КАК БЕСПЛАТНЫЕ УСЛУГИ ПОЛИКЛИНИКИ СТАНОВЯТСЯ ПЛАТНЫМИ – АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МНЕНИЕ

Отличие правды от истины заключается в том, что истину не знает никто, а правду знают все – и у каждого она своя. Своя правда у врачей, своя – у пациентов. И время взаимопонимания первых и вторых не наступит до тех пор, пока стороны не научатся уважать правду друг друга.
Не так давно на нашем сайте появилась очередная статья: «Как бесплатные услуги поликлиник становятся платными?». Увы, поданный в ней материал отражает лишь одну правду – пациента; что не совсем верно: для того, чтобы картина была полной, следует рассмотреть и правду врачей – чем и займёмся.
Цитирую автора предыдущей статьи, Свинухова А.Ю.:
«В статье 81 Федерального закона №323 « О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»… прописан максимальный срок отправки пациента на исследования.»
В данной статье эти сроки не прописаны, там только общие сведения и положения; зато они прописаны в постановлении Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. N 1403 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Возьмём из восьмого раздела данного постановления сроки проведения консультаций врачей-специалистов, которые «… не должны превышать 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию» и попробуем разобраться, насколько они реальны - на примере УЗИ.
Согласно приложению №22 к приказу № 132, регламентирующему расчётные нормы времени на проведение ультразвуковых исследований, для осмотра печени, поджелудочной железы и почек требуется один час времени: то есть, врач может принять не более семи пациентов за смену. (Осмотр большего количества приведёт к ухудшению качества диагностики.) Узнав количество аппаратов УЗИ и наличие врачей данной специальности в своей поликлинике, любой из пациентов легко может рассчитать шансы своего попадания на обследование в течение 14 календарных дней.
Но что делать в этом случае? У Свинухова А.Ю. ответ готов! Цитирую:
«Если вам отказывают в предоставлении исследования в срок, приводя доводы, что большая очередь или недостаточно талонов, то смело отправляйтесь к главному врачу данного учреждения. Если уже и главный врач отказывается вам помочь и предлагает пройти исследование платно, то в таком случае выход только один – жалоба.»
И чуть ниже:
«Причина, почему поликлиники предлагают платные услуги, проста – банальная прибыль.»
К этому выводу мы вернёмся чуть позже, а пока разберёмся с советом, как добиться исследования в срок. Кто должен делать обследование «в срок», если врачей данной специальности явно меньше нормы? Ведь не секрет, что в целях экономии фонда заработной платы администрация поликлиник старается держать на рабочих местах минимум специалистов; не обращая внимания на количественный рост населения городов!
Главный врач может приказать врачу выполнить обследование сверх нормы – но почему врач обязан это делать? Он не нарушает никакого закона, соблюдая нормы осмотра; за дополнительную работу он не получит ничего, кроме вреда своему здоровью (датчики аппарата УЗИ разрушают нервные окончания пальцев рук, их держащих). Конечно же, ситуации, несущие угрозу жизни, требуют немедленного бесплатного осмотра, но такие обследования выполняют в стационарах, а не в поликлиниках!
Выходов из данной ситуации, с точки зрения медиков, только два – либо предложить пациенту подождать, либо обследоваться платно. Насколько я понимаю, именно факт того, что «платные» пациенты проходят без очереди, а записанным приходится ждать, более всего раздражает общественность. Но только врачи здесь не при чём!
Администрация поликлиники требует вести приём платных пациентов, а последние ни за что не соглашаются приходить на осмотр после того, как врач выполнит дневную норму обследований.
(Собственно говоря, есть ещё один выход: перевод медицины на государственное обеспечение и увеличение количества штатных сотрудников. В этом случае штаты будут определяться «сверху», соответственно количеству населения; а главные врачи не станут увольнять (и не будут иметь права!) сотрудников с целью экономии фонда заработной платы. Но это тема для отдельного разговора…).
Идём дальше; вновь цитирую А.Ю. Свинухова:
«Пациенты часто сталкиваются и с другой проблемой – отсутствие регистрации и прописки в том регионе, где им требуется помощь. Регистратура в поликлинике отказывается их принимать, ссылаясь на какие-то таинственные причины, и предлагает людям попасть к врачу и пройти обследование платно, однако это абсолютно незаконно.»
