Европротокол – как вести себя виновнику ДТП, чтобы не остаться в дураках?
В наших прошлых статьях мы уже разговаривали о таком упрощенном варианте оформления дорожно-транспортного происшествия, как европротокол. Данный механизм позволяет участникам ДТП сэкономить свое драгоценное время, которое в противном случае было бы потрачено на ожидание прибытия сотрудников ДПС на место аварии и регистрацию ДТП.
Использование европротокола – это действительно хорошая альтернатива общепринятой процедуре регистрации ДТП через сотрудников полиции, когда ущерб, причиненный транспортному средству потерпевшего, не превышает 100 тысяч рублей, а в аварии пострадало только имущество водителей: автомобили, которые были застрахованы в рамках ОСАГО.
Кроме того, никто не отменял положение европротокола, при котором участники ДТП могут рассчитывать на выплату в размере до 400 тыс. рублей в случае наличия видеофиксации ДТП с помощью системы «Глонасс».
Мы рекомендуем всем автолюбителям смело использовать данный механизм, так как он, кроме всего прочего, разгружает жизнь города в целом, уменьшая потоки автотранспорта. Согласитесь, ожидая сотрудников ГИБДД на месте аварии в течение 3-х часов из-за трещины на бампере, вы однозначно станете создателями многокилометровой пробки.
Риски для участников ДТП
Однако, европротокол имеет в своей процедуре ряд особенностей, которые могут создавать определенный риски для участников аварии при дальнейшем урегулировании споров со страховыми компаниями. Особенно это касается виновника ДТП, который даже и не подозревает, что ненароком может получить от страховой компании исковое заявление о взыскании суммы ущерба, выплаченной потерпевшему.
И это при условии, что у виновника имеется действующий полис ОСАГО! Скорее читайте, как этого избежать.
Какие действия обязан предпринять виновник ДТП после оформления европротокола?
Необходимо в течение пяти дней вручить своему страховщику свой бланк извещения о ДТП.
Далеко не многие автолюбителя знают, что после оформления европротола, виновнику ДТП необходимо обратиться в свою страховую компанию и сообщить о произошедшем событии в течение 5 дней с момента аварии.
Кроме того, виновник ДТП в течение все тех же 5 дней с момента аварии обязан направить в адрес своей страховой компании бланк заполненного извещения о ДТП. Данная обязанность продиктована ч. 2 ст. 11.1 Закона «Об ОСАГО», которая предусматривает, что в случае оформления ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции (без ГИБДД по европротоколу), бланки извещения о ДТП, которые заполнены в 2-х экземплярах, каждый участник ДТП обязан направить своему страховщику в срок не позднее 5 рабочих дней со дня ДТП. Сделать это можно либо путем почтового отправления, либо сдав бланк нарочно в офис страховой компании.
Но что важно: данный срок не в коем случае нельзя нарушать! Свой бланк извещения виновник обязан направить страховщику неукоснительно. В противном случае, у страховой компании возникает право регрессного требования к виновнику аварии, то есть страховая компания при первой возможности обратится в суд с требованием взыскать с вас суммы возмещенного ущерба.
Данная возможности появилась у страховых компаний с недавних пор, после введения пункта «Ж» части 1 статьи 14 Закона «Об ОСАГО». Эта ужасно неприятная и несправедливая норма уже доставила огромное количество неудобств автолюбителям по всей России, так как о данной обязанности виновников ДТП никто попросту не предупреждает и нигде, кроме как в Законе «Об ОСАГО», об этом не указано. Однако как мы с вами знаем: незнание закона не освобождает от ответственности.
Запрет на восстановление своего автомобиля в течение 15 дней с момента ДТП
Пунктом 3 статьи 11.1 ФЗ «Об ОСАГО» предусмотрен запрет на восстановление своего транспортного средства виновником ДТП в течение 15 дней с момента аварии. Данный запрет является следствием права страховщика самостоятельно осмотреть ваше транспортное средство для выяснения обстоятельств ДТП – и вы будете обязаны представить свой автомобиль по первому требованию страховой компании в течение 5 дней после получения письма от страховщика!
По требованию страховой компании представить свой автомобиль на осмотр
Данная обязанность также предусмотрена статьей 11.1 ФЗ «Об ОСАГО», которая предусматривает, что в течение 15 дней с момента аварии страховая компания имеет право требовать от виновника предоставить свое транспортное средство для осмотра, а виновник в свою очередь не может игнорировать данное требование. Иначе – жди иск от страховой компании в порядке регресса. Если же прошло более 15 дней с момента ДТП, то виновнику не стоит волноваться и отвечать на незаконное требование страховщика по предоставлению ТС на осмотр.
Казалось бы, для чего страховщикам прибегать к таким процедурам? Зачем требовать предоставить авто виновника на осмотр, когда повреждения автомобилей минимальны и указаны в извещении потерпевшего? Ответ очень прост: сам факт осмотра автомобиля виновника страховым компаниям ни к чему. А вот последствия несовершения виновником установленных законом действий играет на руку страховщикам. Они прекрасно понимают, что 90% автолюбителей не в курсе о наличии такой обязанности. Соответственно, обнаружив у себя в почтовом ящике телеграмму от страховой компании с вызовом на осмотр, виновник ДТП спишет это на каприз страховщика и проигнорирует это требование. Именно так и происходит в большинстве случаев, на что и делают расчет страховые компании.
Правильно ли это? Конечно же нет, и данная практика в очередной раз подрывает отношение простых водителей к страховым компаниям и системе ОСАГО в целом.
Остается только надеяться, что в будущем данные положения закона будут доработаны, чтобы водителям, которые заблаговременно приобрели полис ОСАГО, не пришлось рассчитываться со страховой компанией за ущерб, причиненный автомобилю потерпевшего!
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: