Неустановленные мошенники похитили денежные средства? Возместит Сбербанк.
С иском к ОАО «Сбербанк России» обратился пожилой омич, имевший в банке несколько вкладов на общую сумму около 800 тысяч рублей.
В исковом заявлении были отражены обстоятельства завладения обманным путем его денежных средств, находящимися в банке.
На домашний телефон пенсионеру позвонил незнакомец, представившийся сотрудником правоохранительных органов из Москвы, который напомнил ему про приобретаемые ранее по телефону БАДы. На приобретение было затрачено более 200 тысяч рублей. Лже-полицейский рассказал, что задержаны аферисты, у которых осуществлялось приобретение пищевых добавок и что имеется возможность возврата денежных средств на банковскую карту. Житель Омска, желая вернуть денежные средства оформил в банке карту, указав в заявлении о её выдаче номер мобильного телефона «полицейского», привязав карту к телефону. Получив карту, он сообщил "сотруднику полиции" её номер и пин-код. В дальнейшем придя в банк, пенсионер узнал, что по карте идут списания средств. Это обеспокоило его, он решил заблокировать карту. Пополнение карты он не осуществлял, как могли попасть на нее денежные средства он не знал и это его успокоило. Он помнил о звонке «сотрудника полиции» и догадывался, что к списанию денежных средств тот может быть причастен. Он не подумал о том, что списываются деньги с его вкладов на сумму 800 тысяч рублей, имеющихся в банке. Затем последовал звонок от лже-полицейского, объяснившего списание денежных средств тем, что по ошибке на счет пенсионера перечислена слишком большая сумма, которая и была списана. Далее ему сообщили о том, что списывание осуществлено не до конца, на карте продолжают оставаться чужие денежные средства и блокировка карты не позволяет производить дальнейшие списания. Пенсионер испугался, что его обвинят в присвоении чужих денежных средств и разблокировал карту. Он не подозревал, что списываются не чужие денежные средства, а его собственные вклады. И это их не удалось до конца списать. Мошенники получили возможность похитить его вклады полностью.
Каким образом осуществлялось списание? Злоумышленники имели данные карты, дистанционно подключились к системе «Сбербанк Онлайн» при помощи которой через Интернет перевели денежные средства.
Уголовное дело возбуждено в отношении неизвестных лиц.
Что позволило мошенникам воспользоваться доверчивостью пенсионера?
Мужчина считал, что снять деньги со вкладов можно в офисах банка, предъявив сберегательную книжку. Пластиковой картой он ранее не пользовался, о работе системы «Сбербанк Онлайн» он не знал. Вклады оказались не защищенными. Клиент банка не ознакомлен с условиями использования банковских карт и предоставления услуги «Сбербанк Онлайн». Ему не предоставлена информация о том, что к вкладам можно получить доступ через Интернет, его согласие на это отсутствовало. Если бы он знал, что через пластиковую карту можно получить доступ к вкладам, он бы её не оформлял.
Пенсионер понимал, что лица, похитившие у него денежные средства, вряд ли будут установлены. Он решил потребовать возврата денежных средств с банка так как считал, что тот также виновен в происшедшем. По мнению истца, банк должен отвечать за предоставление услуги, суть которой не разъяснил, что привело к снятию денежных средств. Сотрудник банка, сообщая о снятии денежных средств с карты и зная, что имеющаяся услуга позволяет снимать вклады через выданную карту не проверил их состояние хотя мог бы предотвратить дальнейшее снятие.
Ответчик исковых требований не признал, заявив в судебном заседании, что клиент самостоятельно дал злоумышленникам конфиденциальную информацию по карте и отвечать за его действия банк не должен.
Однако при этом банк не доказал, что клиент был должным образом ознакомлен с условиями использования банковских карт и предоставления услуги «Сбербанк Онлайн».
В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ "О национальной платежной системе" от 27.06.2011 N 161-физическому лицу должна предоставляться следующая информация:
1) о наименовании и месте нахождения оператора электронных денежных средств, а также о номере его лицензии на осуществление банковских операций;
2) об условиях использования электронного средства платежа, в том числе в автономном режиме;
3) о способах и местах осуществления перевода электронных денежных средств;
4) о способах и местах предоставления денежных средств клиентом - физическим лицом оператору электронных денежных средств;
5) о размере и порядке взимания оператором электронных денежных средств вознаграждения с физического лица в случае взимания вознаграждения;
6) о способах подачи претензий и порядке их рассмотрения, включая информацию для связи с оператором электронных денежных средств.
Куйбышевский районный суд взыскал с ОАО «Сбербанк России» в пользу клиента всю похищенную неизвестными мошенниками сумму с его вкладов, компенсацию морального вреда – 5 тысяч рублей.
Банк обратился с апелляционной жалобой в Омский областной суд, но она не была удовлетворена. Решение районного суда вступило в законную силу.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: