Макарова Наталья Владимировна
Макарова Н. В.Подписчиков: 352
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2352

Сложности записи к врачам – размышления юриста о возможном решении проблемы

9 178 просмотров
981 дочитывание
203 комментария
Эта публикация уже заработала 71,05 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Каждый из нас регулярно сталкивается с необходимостью записи к врачу, будь то участковый терапевт, педиатр или специалист. Расскажу, как это непросто даже в век современных технологий, на примере недавней истории в своей семье.

Ситуация из жизни

Талон к терапевту был нужен не мне, а (условно скажу) пожилому родственнику, который приболел, но не настолько, чтобы вызвать врача на дом. Зайдя вечером в регистратуру поликлиники, я объяснила сотруднице ситуацию и спросила, как можно скорее попасть к терапевту, на что получаю ответ: «…по интернету? Не-е-ет, это вы только недели через три попадете,… А сейчас нет, записи нет вечером, разве что приходите завтра с утра, будет запись на текущий день…»

Прихожу утром в регистратуру в 6:45, передо мной очередь человек 30, выдача талонов осуществляется с 07:00. Жду. Ровно в назначенный час начинают выдавать талоны. Человека через три сотрудник регистратуры громко, на весь холл, оповещает, что талоны к окулисту закончились. Человек через пять следует аналогичная информация о талонах к неврологу. Мне, по идее, должно быть все равно, но что-то во мне начинает возмущаться…

Всех своих я записываю через «портал пациента», но тут фактически экстренный случай (не смертельный конечно), талон нужен сегодня. Прийти без талона к врачу равносильно публичной казни, которой, разумеется, не пожелаешь подвергнуться никому.

Прошлась по холлу – начало рабочего дня, но информационный терминал, через который возможна запись на прием, не включен и, судя по всему не работает. Однако пациентам предлагается отставить отзыв о работе поликлиники, с удовольствием бы оставила, но, как я отметила, терминал не работает.

Медленно, но верно приближается моя очередь. Передо мной женщина, неопределенного возраста, с измученным жизнью лицом, все время ожидания просидевшая на лавочке, с трудом поднялась и подошла к окошечку регистратуры, интересуясь талонами к неврологу и онкологу, на что получает резкий ответ, что запись к неврологу на 8-е число закончилась, приходите завтра, будет запись на 9-е. Резонный вопрос, почему бы сразу не записать человека на следующую дату? Но сотрудница поликлиники непреклонна – приходите завтра и «точка».

Попытка женщины надавить на человеческие чувства «робота» из регистратуры, не увенчалась успехом. Кстати, говоря, онколог, в отпуске на полтора месяца, заменяющего нет, так что извиняйте… Ушла женщина не солоно хлебавши, и кто знает, каких трудов ей стоило подняться сегодня в пять или полшестого утра, чтобы занять очередь…

Я быстро получила талон, благо, к терапевту они имелись, и убежала, грубо говоря, строчить эту статью, потому что осенило… Не думайте, уважаемый читатель, что я буду восклицать «доколе и покуда» будет такой бардак в наших медицинских учреждениях. Нет, это не абстрактные рассуждения.

Законодательная база

Чем регулируется процедура записи на прием к врачам? Перечислю:

  • Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 10 которого гарантирует наличие необходимого количества медицинских работников с соответствующим уровнем их квалификации; ст. 18, 19, предоставляют гражданину право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
  • Региональным Положением о министерстве здравоохранения.
  • Приказом Миндрава «Об утверждении Порядка приема заявок (записи) на прием к врачу».
  • Приказом Минздрав соц. развития РФ от 15.05.2012 г. №543 н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», регламентирующий деятельность, организационную структуру поликлиники, рекомендуемые штатные нормативы поликлиники (количество врачей на количество населения).

В каждом субъекте свои нормы, но объективно записаться на прием к врачу можно тремя способами:

  1. При обращении лично гражданина или его представителя в регистратуру медицинской организации;
  2. При обращении гражданина или представителя в регистратуру по телефону;
  3. При электронной записи гражданина или представителя на прием через соответствующие сетевые ресурсы.

Приложением №4 к Приказу №543 идут правила организации деятельности регистратуры, в числе основных задач которой:

  • организация беспрепятственной и безотлагательной предварительной записи больных на прием к врачу, в том числе в автоматизированном режиме, в кабинет медицинской профилактики, кабинет доврачебной помощи (как при их непосредственном обращении в поликлинику, так и по телефону);
  • обеспечение регулирования интенсивности потока населения с целью создания равномерной нагрузки врачей и распределение его по видам оказываемой помощи.

