Памятка о правах детей и родителей "Ребенок в кругу семьи"

ВВЕДЕНИЕ
Положение человека (и взрослого, и ребенка) в обществе определяют его права, обязанности и ответственность. В современном обществе для подготовки детей к решению многих жизненных проблем крайне необходимо формировать у них мировоззрение, основанное на уважении к закону, на знании прав, свобод, обязанностей и ответственности человека в обществе. Научив сегодня детей пользоваться их правами и свободами, умело сочетать права и обязанности, ответственность перед другими, сформировав их правовую культуру, мы способствуем тому, что завтра, превратившись во взрослых, наши сегодняшние дети научатся соблюдать и защищать не только свои права и свободы, права своих детей, но и права старшего поколения. Чтобы научить своих детей осознанному гражданскому поведению в обществе, родители, учителя, все взрослые должны сами знать законы, жить по закону и нормам морали, умело передавать элементарные правовые знания детям. В размышлениях детей о своих правах [27] есть такое умозаключение: «Мир прост и чист. Еще утром встает солнышко – шар тепла и красоты. Все живое, прекрасное тянется к нему. Возьмите нежный лучик от него и с улыбкой подарите своим детям. Это будет начало гармонии в мире... Сделайте так, чтобы не было жестоких, кровопролитных войн! Вы будете очень страдать, научив нас воевать. Мы имеем право на жизнь и мир!». И еще одно мнение ребенка о правах детей: «Ребенок должен жить в семье, у него должны быть отец и мать, бабушки и дедушки, братья и сестры. Самое главное право ребенка – жить и быть счастливым. Об этом должны позаботиться взрослые». «Знать свои права и уметь за них бороться – значит, быть сильным. Уважать права других – значит, быть справедливым. Жить по праву – значит, жить в мире и согласии». Права и обязанности каждого человека – это тот необходимый материал, из которого строится здание общего блага. Подобно тому, как невозможно выстроить дом только из кирпича, не используя цемент, невозможно выстроить общее благо только из прав, не скрепляя их обязанностями. Более того, зачастую право и обязанность – это одно и то же. Например, у человека есть право на благоприятную окружающую среду, и одновременно человек обязан бережно относиться к природе. Или у человека есть право на образование. И вместе с тем каждый обязан учиться. Или у родителей есть право воспитывать своих детей. Но вместе с тем они обязаны заботиться о детях. Или каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, и одновременно каждый обязан заботиться о сохранении культурного наследия, беречь памятники. И, наконец, если у каждого человека есть права, то это значит, что никто не может их нарушать. Мы обязаны уважать права других людей, а их обязанность уважать наши права. Главная обязанность каждого человека, гражданина – соблюдать нормы права: Конституцию и законы». (Из учебного пособия «Конституция России», М, 2003)[15].
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ И ПРАВОВОМ ПРОСВЕЩЕНИИ ДЕТЕЙ.
В Древней Руси детей называли зернышками. В этом был глубокий смысл. Чтобы зернышко прорастало и дало хорошие всходы, за ним надо заботливо ухаживать. Этот древнерусский образ детей-зернышек должен быть созвучен сегодняшней политике детства, подходам к формированию личности ребенка, его воспитанию. Воспитание начинается с момента рождения ребенка. В семье ребенок приобретает начальные навыки социального общения, закладываются основы его характера, во многом определяющие его последующее воспитание [12]. Успенский К.Д. справедливо писал, что «не должно забывать, что первое понятие о человеке образуется в бессловесный период жизни ребенка, и на образование этого понятия имеют решающее влияние те первые личности, которые отразятся в душе ребенка и лягут в основу его будущего отношения к людям». Взрослым для достижения успеха в процессе воспитания ребенка необходимо много знать; так, психологи предлагают 36 уроков для родителей «Как воспитать счастливого, уверенного в себе ребенка?»[1].
36 уроков для родителей:
Урок 1. Старайтесь видеть хорошее.
Довольно легко проследить, когда вы концентрируетесь на негативном (плохо выспались, проблемы на работе, стресс). Это случаи, когда вы начинаете видеть вокруг только плохое, не замечая тех особо приятных моментов, которых великое множество в повседневной жизни.«Как воспитать счастливого, уверенного в себе ребенка?»
Урок 2. Будьте примером.
Большая часть информации воспринимается детьми в раннем возрасте, благодаря наблюдению. И наиболее частым объектом для наблюдения являются, конечно же, родители.
Урок 3. Учитесь хорошему у других.
Чтобы чему-то научиться, человек должен перестать делать так, как он привык, освободиться от своих установок по поводу этого и наблюдать за другими.
Урок 4. Уважайте детей.
Взрослые привыкли воспринимать уважение как односторонний процесс. Детям часто говорят, что нужно уважать старших. Часто ли мы говорим, что старшие тоже должны уважать детей. А между тем, это совершенно необходимое условие для создания любовных и доверительных отношений с ребенком.
Существует обобщенный перечень основных ошибок в воспитательной деятельности родителей [23]:
-недостаточное представление о целях, задачах, формах и методах воспитания;
-отсутствие у родителей (что встречается особенно часто) единых требований и четкой линии в методах воспитания;
-слепая, чрезмерная, неразумная любовь к ребенку. Буаст: «Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв»;
-неоправданная идеализация ребенка (мой самый…);
-чрезмерная строгость, грубость, авторитарность, физические наказания. Павел Наторн сказал: «Если вы хотите, чтобы ребенок боялся стыда и наказаний, не приучайте его к ним». При крайней необходимости наказания нужно учитывать реакцию детей: «ремнем по попе – наказание, а рукой по лицу – оскорбление, способное вызвать лишь цепную реакцию в виде озлобления». Мудрые говорили: «Не злите ребенка: кто пожелает бить, будучи ребенком, тот захочет убить, будучи взрослым»;
-нетребовательность в отношении детей (попустительство). Ян Амос Каменский: Кто будет расти без дисциплины, состарится без добродетели;
-перекладывание на других своих забот о воспитании ребенка (детсад, школа, милиция…);
-отсутствие такта в отношении с ребенком (не надо оттачивать свое остроумие на ребенке, порочить его в собственных глазах, а тем более – в глазах окружающих);
-неумеренное удовлетворение материальных запросов детей;
-отсутствие должного, но уважительного, контроля за ребенком, его досугом, кругом знакомств, интересов;
-попытка создать ребенку тепличные условия;
-ссоры родителей при детях (тем более скандалы и драки).
Урок 5. Будьте постоянны.
Каждый день нам приходится сталкиваться со множеством стрессов и перемен. Наш разум, наше тело, наши отношения и надежды меняются каждый день. Чтобы выжить и всегда находиться «на плаву» при любых обстоятельствах, дети должны знать, что есть что-то постоянное и неизменное (семейные традиции, вкусный ужин в пятницу, семейный поход на каток в субботу…).
Урок 6. Будьте смелыми.
Родители не могут не беспокоиться за своих детей. В безопасности ли он? Сможет ли он завести друзей? Не болен ли он? Страх за ребенка может измучить до полусмерти. Родителям надо быть смелыми.
Урок 7. Пусть доброта станет нормой.
В нашем жестоком мире проявление доброты в определенных случаях, считается, чуть ли, не подвигом. Дети впитывают информацию о мире. Поэтому из средств массовой информации они могут сделать вывод, что добро – очень редкое явление, и человеку не надо быть добрым всегда, что экстраординарные поступки гораздо важнее, чем простое каждодневное проявление доброты и заботы.
Урок 8. Умейте слушать.
Нам дано два уха и один язык, чтобы мы больше слушали и меньше говорили. Есть разница между «слышать» и «слушать». Можно слушать, даже если вы не осознаете полностью всех событий и не знаете внутренних ощущений партнера. А слышать можно, только если вы внимательно вникаете во все и полностью увлечены как собеседником, так и тем, что он говорит. Для нормального развития детям необходимо, чтобы их слышали.