Далее автор ссылается на статью №16 Федерального закона №326 «Об обязательном медицинском страховании в РФ»:
«1. Застрахованные лица имеют право на:
1) бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:
а) на всей территории Российской Федерации в объёме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования;
б) на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования;»
(Желающие могут ознакомиться с базовой программой ОМС: глава 7, статья №35 Федерального закона №326 «Об обязательном медицинском страховании в РФ»).
Всё верно, в отдельных случаях пациенты имеют право на оказание бесплатной медицинской помощи независимо от места прописки и получения полиса ОМС. Однако вернёмся к тому, с чего начинали: к недостаточному количеству специалистов на местах. Они перегружены приёмом «своих», ближайших пациентов, и надеяться на то, что иногородние будут осмотрены в максимально короткие сроки – по меньшей мере несерьёзно.
У них два пути: либо ожидать планового обследования долгое время, либо оплачивать осмотр через кассу поликлиники.
Разумеется, можно последовать совету Свинухова А.Ю. и обратиться в прокуратуру: кому-то, возможно, удастся пройти плановое обследование (напоминаю – экстренная помощь оказывается бесплатно и без очереди, но – в стационарах!) более быстро; но проблем медицины это не решит.
Пациенты не хотят ждать и платить, медики не могут делать больше, чем делают. Быть может, стоит перестать бросать друг в друга камни, а попытаться понять правду противоположной стороны?
Будьте здоровы!
Интересная статья из разряда что стакан наполовину полон или наполовину пуст. Согласен с автором, что бросание камней в друг друга не всегда самый эффективный метод, но иногда просто вынужденный. Как говорят, что когда все доводы исчерпаны в дело идут "кулаки". В данном случае это просто жалобы на основании закона и прочее, но конечно же никому не хочется прибегать к этому без нужды. Как говорил Горбачёв, что нужен консенсус.
Отлично, но давайте рассмотрим этот вопрос еще немного повернув призму, а потом перейдем к закону, и ну если кто захочет к "метанию в нас интернет каках". Начнем с истоков проблемы, и методов их решения. Первый вопрос-что вам мешает оказать бесплатную услугу пациенту? Желательно всю объективную сторону.
Первое - услуг не оказываю, занимаюсь диагностикой. Второе - они у меня идут бесплатно; четверо-шестеро за приём. Если больше - уже притупляется зрение, физически тяжело: то есть, ухудшается качество работы и диагностики. Кроме того, объясните мне, если не трудно: почему я должен превышать свою нагрузку? Четыре - шесть пациентов - это на ставку, больше ставки мне никто не заплатит, хоть разорвись. (Да, конечно, страховая компания оплатит всех пациентов. Но "лишних" денег я не увижу, они осядут в администрации больницы. Неужели вы об этом не знаете?)
Представим приходит к Вам пациент с другого региона, его проблемы могут начаться еще с регистратуры, хорошо если есть волшебный аппарат выдающий талоны, он взял талон и миновал регистратуру. Предположим прорвался на прием.
Не неполадки у него из за несовершенного технологического устройства организма, болит орган пищеварения, от как вы с ним поступите?
Он не может миновать регистратуру, так как только она даст направление к терапевту, а тот - ко мне.
В данный момент он должен будет оплатить приём, согласно устному распоряжению администрации больницы. Но я над этим работаю.
P.S. Забавно устроен наш народ... Обругать медицину - нет отбоя от желающих. Приглашаешь к диалогу - тишина... Все остаются при своём - негативном - мнении?
Согласно устному распоряжению администрации больницы-так в итоге пострадаете от этого вы, граждане напишут жалобу именно на вас а не на само учреждение.
Я это знаю, поэтому и поднял вопрос. Позже отпишусь, удастся ли что-то изменить.
С момента написания статьи прошло четыре года.
Ситуация лишь ухудшилась: поликлинику отделили от стационара, теперь амбулаторные пациенты не могут попасть ко мне на приём: ни по записи, ни за плату.
В поликлинике очередь на колоноскопию более двух месяцев: по совету юриста, надо жаловаться, чтобы было две недели.
Так и живём: предложить жаловаться куда угодно может любой, а вот рассказать, что нужно делать, чтобы положение в медицине улучшилось - не хочет никто.