В приведенных выше нормах мы не найдем тех сроков и нормативов, от которых можно отталкиваться, чтобы понять, правомерны ли запись на прием за 3 недели, отсутствие заменяющего врача на время отпуска (повышения квалификации, больничного). Эти вопросы остаются в ведомстве конкретного медицинского учреждения, расположенного в конкретном регионе.

Я опять же не предлагаю вносить изменения в законодательство, хотя может и следовало бы, но всех частных случаев не предусмотришь.

Пути решения

Я работаю, условно скажу, при информационно-правовом центре, который включает в себя библиотеку с правовой, экономической, художественной и прочей литературой. В центре имеется компьютерный зал, куда за плату желающие допускаются для работы на компьютере, сотрудники компьютерного зала всегда могут помочь тем, кто не может по тем или иным причинам самостоятельно пользоваться ПК.

Часто я наблюдала картину: приходили граждане пенсионного возраста с просьбой записать их к врачу через «портал пациента». Это несложно и занимает в целом не более 10 минут, но опять же есть интересный момент. Запись к врачу (в моем регионе) осуществляется в определенные часы, а именно в 07:00 в одной поликлинике, с 14:50 – в другой и так далее, что создает неудобства.

Какой компьютерный зал работает с 07:00 утра? Что делать одиноко проживающим пожилым гражданам? Ответ: либо в 06:00 к дверям поликлиники, не факт, что получишь талон; либо телефон, по которому слушаешь частые гудки с 07:00 до 08:00, шанс дозвониться невелик.

Открытые во всех регионах многофункциональные центры, работающие по принципу единого окна, создали удобство при документообороте.

А моя фантазия породила некий компьютерный центр записи на прием в медицинские учреждения, работающий строго в часы записи (упорядочить бы еще эти часы, сделав более доступными).

Любой гражданин имеющий намерение записаться к врачу, не являющийся пользователем ПК и обладателем сенсорного телефона, у кого нет в семье молодежи с интернетом, мог прийти (позвонить) в определенное (опять же удобное) время и записаться – точно записаться, а не услышать «талонов к хирургу не будет до послезавтрашней недели» – в поликлинику к интересующему его врачу не безвозмездной основе.

Конечно остается еще много вопросов: за счет какого бюджета будет существовать этот центр; кто там будет работать; примут ли пожилые люди такое новшество, ведь многие до сих пор ходят в поликлинику пообщаться. Но я сейчас рассуждаю не о них. Вопрос, кто упорядочит часы записи на прием да и вообще есть ли желание создать такие центры. Но кто я? Просто юрист, слегка огорченный утренним происшествием в поликлинике. И я полагаю, что введение такого центра существенно бы облегчило жизнь пожилым людям, нуждающимся в медицинской помощи.

Спасибо за внимание!

Юрист, со стажем, ответит на Ваши вопросы. Возможна развернутая письменная консультация, составление правовых (процессуальных) документов, на возмездной основе.
203 комментария
Понравилась публикация?
181 / -52
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 203
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Денис Андреевич
Подписчиков 1601
16.02.2024, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг605к
Здоровье и Медицина 24: Будьте Вкурсе!Привет, дорогие друзья! Мы рады представить ...
Подробнее
Неинтересно
0
4
Шапиро Владимир Александрович
Подписчиков 3598
31.07.2018, 12:51
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг43.7к
Когда отношения врача и пациента переходят в юридическую плоскость, сложно бывает выяснить,...
Подробнее
Неинтересно
-1
215
Лужецкая Надежда Андреевна
Подписчиков 64
05.02.2024, 19:34
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг7440
Сегодня пришла на прием к своему времени - стоит толпа людей по живой очереди… естественно ...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Ключников Антон Алексеевич
Подписчиков 8209
30.08.2023, 18:20
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.6М
Зашёл в местную поликлинику, а там гробовая тишина. Где-то в углу дремлет охранника, вдоль ...
Подробнее
Неинтересно
-9
122
Волошин Владимир
Подписчиков 6
30.06.2023, 22:44
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1060
В рамках улучшения системы обязательного медицинского страхования (ОМС), российское ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Общественная организация юридической защиты
Подписчиков 331
18.01.2019, 09:07
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг15.5к
Каждый житель страны может получить бесплатную помощь по полису ОМС в поликлинике, но права ...
Подробнее
Неинтересно
-1
63
Да? Нет? Наверное!
Подписчиков 3295943
20.11.2018, 16:58
Правовая инструкция 9111.ru расскажет, какие медицинские услуги должны оказываться гражданам бесплатно,...
Подробнее
Неинтересно
-9
41