Урок 9. Растите вместе с детьми.
Дети ненасытны в познании жизни и окружающего мира. Они постоянно открывают для себя новые места и познают мир. Родители часто думают, что дети должны учиться, а задача родителей их учить. Но если посмотреть на этот процесс по-другому, то увидите, что очень увлекательно учиться и познавать мир вместе с детьми.
Урок 10. Установите ограничения.
Доверие возникает из чувства безопасности. Поэтому детям необходимо постоянно показывать свою любовь. Если их никак не ограничивают, они не чувствуют любви родителей и ищут ее в другом месте. Иногда кажется, что дети просто притягивают к себе разные экстремальные и опасные ситуации. Они постоянно проверяют границы своих способностей, безопасности, выносливости и правил. В результате все это доставляет много беспокойства и волнений их родителям. Родители часто недооценивают важность ограничений для детей. А между тем, дети лучше растут и развиваются в удобно организованном пространстве и времени. Именно отсутствие ограничений толкает детей на многие необдуманные и опасные поступки (поздний приход домой и др.).
Урок 11. Учитесь соглашаться.
Если ребенок делает все ради одобрения, он учится ладить с самим собой. Иногда родители настолько концентрируются на том, чего они хотят для своих детей, что забывают спросить самих детей, чего хотят они. Мамы и папы так часто решают все за детей, что подавляют их индивидуальность.
Урок 12. Будьте защитником.
Родители обязаны помогать своим детям, когда они в них нуждаются. Иногда возникают ситуации, когда дети не могут защитить себя сами, и в такие моменты родительская помощь им наиболее необходима. Но когда вы защищаете ребенка, делайте это справедливо и с чувством уважения к другой стороне. Только в таком случае будет положительный результат.
Урок 13. Настойчивость.
«Чтобы лампа постоянно горела, в нее надо добавлять масло». Иногда в воспитании детей очень важно быть настойчивым и не сдаваться при первой трудности. Даже если на пути встречаются трудности, пытайтесь делать свое дело снова и снова, и тогда это даст результат (приобщение к чтению).
Урок 14. Распределяйте время.
«Я должен управлять своим временем, а не оно мной». Мы живем в сумасшедшем мире. С каждым годом свободного времени становится все меньше. Поэтому, несмотря на нехватку времени, современные родители должны правильно его планировать и разумно использовать для общения с детьми. Всех гениев на земном шаре когда-то поддерживали и вдохновляли их родители, поэтому они смогли полностью раскрыть свои таланты, способности и воплотить свои мечты.
Урок 15. Умейте прощать.
Ссоры могут возникать по самым тривиальным поводам: очередь в игре или потерянный пульт дистанционного управления. Как только обвинение брошено, очень трудно забрать его назад. Из маленькой ссоры может вырасти большой конфликт. Если все в семье быстро прощают и забывают обиды, то мелких ссор практически не бывает. Если вы будете уважать людей, в том числе детей, и извиняться в тех случаях, когда были не правы, то сможете предотвратить многие проблемы еще до их проявления.
Взрослому, решающему наказать ребенка за проступок, необходимо подумать: «Зачем?!» и помнить
7 правил В. Леви «для всех» [6]:
Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать…
Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Даже если поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу невообразимое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке – за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души! Наказание – не за счет любви, чтобы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Излишне последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные месяц спустя, а то и год, забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск, внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности, не так страшен, как риск задержки душевного развития.
Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание действует только в обратную сторону.
Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения.
ЕСЛИ ДЕТЯМ ПЛОХО [14].
Если мы детей ругаем,
Мы о главном забываем –
Дети – счастье, дети – свет,
Лучше их на свете нет.
Если дети наши плачут,
Их не защитили, значит.
Не пришли на помощь к ним,
Страшно, одиноко им.
Если дети раздражают,
Значит, их не понимают,
Значит, забывают их –
Папам, мамам не до них.
Чтобы дети не страдали,
Чтобы пели, хохотали,
Уважайте их, любите,
Защищайте и храните!
Урок 16. Учитесь сострадать.
Дети выходят в мир и начинают познавать его, сталкиваясь с самыми разными его проявлениями практически постоянно. Поэтому очень важно, чтобы родители следили за безопасностью детей и умели сострадать и жалеть их в нужный момент.
Урок 17. Показывайте свою любовь.
Жизнь вокруг детей постоянно меняется, поэтому для них крайне важно знать, что любовь их родителей к ним остается неизменной. Проявляя свою любовь, вы даете детям понять, что всегда поддержите и пожалеете их. И детство от этого становится счастливее и радостнее.
Урок 18. Принимайте дружбу.
Самая величайшая мудрость, которая делает жизнь счастливее, - это умение дружить (Эпикур). Поддержка друзей очень важна и для вас самих, и для ваших детей.
Урок 19. Будьте терпеливы.
Если ребенок ошибается, ему больше нужна помощь, чем выговор или наказание. Когда родители терпеливы по отношению к своим детям и их поступкам, они создают, таким образом, атмосферу доверия и безопасности, в которой дети развиваются свободно и радостно. Учитесь быть терпеливым, пусть это войдет у вас в привычку.
Урок 20. Будьте осторожны.
В воспитании детей очень важно быть открытым всему новому. Чтобы правильно вести детей по жизни, нужно знать об их чувствах и переживаниях и использовать эту информацию. Если вы будете учитывать физиологические и эмоциональные потребности ваших детей, многие проблемы можно будет избежать.
Урок 21. Будьте ответственными.
Родители играют первоочередную роль в жизни и воспитании своих детей, и поэтому на них лежит большая ответственность. Очень часто именно эта ответственность за детей заставляет родителей отказываться ради них от своих собственных планов. Когда возникает такая ситуация, стоит остановиться и сконцентрироваться на том, что важнее. Скорее всего, это здоровье и благополучие детей. В жизни много будет случаев, когда вашим детям будет нужна помощь, поэтому, когда вы планируете какие-то дела или развлечения, надо помнить, что дети гораздо важнее дел или вечеринок.
Урок 22. С кем провести свободное время?
Многие родители разрываются между желанием побывать со своими друзьями и обязанностью находиться с ребенком. В наш век нехватка времени является проблемой. Поэтому, нередко, когда родители проводят время со своими друзьями, они ощущают вину, что не находятся в это время вместе с детьми. Для того, чтобы решить эту проблему, вам необходимо окружить себя друзьями, которые тоже будут вовлекать ваших и своих детей в совместную деятельность.
Урок 23. Участвуйте в общественной жизни.
Обязательно надо помогать детям, участвовать в жизни класса и школы.
Урок 24. Связь поколений.
Для развития ребенка очень важно общаться с бабушками и дедушками. Но, к сожалению, в последнее время наметилась тенденция постоянного отхода поколений друг от друга, потеря связи между ними. Бабушки и дедушки могут не только помочь в воспитании внуков, но самое главное – они делятся своей мудростью с детьми и внуками, таким образом, осуществляя непрерывность духовной связи поколений.
Урок 25. Будьте источником творчества.
С самого рождения ребенок нуждается в том, чтобы родители сделали все необходимое для его здоровья, развития, радости и счастья. Ребенок может не увидеть много интересного, если взрослые не покажут ему этого. Он даже не научится брать предметы, если никто не будет давать ему погремушки. Дети входят в этот мир, наделенные огромными возможностями и большим потенциалом, но они могут никогда не узнать, что они могут, если родители не создадут для этого соответствующих условий, не помогут им открывать, творить и создавать свой мир. Будьте источником творчества ваших детей, создавайте условия для их развития.
Урок 26. Будьте творческими.
Творчески подходите к домашним делам, особенно помогая ребенку выполнять домашние задания. Если в первом классе вы вместе с ребенком будете оформлять читательский дневник, тетради по чтению, то во 2-3 классе ребенок сам будет с интересом и творчеством заниматься этим. Можно придумать сотни интересных и развивающих игр с детьми. Главное, чтобы они вдохновляли ребенка использовать фантазию, были творческими и духовно сближали вашу семью.
Урок 27. Участвуйте в жизни детского коллектива.
Общество играет важную роль в воспитании ребенка. Самым первым и важным обществом для ребенка является образовательное учреждение (детский сад, школа). Участие родителей в жизни этих коллективов дает возможность ближе познакомиться с воспитателями или учителями, образовательной программой. Поддержка родителей поможет педагогам создать наиболее приемлемые для детей условия. Детям необходимо здоровое общество, а оно может стать таким, если все родители будут его активными членами.
Урок 28. Домашнее чтение.
Сделайте хорошую традицию в семье – чтение всем вместе вечером. У детей самое сильное и трепетное воспоминание – чтение родителями книг. Чтение помогает расширять информационные горизонты, удовлетворять любопытство, радоваться жизни, дружбе, любви.
Урок 29. Поделитесь своими ценностями.
«Поскольку у нас нет права навязывать свои ценности нашим детям, мы ответственны за то, чтобы поделиться ими». Если мы не откроем для наших детей мир духовных и моральных ценностей, где они еще смогут познакомиться с ним. Недостаточно просто рассказать об этом, на детей может повлиять только наш пример – как мы проводим время, какую модель поведения избираем. Только следуя нашему примеру, они воспримут те моральные ценности, которые мы хотим им передать.
Урок 30. Делайте все вместе.
Совместная деятельность сплачивает семью.
Урок 31. Будьте готовы.
Чтобы воспитание детей было успешным и приносило свои плоды, необходимо планировать его заранее. Научите детей планировать свои цели и действия, тогда они сами будут добиваться большого успеха в своих делах.
Урок 32. Сохраните прошлое.
«Что не записано - забыто». Существует множество способов, чтобы сохранить историю своей семьи. Сохранив прошлое, вы поможете детям осознать, откуда они произошли, как развивались и куда им направляться дальше. Таким способом может быть семейный альбом с фотографиями, на последней странице которого – семейное дерево.
Урок 33. Наш быт.
«Порядок – это форма, из которой возникает красота». Выполнение всеми членами семьи домашних обязанностей способствует установлению порядка и традиций в семье.
Урок 34. Поощряйте индивидуальность.
Дети часто хотят, чтобы их воспринимали как члена группы, но также сильно и желание, чтобы отмечали их индивидуальность. Распознать и выделить уникальность ребенка – обязанность его родителей.
Урок 35. Будьте прозорливы.
Э.Рузвельт: «Завтра уже сегодня».
Дети всегда очень активны и вовлечены во что-нибудь. Для них существует только «сегодня». Родителям это помогает ощутить радость и полноту жизни. Но не следует забывать и необходимо напоминать детям, что настоящее неотделимо от будущего, и от наших сегодняшних слов и поступков зависит наше завтра.
Урок 36. Родители должны много знать.
«Родительская любовь так же естественна, как дождь, но умению быть родителями надо учиться». В воспитании ребенка нужна не только любовь, но и определенные знания. Многое мы делаем инстинктивно, но чтобы воспитание ребенка было более успешным необходимо самим учиться, обсуждать и наблюдать. Задача взрослых помочь детям адаптироваться к жизни, научить их жить в демократичном обществе, регулируя свои права в отношениях с государством и другими людьми. Эффективность защиты прав ребенка в значительной степени зависит от того, насколько хорошо взрослые люди осведомлены о своих правах, правах детей и механизмах, которые имеются для обеспечения этих прав; на сколько сами взрослые способны, живя и действуя, как законопослушные граждане, передать эти правовые знания детям, защищать их права.
