Заводницкая Антонина Александровна
Заводницкая А. А. Подписчиков: 1892
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1307

Кому на селе культура нужна?

606 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 51,54 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Сельские клубы в советские времена были очень актуальны заведениями культуры в селе. «Искусство принадлежит народу», - такой лозунг красовался на многих дворцах и домах культуры. Люди, родившиеся в эпоху СССР, очень хорошо помнят, как тогда велась работа в организации досуга для людей в сельской местности. За много лет эта сфера претерпела много изменений не в лучшую сторону. Многие дома культуры и сельские клубы стали заброшенными, неухоженными, требующими ремонта, без отопления со старым оборудованием. Хотя в программах развития в сфере культуры очень грамотно расписаны вопросы необходимости содержания этих учреждений как оплот воспитательной работы для молодежи и организации досуга для взрослого населения; меры направленные на развитие в сфере культуры; вопросы, касающиеся возрождения и сохранения культурных ценностей; поддержка инициативы народного творчества как гарантию конституционных прав человека. Заметьте! Это наше конституционное право и оно закреплено в ст. 44 Конституции Российской Федерации. Есть версия о том, что глобальная компьютеризация и интернет привели к потере интереса у людей в живом общении и такие учреждения стали не нужны людям. Но это неправда, прослеживается тенденция к тому, что людям стало еще больше необходимо объединяться в группы, формироваться по интересам и общаться друг с другом. Особенно в сельской местности, где людям не так доступны альтернативные учреждения культуры и досуга. Да, людям стало доступнее передвигаться, выбирать для себя наиболее интересные для них учреждения. Многие родители согласны возить своих чад в музыкальные, танцевальные и художественные школы за много километров. Но в погоне за культурным развитием наших детей, мы часто действуем в ущерб их здоровью и успеваемости в основной общеобразовательной школе. Проблема усталости и рассеянности внимания действительно присутствует. Для взрослых же встает целая проблема организации своего рабочего времени с учетом доставки детей на дополнительные занятия.

Представьте себе на минуту живет среднестатистическая семья в селе за 30-40-50 км. (может и больше). Ребенок ходит в школу в соседнее село за 6-7 км., родители трудятся в городе, так как в селе нет производства и рабочих мест ограниченное количество. Представили? А теперь представьте, что ребенок творческий, у него имеется желание петь или танцевать, играть на каком-то музыкальном инструменте. Родители принимают решение возить ребенка в город на занятия. А теперь подумайте, каким образом должны спланировать свой рабочий день родители, чтоб безопасно, беспрепятственно доставить своего ребенка на занятия? То-то же, трудно получается, если не сказать вообще невозможно в ряде случаев. Так и вырастают у нас поколения детей. А ведь именно творчество и игра являются неотъемлемой частью познания окружающего мира и обучения действиям в этом мире. Посредством игры, творчества ребенок учится выражать себя, реагировать в различных ситуациях, растет как личность. Это если говорить о детях. Давайте теперь рассмотрим ситуацию взрослого человека. Не думаю, что для вас будет секретом, что мы существа социальные и для человека просто необходимо находиться в обществе, взаимодействовать с людьми. Да, таким взаимодействием можно считать трудовую деятельность. Но мы не можем закрывать глаза на то, что нехватка рабочих мест, работа на частника неофициально или ведение, например, «собственного бизнеса» по наращиванию ногтей у себя на кухне, не дает большого поля для творческого развития или просто человеческого общения в обществе по интересам. Для взрослых получается еще хуже - работа-дом-дом-работа. Я не говорю сейчас о том, что мы не находим себе досуга и не посещаем культурные заведения, будь то музеи, парки, театры, и другое. Я говорю сейчас о регулярном досуге, а не время от времени, о таком досуге, когда человек сам вовлечен в творческий процесс. Именно поэтому правительство понимает всю важность поддержания таких программ в сфере культуры. Так у нас функционируют Центры народного творчества, поддерживается работа районных и сельских клубов, домов культуры.

