Макаров Валерий Анатольевич
Макаров В.А.Подписчиков: 3177
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг224.3к

За ТОО души не увидать... (Размышления о вечном, глядя на три буквы).

352 просмотрa
5 дочитываний
14 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,30 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Незримо далеко зашли мы с заморскими заимствованиями от своей исконности, положив в почву российскую чужие законы и чужую же организацию труда. Всходы не заставили себя ждать! Вмиг, после падения "железного" занавеса в 90-х годах Россию взяли в полон юридические лица. Кто помнит ТОО, АОЗТ, АООТ? Основой этих названий стали слова "тип" и "ограниченность". Товарищество с ограниченной ответственностью. Акционерное общество закрытого типа. "Ограниченный тип" - именно это словосочетание ярко характеризовало эти формы организации бизнеса. Да было слово "ответственность", но вместе с понятием ограниченности, оно воспринималось как безответственность. Рожденная "немчурой" форма организации труда оккупировала русскую землю почище любого захватчика. Судите сами, юридическое лицо, следуя за своим названием об отсутствии ответственности, так себя и вело на рынке.

Неплатежи, отсутствие здоровой конкуренции, откровенное мошенничество и грабеж - вот чем ознаменовались общества "ограниченных типов". Помню, занимаясь в эти годы взысканием "дебиторки", нередко сталкивался с такой картиной. Приходишь с актом сверки и претензией о задолженности на предприятие. А там сидят три бабули, причем двое со счетами, а третья с 386-ПК, старинным компьютером. Спрашиваю, будете платить? Они показывают на дверь. За дверью - учредитель. Сидит и отвечает, что мол по закону он вложил в фирму 3 рубля., которые он готов отдать хоть сейчас, и ни копейки больше. А товаров и услуг ему, так на минуточку, было отпущено в кредит тысяч на 300. Вот так. И что сделать? В суд? Хорошо! Судебные расходы, время в коридорах судебной власти, выстраданное решение, долгожданный исполнительный лист. В итоге опять те же бабки перед 386-ПК, на который уже положили свои исполнительные листы другие кредиторы.

Виной всему развалу безответственность и безнаказанность. Ведь такие "безответственные типы" орудовали вокруг крупных промышленных гигантов, высасывая из них как пиявки всю мощь, заложенную еще в них экономикой СССР. Попробуй зайти на завод минуя присоску-ТОО в те годы? Если и зайдешь, то получать требуемое будешь все равно через "пиявку". Вот и сложилась система "ниппель", когда с завода дуй, а прибыли - ... Вся прибыль у безответственных товарищей. Нет души у лица юридического, нет у него мук совести, неведомы лицу юридическому нормы морали и нравственности. Чужда юридическому лицу и общность российская. Сколько мне пришлось ликвидировать ООО-шек, созданных безответственными типами. Все дело было в том, что хоть и урегулированы в законе положения о распределении прибыли, прибыль в таких ООО делили не по совести, а по понятиям. А где понятия, там и из норм изъятия, бывало, что и из жизни изымали ради денег. Лопались безответственные общества на ветру перемен как твои пузыри. Не наше это все, не родное. А что навело меня на эту мысль? А навело вот это:

Владимир Иванович Даль в одном из своих рассказов писал: «Из дальних губерний работники уходят на два, на три и более года, не только в столицы, но и во все концы царства; симбирцы, владимирцы, ярославцы строят дома в Уральске, Оренбурге, Омске и Тобольске. Во многих малоземельных губерниях бо́льшая часть господских имений на оброке, мужики ходят по всей России, и одни только старики, бабы и дети сидят дома. Тысячи плотников, столяров, половщиков, каменщиков, штукатуров, печников, кровельщиков рассыпаются оттуда ежегодно по всей России; крестьяне целыми селениями держатся по наследству промыслов, к коим привыкли уже деды их. Целые деревни тверитян или новгородцев бывают летом в Питере штукатурами, а зимою сапожниками. (…) В этих малоземельных селениях заведено большею частию, что молодой парень должен заработать наперед известную сумму на отца и семейство свое, потом уже, уплатив года три-четыре подушное за отца или деда и за малых братьев, идет он работать год или два на себя и женится. Тут не найдете вы мужика-домоседа, мужика, который не видал бы свету; только разве в больших семействах, пятериках, семериках, один постоянно остается дома. Может быть, это обстоятельство объясняет сильную наклонность, всегдашнюю готовность крестьян наших к переселению».

В чем суть русского духа? Суть в общности, а не в прибыли. Откройте определение коммерческой организации в действующих нормативных актах, везде целью их создания является прибыль. И точка! Как мне говорил один хозяин такого ТОО: "В одном глазу у меня доллар, в другом - рубль!". Евро тогда еще не было. В отличие от таких "безответственных товарищей", в русской артели демонстрировалось отношения к деньгам и капиталу как функциональному фактору развития дела. «Не деньги создают дело, а дело деньги. Если артель будет объединением трудящихся людей, то к ее услугам будут и деньги». Этот же принцип в более широком философском звучании раскрывается и в известной народной поговорке, в которой показано отличие русского менталитета от западного, буржуазного: «время – деньги». «Время, – говорили в русском народе, – деньгу дает, а на деньги времени не купишь».

Персональное счастье артельщика, и общая польза участников артели не могут пониматься как потребительские или чисто экономические понятия. Преуспевающие, «богатые» артели видели свой «капитал» не в финансовой мощи, а в развитии мастерства, возможности иметь учеников, продолжении и развитии артельного дела. Таким образом, здесь мы выходим на философию предприятия альтернативную капиталистической, на особый некапиталистический вид предпринимательства.

Существуют многочисленные свидетельства огромного нравственного значения артелей, их влияния как на самих артельщиков, так и на окружающих людей. Среди крестьян смысл и пафос артели вызывал умиление сродни религиозному. По убеждению «артельного батьки» Н. В. Левитского, организатора земледельческих ассоциаций в Херсонской губернии, артель воспитывает человека, способствует снижению преступности: «А какое впечатление производит артель на народ, можно видеть из того, что некоторые, слушая объяснения по поводу артелей, снимают шапки и крестятся». А. А. Исаев указывал на огромную воспитательную и формирующую личность силу артелей: по его наблюдениям, само общение между членами влияет на их ум гораздо более чем чтение книг. А. Н. Энгельгардт, описывая артели граборов, замечает: «Человек может быть мошенник, пьяница, злодей, кулак, подлец как человек сам по себе, но как артельный грабор он честен, трезв, добросовестен, когда находится в артели».

#ВашМакаров

Дальше - без комментариев: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/russkaja-artel-nevostrebovannyi-opyt.html

14 комментариев
Понравилась публикация?
3 / -2
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Макаров Валерий Анатольевич
Комментарии: 14
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые