталитет. Зачем брать страховку, что бы потом отказываться, если её можно не брать изначально, если вам пофиг, кто будет платить кредит когда вас не станет.
Я с вами согласна,вопрос задала,чтобы людям,читащим это было понятно. Автор не указал,что отказаться можно не всегда,да и ключевые условия договора могут в этом случае измениться.А то ведь,товарищи часто деньги получают ничего не читая,потом "ой"....
Чаще всего, когда отказываешься от страховки, банк отказывает в выдаче кредита.
Или потребует вернуть кредит! А Вы сможете?
Банк, тут же изменит договор, и будет прав. Так как если кредит не залоговый, какой суд будет на стороне потребителя, тут явно отнимают у банка средства.
Да бред натуральный, может кому и повезло, но...
Именно так и было со мной буквально вчера.Кредит оформляла два дня назад в сбере,я зарплатный клиент,страховка(финансовая зашита) была обязательна!Банк теперь представляет свои услуги страховок,т.е.ни от кого не зависит и ни с кем не делится.При сумме 550000р. сначала она составила примерно 80000р.,и должна была автоматически списаться,но вечером мне пришла вся сумма!Подумалось,что оператор что то не так сделал и мне оформился кредит без страховки.Наследующий день,т.е.вчера,утром гляжу,деньги все те же все там же.Отправила по назначению всю сумму.Во второй половине дня иду в банк,что бы уточнить,с какой карты будет списываться сумма и пр.детали,сообщаю,что сумма пришла полностью..Тут они обнаруживают,что страховка не списалась.Типа,был сбой в программе.Давай суетиться.Что то возились в программе очень долго,не выходит.Спустя время сообщают,что страховку программа насчитала не 80000,а 50000р. и сейчас будут ее списывать с моей карты.Я говорю «а таких денег там нет»,остаток около 20000р. на карте.Вылупились на меня,будто это мой косяк.Опять ковыряться стали в программе.Сообщают,что страховка у меня выходит 20000р.В общем оформили ее,списали.На мой вопрос о том,что если бы я не сообщила банку,что сумма вся пришла,какие последствия бы вы имели,оператор сказала,что ей бы круто влетело,штрафы и пр.,она должна была прозвониться,уточнить,в общем довести операцию до конца,но самое интересное,что на вопрос о том,чем отсутствие страховки чревато для меня,клиента,ответ-ОТОЗВАЛИ БЫ КРЕДИТ!!!Т.е.,по сути,отказали бы в кредите.
Отсутствие страховки чревато для меня, клиента, ответ-ОТОЗВАЛИ БЫ КРЕДИТ! Т.е.,по сути, отказали бы в кредите.
Отказали бы в кредите - разве это самое страшное? Самое страшное, мне кажется, если наступает "страховой случай", а кредит не застрахован.
Такой вид страхования, не является обязательным, при оформлении кредита. (исключение - только страхование залогового имущества).
Прочитайте внимательно договор кредитования. Наверняка, в нём, нет никакого упоминания об этом страховом полисе. Если не прошло 14 дней, с момента подписания договора, то одевайтесь и бегом в банк - писать заявление, на расторжение полиса.
Не дадут кредит без страховки.
К коллективному страхованию это тоже относиться! Заявление пишете по причине -14 дней (время в кот. можно расторгнуть). Только недавно вернули 33 тысячи страховки в сбербанке, буквально через несколько дней. Как правило за это время банки не отправляют деньги в страховую, страховка не активна.
А теперь срочно идите в сбер и пишите отказ от страховки по причине 14 дней (у них в бланке даже этот пункт есть, ничего не бойтесь, деньги вернут буквально в течение суток, никакой кредит не отзовут и не изменят процент по кредиту... все это страшилки для простых граждан, а банк итак на вас хорошо заработает, он вам не беспроцентный кредит выдал !!!
брала кредит в Сбербанке через онлайн. В договоре стояла "галочка" на согласии о страховании и отменить нельзя, сумму страховки удержали, но через два дня пошла в банк и написала заявление о возврате страх суммы. была суббота и заявление не приняли т.к якобы нет заведующей. Позвонила на 900, пожаловалась ,что заявление не приняли на возврат страх.суммы и в понедельник заведующая филиалом позвонила извинилась попросила прийти написать заявление.в течении недели вернули полностью сумму страховки.
Если не берёшь страховку в выдаче кредита изначально отказывают. При требовании вернуть страховку через год (кредит на 5 лет) банк увеличивает ставку % по полученному кредиту. И что ты сделаешь?
В итоге, банк вернул деньги по страховке?
А мне напрямую менеджер в сбере сказала, что если я не буду страховаться, то кредит автоматически увеличивается на один процент, а это ипотека !
При оформлении Ипотеки, банк имеет право требовать застраховать залоговое имущество (квартиру, или дом).
Все остальные договора страхования, можно расторгнуть
(Потом)))))))).
это вы так типо на своих родственников наплевали?
брал кредит наличными.
можно было без, можно было со страховкой.
пошушукавшись с сотрудником банка увидели, что со страховкой ежемесячный платеж будет меньше (хотя сумма кредита была больше) из-за сниженной процентной ставки.
Какой-же Вы наивный.
Вы бы ещё с палачом пошушукались.
У менеджера банка, зарплата зависит от того, сколько страховых полисов он "в парит" клиентам.
.
А если прошло и не 14 дней, а 6 месяцев и кредит уплачен досрочно. Что тогда? Как вернуть страховку? Особенно за неиспользованную часть.
Меня тоже интересует ответ на этот вопрос?
Не в банк, а к страховщику, а вернее на почту, отправлять ценное письмо (с описью и уведомлением)
Указание Банка России от 20 ноября 2015 г. N 3854-У
страховщик должен предусмотреть условие о возврате страхователю уплаченной страховой премии в порядке, установленном настоящим Указанием, в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение четырнадцати календарных дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.
Есть и исключения. Недавно помог клиенту написать заявление по расторжению Договора коллективного страхования в СК Сбебранк.....(не буду рекламировать Страховую), после чего звонок в страховую, разговор на вполне профессиональном уровне с менеджером, подача заявления в банк в течение 7-ми дней с даты выдачи кредита и... - деньги вернули.
Коллективные страховки не расторгаются....
Правильно. Коллективные страховки не расторгаются.
Чтобы этого не произошло, надо правильно формулировать своё желание, в заявлении....
.
- Прошу исключить меня из договора коллективного страхования №... , в связи с тем, что я не знал ... (мне не было разъяснено...) я подумал и решил..., Деньги прошу вернуть на счёт...
.
Повышайте свою грамотность или пользуйтесь услугами юриста, если что.
Или найдите себе ГРАМОТНОГО страхового агента, с которым всегда можно посоветоваться.
И, не советую "экономить", оформляя страховые полисы через интернет.
В любых правилах страхования столько тонкостей, что себе-дороже выйдет
на бумаге всё красиво , а на деле маленько по-другому
Хорошая статья, спасибо. Жаль, не знала этого пару месяцев назад. За кредит на год в 30 тыщ Альфа-Банк навязал страховку 2 тыщи. Я спрашиваю - ну зачем уж на такой короткий срок страховаться? Ведь очень маловероятно, что за этот год я либо инвалидом стану, либо ваще помру)) Не такая старая вроде)) Но менеджер грит - это же предложение банка вам по кредиту, мы имеем право и страховку предлагать. В-общем, не удалось отказаться...