Права ребенка[14]
(шутливое, но очень серьезное обращение к родителям)
Как у всех других людей,
Есть права у малышей,
Мысли есть свои и взгляды,
Это взрослым помнить надо.
Детям с самого рожденья
Требуется уваженье.
Крохи без него страдают
И безудержно рыдают.
Дети требуют вниманья,
Состраданья, пониманья,
Бесконечного прощенья
За плохое поведенье.
Деток нужно угощать,
Это так легко понять.
Жизнь без вкусностей скучна,
Очень грустная она.
Про подарки не забудьте,
Здесь внимательнее будьте.
Детям нужно все на свете,
Без подарков плохо детям!
Нужно с детками играть,
Нужно сказки им читать,
С ними нужно говорить,
Чтобы им мудрее быть.
И напомним заодно –
Бить детей запрещено.
Это просто преступленье,
Это над детьми глумленье.
Целовать их нужно чаще,
И подольше, и послаще,
Чтобы глазки их сверкали,
Чтобы ранки заживали.
Чтобы взрослым не грубили
И ответственными были,
Чтобы добрыми росли,
Им нужна гора любви.
ВОПРОС: В последние годы много рассуждений о правах человека, о правах ребенка. А что же такое «право»?
ОТВЕТ: Согласно словарю русского языка [24] под правом понимается «совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе». Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения этих прав. В отличие от норм морали и нравственности, экономических и политических норм правовые нормы (права) имеют три важных признака: они являются самыми важными для совместной жизни людей, являются общими для всех людей в стране и охраняются государством путем закрепления в законах.
«Права человека сводятся к двум главным:
свободе и равенству».
В.С.Соловьев.
«Истинное равенство граждан
состоит в том, чтобы все они
одинаково были подчинены законам».
Ж.Даламбер.
ВОПРОС: С какого возраста можно начинать знакомить ребенка с правами человека, гражданина?
ОТВЕТ: Ошибочно думать, что гражданско-правовое воспитание, нравственно-правовые понятия доступны только старшеклассникам. Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Некоторые понятия известны и доступны учащимся начальных классов и даже в определенной степени дошкольникам, поскольку первое практическое знакомство детей с этими понятиями начинается в семье. В дошкольном возрасте и в начальных классах закладываются основы будущей личности, создаются предпосылки физического, умственного, нравственного развития личности. В заповедях многих религий проповедуется: «Почитай отца и мать своих. Не убий. Не укради...» Эти и другие заповеди Библии служат воспитанию, нравственным нормам человека, которые одобряются обществом. По существу, нравственное воспитание, знакомство с правами человека в детском возрасте начинаются с вопросов: «Что такое хорошо? Что такое плохо?». Основы взглядов ребенка, его убеждений, ценностно-нравственных ориентаций, жизненных планов закладываются с детства, а для их успешной реализации необходимы правовые знания. Информирование ребенка о правах человека - процесс долгосрочный, и осуществлять его следует на всех этапах воспитания и обучения ребенка.
Детству следует оказывать величайшее уважение.
Ювенал.
ВОПРОС: Как преодолеть трудности в объяснении детям правовых знаний, начиная с «Конвенции о правах ребенка», документа, обращенного к взрослым и написанного сложным языком?
ОТВЕТ: Конвенция о правах ребенка написана сложным юридическим языком, так как предназначена для взрослых. Чтобы изучить ее с детьми, необходимо, прежде всего, уметь перевести содержание этого документа на доступный для ребенка язык. Это требует не только глубокого осмысления, но и умения донести ее содержание до ума и сердца ребенка.