Регулируется вопрос работы данных учреждений многими законами и подзаконными актами. В каждом регионе нашей страны учреждения культуры сами разрабатывают Положения о клубном формировании учреждения культуры клубного типа. Нормативные акты разрабатываются в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Примерным положением о клубном формировании культурно-досугового учреждения, утвержденным решением коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 29.05.2002 № 10, Уставом муниципального образования. В правовых актах значится, что люди могут принимать участие в культурной жизни своей местности посредством объединения в группы по интересам и клубные формирования. Но далеко не во всех клубах рады такому повороту событий. Тут сказывается другая проблема: многие сельские клубы отданы в аренду частным лицам для ведения предпринимательской деятельности. Ведь помещения хорошо подходят под магазин или кафешку. Еще большее количество таких учреждений находятся в ненадлежащем техническом состоянии. Также остро обстоит дело с кадрами, большинство руководителей и директоров сельского клуба пожилые люди, которые давно находятся на пенсии. Энергия у них уже не та, чтобы прыгать и скакать, разучивая новые танцы с детьми, делать театральные постановки, делать поделки, привлекать новых посетителей интересными занятиями, проводить флеш-мобы, конкурсы и другое. При всем разнообразии форм массовых мероприятий, чаще всего используются такие как концерт, митинг, театральная постановка, вечер памяти, огонек, утренник. Хорошо, если кто-то решиться организовать фестиваль или примет участие в фестивале. У многих работников пожилого отсутствует мотивация, нет желания изучать новые методы организации досуга, работать с молодежью. В селе намного больше действует человеческий фактор и многим попросту вешаются ярлыки «алкоголик», «непутевая», «плохая семья» и к людям возникает предвзятое отношение, что совершенно недопустимо по нормам прав потребителей. Однако село, есть село. А тем самым время не стоит на месте, и то, что было актуально и интересно вчера, сегодня не вызывает эмоций. Люди стали более осведомленные, более требовательные, более информированные.

С развитием социальных сетей нам стало проще наблюдать за работой сельских клубов в различных селах, регионах нашей большой страны. И, знаете, я заметила тенденцию, что чем меньше детей и молодежи задействованы в творческой жизни села, тем меньше посещают мероприятия в клубе. Если задаться целью и отслеживать работу формирований сельских клубов, то картина складывается печальная. Не хватает руководителей кружков, мало молодежи, работающей в таких учреждениях. Пустые залы удручают. Поэтому, можно сделать вывод, что в домах культуры должны работать люди разных возрастов. И, конечно, немаловажным фактором является интерес к творческому делу и профессиональная подготовка у самих работников. Большую роль в формировании кадрового актива учреждений культуры играет аттестация работников. Порядок проведения аттестаций работников культуры закреплен в Основных Положениях о порядке проведения аттестации работников культуры и искусства от 08.02.2010 №7790-44/04 ПХ. Зачастую в нашем регионе в домах культуры заменяли понятие аттестации квалифицированного работника, понятием аттестации неквалифицированного работника. О чем это я? На местах руководителей кружков были оформлены и работали люди без специального образования, руководство их деятельность оправдывало аттестацией. Но сейчас идет более строгий контроль. Аттестация может быть проведена только квалифицированному работнику на выявление его соответствия должности и принятия решения повысить или понизить в должности, отправить на обучение, либо уволить за несоответствие занимаемой должности. Часто слышу от работников клубов, что творчество - это что-то такое–эдакое, обтекаемое и не поддающееся никаким понятиям, тут либо нравится, либо не нравится. И имеется такой подход со стороны самих же работников, если нравится, то они молодцы, а если не нравится, то люди сами виноваты. Однако, как человек, имеющий профессиональную подготовку в сфере и права и культуры, могу точно сказать, что сфера культуры довольно объемно и в полной мере освещена в нормативных актах нашей страны. На основаниях законов издаются Положения, Указы, методические рекомендации, содержащие различные нормы, знание которых заметно улучшает качество предоставляемых услуг учреждениями культуры. Это что касается правового регулирования вопроса. Относительно творческой составляющей процесса жизнедеятельности учреждений культуры тоже достаточно все закономерно. О чем это я? Ах да, у каждой творческой профессии имеется своя азбука и основа, например; актеры - система Станиславского, музыканты – нотная грамота, изобразительное искусство и декорация – законы живописи, хореографы – искусство танца, вокалисты – знания работы с голосовым аппаратом и т.п. У каждого профессионала есть набор знаний определенных техник, при помощи которых он может обучить своих подопечных и получить отличный результат на уровне самодеятельности. Но этому как-то мало уделяется внимания и даже руководители кружков часто опускаются до уровня самодеятельности, забывая об эффективности применения базовых знаний. А может руководитель и сам не очень-то интересуется распевками или разогревом мышц перед занятием. Как часто встречается на занятиях, например, вокального кружка - пришли люди на занятия, хорошо, включаем минусовку и пойте. Ну и соответственно результат получаем такой же. Включили минусовку и поем. Хорошо, если просто плохо споем. Хуже, если запустим необратимые органические процессы в голосовых связках и потеряем голос. Так же и в других занятиях. О технике безопасности жизнедеятельности я в данной статье говорить не буду. Но все же почему, такое большое количество пожилых пенсионеров работают в учреждениях культуры и уходят очень неохотно. Да, работа непыльная, особенно, когда большинство людей разогнать из учреждения, навешав каждому предварительно ярлык, в селе это нетрудно, и свалить все на потерю интереса у народа. Дел становится меньше, а зарплата такая же. Но правительство предусмотрело такую тенденцию и перевело работников культуры на эффективный контракт. А это уже прямая зависимость заработной платы от количества проведенных мероприятий клубом. Вот и добрались мы с вами до истоков несоответствующей действительности отчетности. Мероприятий много, но только в отчете, а люди снова не у дел.

