Мобильные телефоны в школе - кто несет ответственность за собственность?
В школах нововведения: дети должны либо сдать свои мобильники учителю в начале учебного дня и забрать их по окончании всех уроков, либо не пользоваться ими на уроках.
Законно ли это? Кто отвечает за сохранность чужой собственности в виде мобильного телефона?
За и против
Подобные решения с началом нынешнего учебного года приняты во многих школах страны. У этого решения несколько сторон.
Кажется – да, это благо, забрал у ребенка в принудительном порядке телефон на время учебы в школе, и он сразу стал учиться хорошо, общаться со сверстниками, не отвлекаться на уроках, не списывать и так далее.
Однако, закончив уроки и получив свой телефон обратно, ребенок вновь окунается в электронный мир игр, интернета, соцсетей и так далее.
Так получается, что учитель, отбирая телефон на время занятий, желает привлечь внимание ребенка к учебному процессу и общению с одноклассниками. Это благое дело для ребенка. Но хочет ли этого ребенок? Согласны ли с таким подходом родители? Вот в чем нюанс.
Что говорит закон?
Согласно ст. 35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Поэтому вышеупомянутый вопрос должен быть решен на родительском собрании, где все родители должны оценить и принять правильное для себя решение, так как телефон в этой истории, с точки зрения закона, является собственностью родителя, который купил его за свои деньги и дал его в пользование своему ребенку. А стоимость такого телефона варьируется от самой минимальной до безграничной. Поэтому передавать ли его добровольно на хранение учителю – вопрос, который должен для себя решить каждый родитель.
Реалии школы
При этом должно быть письменное подтверждение передачи телефона в рабочем состоянии с описанием его характеристик.
Получается в стенах школы такой акт нужно составлять каждый день с каждым учеником, так как сегодня ребенок пришел с одним телефоном, завтра, например, с другим. Ведь в случае повреждения телефона или еще чего более – его пропажи, спрос будет с учителя, который принял его на хранение.
Чтобы защитить учителя от такой колоссальной ответственности, можно найти компромисс с администрацией школы, и разрешить носить детям телефоны в школу, однако запретить уставом школы использование их на уроках, установив ответственность для ребенка. Ведь телефон – это прежде всего связь, и в первую очередь – с родителем, который в современном мире не всегда может проводить или встретить ребенка со школы, помочь советом, быстро отреагировать на плохое самочувствие ребенка, который сообщил это, позвонив родителю.
Кроме этого, в настоящее время телефон для ребенка это не только социальные сети и мессенджеры. Он нужен для работы и учебы. Ведь сами школы перевели детей в интернет-пространство, создав электронные дневники, куда учителя выставляют оценки и пишут домашние задания.
И ребенок вынужден смотреть всю информацию в интернете: оценки, результаты олимпиад, где он участвовал, домашнее задание, решать пробные задания по предметам для экзаменов, составлять рефераты, проекты, делать презентации все там же – в интернете.
В целом же, хотя правовые рамки нашей жизни задают законы, но и о вопросах морали и нормальных человеческих отношений забывать не стоит. Все вопросы решаемы.