Необходимо продумать, как разъяснять и углублять содержание отдельных понятий применительно к конкретным особенностям развития ребенка. Для детей младших возрастных групп можно использовать сказки, другие литературные произведения, в которых сюжеты и рисунки связаны с нравственно-правовыми проблемами. Разъясняя детям те или иные права, целесообразно не только приводить факты, но и вовлекать их в обсуждение, просить привести свои примеры из жизни, литературы, кино. Следует соблюдать чувство уважения и такта, нельзя допускать унижения и осуждения. Эффективность правового просвещения обеспечивается только тогда, когда просветительская деятельность взрослых осуществляется и согласуется с их собственными жизненными принципами, поступками и подходами к процессу воспитания ребенка.
РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Права относятся ко всем сферам жизни человека с момента рождения и даже до него. Руководящим принципом, закрепленным в международном праве и внутреннем законодательстве, является положение, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Право ребенка на семейное воспитание провозглашено Конвенцией ООН о правах ребенка и признано национальным законодательством: Конституцией России (ст.43), Семейным Кодексом РФ (ст.54) и другими нормативными актами. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. В преамбуле к Конвенции о правах ребенка говорится, что семье, как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности по воспитанию детей в рамках общества. Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.
ВОПРОС: Мы часто говорим «родительские права», порою не задумываясь о том, что вкладывается в это понятие. Что же такое «права родителей», и до какого возраста детей они сохраняются?
ОТВЕТ: Родители имеют право, несут обязанность и ответственность за воспитание и развитие ребенка. Согласно Семейному Кодексу это и называется родительскими правами. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак, и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
«Забота о детях, их воспитание – равное право
и обязанность родителей».
(Ст.38, часть 2 Конституции России).
Тот, кто отстаивает права женщины,
тот отстаивает права ребенка,
а, иначе говоря, – отстаивает будущее.
В.Гюго.
ВОПРОС: Какие же права имеют родители?
ОТВЕТ: Родители имеют право: на воспитание своих детей; на заботу об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; на выбор ребенку имени, фамилии; давать согласие на усыновление; на преимущественное воспитание своих детей перед всеми другими лицами; на поддержку со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей; обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Родители, проживающие отдельно от ребенка, имеют право на общение, участие в воспитании, в решении вопросов получения образования и на получение информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других учреждений, кроме случаев наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка (родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию); право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения; защищать права и законные интересы детей; выступать перед физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, их законными представителями без оформления специальных полномочий; право управлять имуществом ребенка; на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования; выбора для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных учебных заведениях; на прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства; на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса; участвовать в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети; на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей; на перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения образования в образовательном учреждении при положительной аттестации; выражать согласие (или несогласие) на прохождение детьми военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях на факультативной основе; при наличии оснований для жалобы на школу или преподавателя предварительно обсуждать вопросы с директором школы и учителем, имеющим к этому отношение; на заботу и содержание со стороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав.
ВОПРОС: Поскольку речь идет о неразрывности прав и обязанностей, каковы же основные обязанности родителей?
ОТВЕТ: Родители обязаны: заниматься воспитанием своих детей; заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред их здоровью и развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию; обеспечивать в пределах своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка; обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении; выполнять Устав образовательного учреждения; не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые, по своему характеру, входят в круг профессиональных обязанностей учителя; содержать своих несовершеннолетних детей, при этом порядок и формы предоставления содержания детям определяются родителями самостоятельно (в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей (алименты) взыскиваются с родителей (родителя) в судебном порядке).
«Из всех вообще безнравственных отношений
– отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное» Г.Гегель
ВОПРОС: Какую ответственность несут родители за недобросовестное исполнение своих родительских обязанностей или за недостойное поведение своих детей?
ОТВЕТ: В Семейном Кодексе говорится о том, что у родителей нет права обращаться с ребенком жестоко, грубо, неуважительно, оскорблять и унижать детей. За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и материальную ответственность. Родители могут быть по суду лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; злоупотребляют родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют психическое и физическое насилие, покушаются на половую неприкосновенность; совершили преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга. С учетом интересов ребенка суд может отобрать ребенка у родителей без лишения родительских прав (ограничение родительских прав). Такое решение возможно по обстоятельствам, от родителей не зависящим (опасные заболевания, стечение тяжелых семейных обстоятельств и др.), и в случаях, когда оставление ребенка с родителями опасно для него. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства может немедленно отобрать ребенка у родителей на основании решения органа местного самоуправления.
Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф): в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей, за доведение их до состояния опьянения или потребления наркотических средств без назначения врача, за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения, за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений, за допущение нахождения несовершеннолетних в возрасте до 14 лет в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц их заменяющих).
В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены специальные нормы об уголовной ответственности родителей: за вовлечение несовершеннолетних детей в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом; за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ; в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жестоким обращением; за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей. Родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей, а также за вред, причиненный малолетними детьми (до 14 лет).
ВОПРОС: Какую ответственность несут родители, лишенные родительских прав?
ОТВЕТ: Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка. На родителя, лишенного родительских прав, суд может возложить ответственность за вред, причиненный его несовершеннолетним ребенком в течение 3-х лет после лишения родителя прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей (ст. 1075 ГК РФ).
ВОПРОС: В последние годы отмечаются случаи, когда родителями становятся несовершеннолетние. Какие права имеют несовершеннолетние родители?
ОТВЕТ: Несовершеннолетние родители имеют право на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании; право самостоятельно осуществлять родительские права до достижения ими возраста 16 лет; право признавать и оспаривать свое отцовство и материнство на общих основаниях; требовать до достижения ими возраста 14 лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.
О ПРАВАХ, ОБЯЗАННОСТЯХ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ РЕБЕНКА
Декларация прав ребенка (1959 г.) [5] провозгласила, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения; и призвала родителей; мужчин и женщин, как отдельных лиц; различные добровольные организации; местные власти; национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права детей путем законодательных и иных мер.
Конвенция о правах ребенка (1989 г.) [13] признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, считает, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.
ВОПРОС: Для родителей дети на всю жизнь остаются детьми. Но, кого же, закон считает ребенком? Когда у ребенка появляются права и обязанности, и с какого возраста он должен сам нести ответственность за свои поступки?
ОТВЕТ: Ребенком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия). Правовой статус ребенка – это его права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия. Способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рождения человека. Способность самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности и ответственность (дееспособность) возникает в полном объеме: с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста; в случаях вступления в брак до достижения 18 лет (предусмотренных законом); при объявлении лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, либо, с согласия родителей, занимается предпринимательской деятельностью. В случаях, предусмотренных законом, могут устанавливаться и другие возрастные пределы для самостоятельного или ограниченного осуществления отдельных прав и несения некоторых обязанностей. Законными представителями несовершеннолетнего ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие
ПРАВА РЕБЕНКА В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНИ
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина – обязанность государства». (Ст.2 Конституции России).
ВОПРОС: Какие же права есть у ребенка?
ОТВЕТ: Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает определенными правами и свободами в различных сферах жизни.
В сфере общих гражданских и политических прав с момента рождения ребенок имеет право на имя (фамилию), гражданство, изменение гражданства и имени; на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны, прежде всего, своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов прокуратуры и судов. Ребенок имеет право на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд; право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веществами; на защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью; на свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости. В ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). При изменении имени и фамилии, восстановлении родительских прав, при усыновлении и отмене усыновления, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего 10 лет. Учитывается мнение ребенка при решении вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей; на свободный выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей. Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь при себе, кроме паспорта, нотариально оформленное согласие родителей. При несогласии одного из родителей вопрос разрешается в судебном порядке. Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по письменному заявлению хотя бы одного из родителей. Ребенок имеет право на создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет; детских общественных объединений – лица, достигшие 10 лет. Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кампаниях и политических акциях. У ребенка есть право на доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка; на участие в мирных собраниях, демонстрациях (организаторами и инициаторами этих акций могут выступать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста); на свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и в соответствии с собственными убеждениями родителей.