Посмотрев статистику выпускников институтов культуры, я вижу интерес молодежи к этой профессиональной сфере. Эти учебные заведения каждый год выпускают достаточное количество молодых специалистов в сфере культуры, которые могли бы работать и нести доброе, светлое, прекрасное в жизни людей. Выучившись и получив второй диплом о высшем образовании со специальностью режиссер массовых мероприятий, могу с уверенностью сказать, что учебная программа студентов достаточно насыщенная и хорошо обучают творческому подходу в работе, знакомят и с историей развития культуры и с современными подходами в организации праздников, учат актерскому и сценарному мастерству, психологии общения людей, педагогике, работе с детьми, социологии, и многим другим дисциплинам, обучают вокалу и хореографии. На выходе получают достаточно квалифицированных специалистов, которые идут работать в … А кто куда, только мало кто остается в творческой профессии. Хорошо, если кто-то сообразит купить минимальный комплект, состоящий из ноутбука, колонки и микрофона, и пустится в свободное плавание под названием «Тамада» - ведущий праздников, если культурно выражаться.

В беседах с работниками культуры различных возрастов, выявляется их скептицизм по поводу материально-технической оснащенности клубов. Часто сетуют на то, что с таким набором невозможно сделать грандиозное мероприятие. Однако, все зависит от эмоций, которые получат люди в процессе. Зачастую зрелищные мероприятия не требуют огромно материально-технического обеспечения, достаточно правильного подхода в распоряжение теми средствами, которые есть в любом даже очень захолустном сельском доме культуры. Есть основания полагать, что не происходит вовлеченности населения в культурную и общественную жизнь села. Возможно, это и трудно сделать в современных условиях. Но моя практика показывает несколько другие результаты. Значит не все так просто, как нам говорят. Работая юристом и оформляя огромное количество жалоб и личных и коллективных, могу точно сказать, что люди не пассивные и их очень даже эта тема беспокоит. Другое дело, что в нашем регионе (объективно я могу судить только о Крыме), часто людям даются только отписки и никак не улучшается ситуация в сфере предоставления качественных актуальных услуг в сфере культуры. Все идет по принципу: «Сойдет для сельской местности». Но оно не проходит и люди вынуждены искать занятия и досуг для себя и своих детей где-то. Правильно, чаще всего просто в интернете. Это все может показаться таким незначительным, несерьезным. Но эта проблема намного глобальнее и серьезнее, чем мы можем себе представить. Теряя тягу народа к объединению в группы по интересам, мы теряем возможность прививать патриотическое воспитание, мы утрачиваем видение, в каком русле развиваются наши дети и что им интересно, мы не можем уследить и повлиять на предотвращение трагедий, которые человек совершает в депрессивном состоянии. Работать с людьми в сфере культуры нужно, вести набор кадров и развивать культуру необходимо.

Устраиваясь, в сельский дом культуры Симферопольского района, я столкнулась с такой проблемой, когда на деле не укомплектованные кадрами учреждения культуры, нехватка руководителей, некому попросту работать или работают очень старые люди по 70 и за 70 лет. Но в отделе кадров говорят: « Нет вакансий!» или есть вакансии уборщиц, электриков, но не руководителей кружков. Однако, по результатам проверок, выявляется огромное количество руководителей, работающих без специального образования, множество мест на которых числятся, но не работают по факту люди. Особенно это было очень развито в те времена, когда Крым был Автономной Республикой. Тогда во всех клубах были платные занятия, это не запрещалось законом. Плату за занятия оправдывали благотворительными взносами на костюмы, декорации, материалы и многое другое, хотя средства шли на оплату руководителю. В моей практической деятельности встречался и такой случай, когда по штатному расписанию был оформлен руководителем кружка человек, не имеющий специального образования и не занимающийся с детьми танцами, но в клубе был платный кружок танцев, который вел совершенно другой руководитель. Эта ситуация была абсурдна, учреждение оплачивало зарплату руководителю кружка, который не работал, а родители оплачивали благотворительными взносами зарплату не оформленному в штат сотруднику. Клубы часто существовали только формально и работали лишь несколько дней в неделю. Естественно, что в преклонном возрасте такая работа не утруждает сильно и не напрягает, а деньги все же дополнительные к пенсии имеются. Поэтому и создалась такая тенденция, что рабочих мест в этой области не хватает, работа делается только для отчета, чтоб сильно не напрягаться, а пенсионеров отправить на пенсию никто не имеет право, как только по собственному желанию. Сейчас эта ситуация кардинально поменялась, требования стали выше, на развитие выделяется достаточно средств. Кружки бесплатные. Да, контроль ужесточается, да раскрывается много нарушений. Но при всем при этом мало что меняется. У меня возникает вопрос, почему такое отношение к культуре? Почему при всех так красиво расписанных программах они не выполняются на местах. Почему мы упускаем такие важные мелочи нашей жизни? С переходом на эффективный контракт в учреждениях культуры, работники стали более мотивированны на работу с населением. Однако это повлекло за собой и то, что увеличилась отчетность и планирование, а сама работа по факту делается спустя рукава. Да, есть еще и независимая оценка качества работников учреждений культуру. Но как показывает практика нашего региона Республики Крым, еще не очень большое влияние эта самая независимая оценка качества оказывает на качество оказываемых услуг. Нельзя не заметить, что увеличилось количество проводимых мероприятий, но большая их часть существует для выполнения плана. О потребителях услуг часто вообще забывается, они неважны для написания отчета о проделанной работе. В крайнем случае, можно сказать, что народ такой пассивный, никуда не хочет, ему ничего не нужно и вообще, что тут сделать. Ну а что тут можно сделать? Писать планы и отчеты, итак работы хватает. Хотя, наверное, все же количество посещающих играет какую-то роль, если в отчетах значится сильно завышенная цифра по посещаемости мероприятий. На самом деле мое видение в решении проблемы как юриста и как специалиста в области культуры – это

-выявление неквалифицированных работников,

-повышение квалификации работников культуры,

-более тщательный подбор кадров,

-помощь в устройстве на работу в сельские клубы выпускников институтов культуры,

-выявление самими работниками сельских клубов заинтересованной молодежи, которую можно было бы направить на обучение с целью дальнейшего замещения вакантных должностей в учреждениях культуры,

-популяризация профессии работника культуры среди молодежи. С целью ознакомления с квалификацией и подготовкой для исполнения должностных обязанностей работников сельских клубов и других учреждений культуры, выявлением должностных несоответствий и уровнем знаний и умений работника очень хорошо справляется аттестационная комиссия. Вернее должна справляться. Однако как часто такое проводится среди работников культуры? Как показывает моя многолетняя практика и опыт в данной сфере, такие меры применяются в исключительных случаях и то по необходимости. Не берусь судить о правильности такого положения дел, однако, могу с уверенностью сказать, что мероприятия по аттестации работников многое проясняют и дают вектор направления развития в улучшении качества услуг, предоставляемых населению. Жаль, что такая эффективная мера применяется крайне неохотно.

Понравилась публикация?
9 / -4
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Карули. 10 лет жизни на краю скалы.

Карули — одно из самых суровых и красивых мест Афона. В этом видео афонский отшельник делится своей жизнью на краю скалы, рядом с Карульским ухом, где он живет уже 10 лет в уединении, молитве и аскезе.

Хватит коммерсантам наживаться на трагедии людей: Один из российских регионов берет под госконтроль похоронное дело

Похоронная сфера Вологодской области с нового 2026 года полностью перейдет под госконтроль. Об этом заявил губернатор региона Георгий Филимонов. Поводом для принятия данного случая явилась вопиющая ситуация,...

От чего у молодых девушек нет желания следить за своей внешностью? Случай из жизни.

Смотря на современную молодёжь невольно возникает вопрос: Совсем недавно в суде встретила молодую девушку-юриста, которую ранее никогда не видела, но видела на одном сайте под интересной AI-аватаркой.

Операция «Романтика»

Сейчас очень много должников, и приставам порой приходится идти на разные ухищрения, чтобы ...

Первый отечественный мессенджер MAX

В России запустили национальный мессенджер МАХ, разработанный в рамках реализации проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства». Часть жителей России уже подключилась к российскому приложению,
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы