Что делать, если возврат денежных средств не предусмотрен правилами онлайн-обучения

В последнее время с развитием интернета большую популярность набирают онлайн-курсы. Можно выучиться и освоить практически любую профессию онлайн, научиться готовить тортики, писать книги и многое-многое другое.
Основная проблема этих курсов заключается в том, что сложно оценить качество продукта, не попробовав его. Безусловно, авторы курсов часто дают много бесплатной информации, но иногда бывает, что курс «не заходит», перестает быть актуальным, но в правилах оказания услуг прописано, что денежные средства не возвращаются. Давайте разбираться, законно ли это?
Что говорит закон?
Все онлайн-курсы подходят под определение договора об оказании услуг (ст. 779 Гражданского кодекса РФ): ведущий онлайн-курсов осуществляет деятельность по предоставлению информации, консультированию, а Вы за это платите.
Более того, в соответствии с п. 2 ст. 779 Гражданского кодекса, правила 39 главы «Возмездное оказание услуг» применяются в том числе к договорам об оказании консультационных, информационных услуг, услуг по обучению.
Согласно п.1 ст. 781 Гражданского кодекса заказчик вправе в любое время отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг. Последствия отказа от договора – отсутствие обязательства оплачивать договор либо возможность потребовать возврат уплаченной за услуги суммы. Но есть одно важное условие – заказчик обязан оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы.
Это условие направлено на защиту интересов исполнителя, он ведь готовился к оказанию услуг и мог совершить определенные затраты: запись и съемка уроков, проверка домашних заданий. Справедливости ради стоит отметить, что заказчик должен оплатить часть потребленной услуги, иное бы приводило к нарушениям прав исполнителя.
Теперь разберем правила, которые гласят, что деньги за курсы не могут быть возвращены.
В гражданском обороте действует принцип свободы договора и некоторые условия стороны могут изменить. Такие условия в тексте закона обозначены примерно следующими словами «иное может быть предусмотрено договором», «если иное не предусмотрено договором» и т.д. и т.п.
Но для договора оказания услуг в части отказа от договора заказчиком законодатель не предусмотрел такой формулировки, поэтому правила, которые предусматривают, что возврат денежных средств не может быть осуществлен, противоречат законодательству. Согласно п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом.
Для усиления своей позиции также необходимо использовать Закон РФ «О защите прав потребителей». Статья 32 указанного закона предоставляет потребителю право отказаться от договора оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. А статья 16 данного закона гласит, что условия договора, ущемляющие права потребителя, предусмотренные законодательством в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Таким образом, Вы имеете полное право отказаться от продолжения обучения при условии компенсации фактических затрат исполнителя (скорее всего это будет сумма, пропорциональная пройденному Вами обучению).
Что делать если отказали в возврате денег?
Что делать, если Вам отказывают в возврате части денежных средств, ссылаясь на Правила оказания услуг, разработанных организацией?
Подаем досудебную претензию, ссылаясь на ст. 781, 422 Гражданского кодекса РФ, ст. 32 и 16 Закона РФ «О защите прав потребителя» и добавляем, что в случае отказа удовлетворить требование добровольно будем взыскивать в судебном порядке, помимо суммы возврата, ещё и:
- неустойку в размере 3% от цены услуги;
- моральный вред;
- расходы на юридические услуги;
- штраф за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя.
Удачи в защите Ваших прав и адекватных заказчиков, готовых изучать законодательство и идти на диалог.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
То есть, если, к примеру, я запишусь на курс рисования, просмотрю все уроки (может быть скачаю их себе), но скажу преподавателю (автору курса), что у меня ничего не получилось. И в этом случае автор курса должен будет вернуть мне оплату?
Нет, в этом случае автор выполнил обязательства в полном объеме. Вы имеете право на возврат, скажем, если вам предоставили доступ, например, к 3-м урокам из 10. Вам не понравилось. Вы обязаны оплатить 3 урока, а за 7 вправе потребовать возврат.
А если автор предоставил сразу доступ ко всем материалам? Тогда в какой момент определять подошло мне это или нет?
Значит отказ невозможен, т к услуга выполнена в полном обьеме.
Претензию отправили. Компания проигнорировала... а дальше что?
Статья не полная. Автор попрыгала "по верхушкам" так толком ничего и не написала. Ни анализа... ни вывода...
А дальше - в суд. По-другому никак, если игнорируют.
По логике правильным был бы возврат денег, если в рекламе услуги были бы предоставлены заведомо ложные сведения. Скажем, обещали стажировку в известной лаборатории, но этого не было сделано. Если же начал учиться и просто разонравилось, так надо было раньше думать. Это как игры в Steam: если играл меньше двух часов, можно вернуть обратно и деньги получить. Это дискриминация стороны, производящей товар/услугу.
Не соглашусь с Вами. Услуги - это специфическое благо, эффект которого сложно оценить до потребления услуги. Если Вам преподаватель не зашел ил по другим причинам невозможно продолжать обучение, то это вполне справедливо. С экономической точки зрения тиражирование информации, т е ее распространение связано с минимальными издержками для производителя. Поэтому в случае с онлайн обучением не считаю это несправедливым.
Спасибо интересно.
Здорово!
Исходя из этого, пункт договора-оферты о том, что возврат денежных средств возможен только в течение 7 дней от даты оплаты - незаконен?