Шпадырев Алексей Алексеевич
Шпадырев А.А. Подписчиков: 21668
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 160

Коммунальные платежи: как изменился порядок расчета платы за отопление с 2019 года?

51 дочитывание
101 комментарий
Эта публикация уже заработала 3,50 рублей за дочитывания
Зарабатывать

В России продолжается зима, поэтому актуальным остается вопрос коммунальных платежей в многоквартирных домах в части оплаты за отопление. В большинстве регионов уже должны были прислать платежки за январь 2019 года. Давайте разбираться, какие существенные изменения произошли в данном вопросе, и как быть, если ваша управляющая компания (далее – УК) до сих пор не хочет следовать обновленным правилам.

История вопроса

Началась эта история в далеком 2016 году и уже сейчас представляет собой классическую положительную историю, когда правовыми методами прошедшим все судебные инстанции и дошедшим до Конституционного суда истцам удалось не только решить свой вопрос, но и изменить к лучшему порядок расчета платы за отопление для всей страны в целом.

В многоквартирном доме были установлены счетчики тепла, и УК рассчитывала оплату по показаниям данных счетчиков. Все было так ровно до тех пор, пока некоторые жильцы не демонтировали свои счетчики. С тех пор УК стала выставлять счета по показаниям общедомового счетчика тепла, перестав принимать от жильцов показания их личных счетчиков. Для большинства квартир плата за тепловую энергию необоснованно увеличилась.

Точку в данном вопросе поставил Конституционный суд РФ, который счел такую ситуацию нарушающей конституционные права граждан (постановление Конституционного суда РФ от 10.07.2018 г. № 30-П).

Таким образом, ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и абз. 3 п. 42 (1) "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее ст. 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 и 55 (часть 3)…

Как рассчитывалась плата за отопление ранее?

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")

Если хотя бы один жилец в многоквартирном доме демонтировал счетчик, либо счетчик вышел у него из строя, либо кто-либо из жильцов вообще перешел на индивидуальную схему отопления, УК была вправе рассчитывать плату за отопление по коллективному счетчику тепла, распределяя его показания соразмерно площади квартир в доме. При этом показания индивидуального счетчика не учитывались вообще. Такая норма была в свое время пролоббирована УК и с успехом ими применялась (п. 42 (1) указанных выше Правил).

Что изменилось в части платы за отопление в квартире?

Теперь показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии должны учитываться УК в независимости от наличия таких приборов во всех квартирах. То есть если квартира оборудована таким счетчиком потребляемого тепла, его показания должны учитываться при выставлении счета на оплату коммунальных услуг. Если не оборудована (по любой причине) – за основу расчета берутся показания общедомового счетчика.

Такие изменения внесены в "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, и уже действуют с 1 января 2019 года.

Соответствующие изменения в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ депутатам надлежит внести в течение 2019 года, однако это будет только формальностью, так как измененное Постановление № 354 уже действует и УК обязаны его применять.

Какие изменения произошли в части оплаты мест общего пользования?

Но как быть с отоплением место общего пользования?

Согласно ст. 36 ЖК РФ сюда относятся помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы…

Как указано в новой редакции Правил (Постановление № 354), квартиры, которые в многоквартирном доме перешли на индивидуальную схему отопления, должны будут оплачивать только места общего пользования согласно своей доле в праве собственности на общедомовое имущество (которое рассчитывается пропорционально площади квартиры). Ранее их обязывали также оплачивать отопление как мест общего пользования, так и своей квартиры. Но теперь такая позиция УК будет незаконной.

Резюме

Итак, подведем итог. Если вы еще раздумывали, устанавливать ли индивидуальный счетчик потребляемого тепла в квартиру, то рассмотренные в данной статье изменения будут одним из аргументов в пользу такой установки. Если счетчик у вас уже стоит либо вы перешли на индивидуальную систему отопления – проверьте свои январские платежки за коммуналку: строка платы за отопление у вас должна рассчитываться по-новому.

Что делать, если УК не сделала этого или не хочет делать? Порядок ваших действий должен быть такой.

Обратитесь письменно в УК, претензию отнесите лично или отправьте по почте. В тексте претензии изложите ваши аргументы со ссылками на нормативно-правовые нормы из данной статьи, потребуйте сделать перерасчет и в дальнейшем руководствоваться обновленными нормами расчета платы за отопление.

Если не помогает – смело пишите жалобу в жилищную инспекцию и прокуратуру.

Последняя инстанция – суд. Обращайтесь в суд по месту своего жительства с исковым заявлением, в котором изложите требование обязать УК осуществить перерасчет платы за потребляемое тепло, а также потребуйте компенсировать вам все понесенные издержки.

Если статья помогла вам, распространяйте ее в социальных сетях, помогите другим. Будьте грамотны, а лучше воспользуйтесь помощью профессионала!

Проголосовали: 3

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

101 комментарий
Понравилась публикация?
4 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, адвокат Шпадырев Алексей Алексеевич
Комментарии: 101
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
06.02.2019, 16:31
Санкт-Петербург

Я ничего не поняла из этих объяснений. "Как указано в новой редакции Правил (Постановление №354) квартиры, которые в многоквартирном доме перешли на индивидуальную схему отопления, должны будут оплачивать только места общего пользования согласно своей доле в праве собственности на общедомовое имущество (которое рассчитывается пропорционально площади квартиры). Ранее их обязывали также оплачивать отопление как мест общего пользования, так и своей квартиры."

Раньше обязывали платить за общедомовое отопление и сейчас тоже обязывают. Чего изменилось-то?

+20 / 0
картой
Ответить

Здравствуйте!

Изменилось вот что. Раньше при индивидуальном отоплении в платежку УК все равно включали стоимость отопления из расчета площади занимаемой квартиры (то есть по факту индивидуальное отопление влекло за собой двойную оплату, и многие УК этим пользовались). Теперь это запрещено. В случае наличия индивидуального отопления (речь не о теплосчетчике, а именно об индивидуальной отопительной системе, контур которой не включен в общую систему отопления дома) теперь в платежки должна включаться только оплата за отопление мест общего пользования (подъезды, технические подвалы и т.п.).

+8 / 0
Ответить

Здраствуйте! А если в подъезде нет батареи отопления с момента сдачи дома в эксплуатацию. То за что будут начисления и за что платить?. В квартире индивидуальное отопление.

+6 / 0
Ответить

ИринаПишет 13.02.2019 в 17:39
А если в подъезде нет батареи отопления с момента сдачи дома в эксплуатацию. То за что будут начисления и за что платить?

Берут за отопление мест общего пользования вне зависимости от наличия и состояния отопительных приборов. Площадь подъезда делят пропорционально площади квартир и начисляют за отопление. :)

+1 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Психолог, психотерапевт Светлана
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 21
13.02.2019, 18:24
Томск

Можно уточнить... Не совсем понятно... В квартире есть батареи и можно обратиться в УК с заявлением установить счетчики тепла? Три стояка и три счетчика и их будут брать в расчет? Что значит индивидуальная схема отопления?

+3 / 0
Ответить

СветланаПишет 13.02.2019 в 18:24
Что значит индивидуальная схема отопления?

Это свой, на квартиру, газовый котёл. Раньше, при его наличии, нужно было ещё платить за ЦО, как будто вы второй раз отапливаетесь от теплосети. :)

Сейчас можно не платить. Только за места общего пользования. Но, только при наличии ОДПУ тепловой энергии!

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Пенсионер Ангелина
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 280
13.02.2019, 19:04
Пермь

Алексей Алексеевич, не вводите людей в заблуждение. Из собственного опыта. В доме крышное отопление, в квартирах были установлены индивидуальные счетчики тепла, а так как в некоторых квартирах не работали счетчики, то стали брать по общедомовому счетчику допустим 2000 руб. в месяц. При индивидуальных счетчиках за отопление квартиры выходило 500 руб в месяц, за места общего пользования 1500 руб. В итоге те же 2000 руб. Т.е. сколько эненргетики отпустили тепла за это мы и заплатим. А еще за 2 года эксплуатации 1 ремонт счетчика (замена батарейки) мне обошелся в 3500 рублей. Так, что нет смысла устанавливать, т.е. приобретать эти счетчики... Это лоббируют производителей счетчиков. А кто знает сколько кв. м места общего пользования принадлежит вашей квартире?

+25 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

У нас подвалы в собственности застройщика. Если я установлю учёт на радиаторы отопления я буду платить по учёту,или как то по другому я не понял?

+1 / 0
Ответить

При установке ИПУ, вы будете платить конкретно по своему ИПУ+ отопление общедомового имущества. Экономической выгоды нет, а пролемы по поверке, ремонту, замене ИПУ получите + расходы на установку ИПУ и запорной арматуры (на каждый стояк)

+6 / 0
Ответить

А вообще от радиаторов в квартире я могу отказаться законно? Они мне тупо не нужны. Я их 10 лет не включал ещё и окна зимой открываю.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

А стояки куда денете?

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

СергейПишет 14.02.2019 в 06:50
А вообще от радиаторов в квартире я могу отказаться законно? Они мне тупо не нужны

Если у вас установлена индивидуальная система отопления - то да! Но только при наличии ОДПУ!

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
DELETE

Подвалы это общее имущество и не может принадлежать кому-то конкретно.

Могут как раз то. В нашем доме нет у нас подвалов общедомовых.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Ещё как может. Я живу в пятиэтажке, подвал которой принадлежит частному лицу. Что случись с водой /отоплением, и перекрыть просто так не войдеш.

+1 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Это незаконное владение, Вы легко это можете оспорить даже без юриста.

По статье 290 Гражданского кодекса собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения в доме, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, сантехническое и прочее оборудование за пределами или внутри квартир, если они обслуживают больше одной квартиры. По статье 36 Жилищного кодекса собственникам помещений принадлежат на праве общей долевой собственности "общее имущество дома: помещения в этом доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, сами лестницы, лифты и лифтовые шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации". По Жилищному кодексу собственники приватизированных квартир в государственных или муниципальных домах становились совладельцами инженерного оборудования и мест общего пользования.

раскрыть ветку (0)
DELETE

Павел, Москва. Подвальные помещения могут снимать в аренду, а впоследствии откупить! Это делается через комитет муниципального имущества. А жители могут воспрепятствовать только, если будут ТСЖ. Если они стали ТСЖ после откупа подвала, то они могут только продиктовать условия пользования коммуникациями тому, кто откупил этот подвал.

раскрыть ветку (0)

Согласно СП 54.13330.2016 площади подполья для проветривания здания, неэксплуатируемого чердака, технического подполья, технического чердака, внеквартирных инженерных коммуникаций с вертикальной (в каналах, шахтах) и горизонтальной (в межэтажном пространстве) разводкой, а также тамбуров, портиков, крылец, наружных открытых лестниц и пандусов в площадь ЗДАНИЯ НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ. Поэтому и оплата за их ОДН не кажется ли Вам надуманной?

0 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Анатолий Фёдорович

Ст.36 ЖК РФ - общее имущество МКД. Оплата за ОДИ, а не за площадь здания. Подъезды, подвалы отапливаются. В подъездах проводится уборка, в подвалах сан. обработка. Вам нужны теплые, чистые, безопасные дома? За это надо платить! Вопрос цены! Извечный.

А подвалы де юре не могут принадлежать никому кроме собственников. Отстаивайте. Мы отстояли, без суда.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
17.02.2019, 19:22
Санкт-Петербург

Подвалы в МКД относятся к общедомовому имуществу, т.е. , в общедомовой собственности собственников недвижимости МКД.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

У нас не государственная не муниципальная.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (8)
14.02.2019, 06:24
Южно-Сахалинск

Купите инфракрасные обогреватели. Они электричества потребляют очень мало, а греют хорошо. Возьмите 0,3 квт = это как включить три лампочки по 100 Вт. Температура нагрева обогревателя от 70 до 80 С'. И не нужно ни какой счётчик, опресовка и показания сдавать тоже не нужно.

+4 / 0
Ответить

Это не поможет. От радиаторов ты как откажещься и димантируешь?

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
17.02.2019, 21:18
Южно-Сахалинск

Да, радиаторы свои отрежите, с тепловиками расторгните договор на отпускаемую тепло энергию. Стояки закроете специальными чехлами, которые продаются в строительных магазинах где сантехника. Сложнее будет расторгнуть договор с тепловиками. Я это сделал в 2008 году на работе. Побегать пришлось по кабинетам. Зато теперь плачу только за эл энергию. И так выходит гораздо дешевле, чем бы я платил и за электроэнергию и за отопление. Сравним за 2007 г я платил за отопление от 5000 до 11000 в месяц + 2400 руб за электричество. Сейчас в 2019 году я плачу за всё, то есть только за электричество в зимний период от 2700 до 3700 руб. Ну ведь разница есть.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

ЕвгенийПишет 14.02.2019 в 06:24
Купите инфракрасные обогреватели. Они электричества потребляют очень мало, а греют хорошо. Возьмите 0,3 квт = это как включить три лампочки по 100 Вт.

А лучше включите светодиодный фонарик. Ещё больше сэкономите! :)

Законы термодинамики никто не отменял. Никакие обогреватели, кроме тепловых насосов, не дадут больше тепла, чем потребляют из сети. Даже при 100% КПД вы получите 300 Вт. Если вам нужно 1,5 Гкал. (отопление примерно 50 кв. м.) то потребуется 1163 х 1,5=1744,5 КВт. ч. , т.е. обогреватель мощностью около 2,5 КВт. Не говоря о том, сколько это будет стоить! :)

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
18.02.2019, 05:08
Южно-Сахалинск

Причём здесь расчёты и наука? Вам пишет практик. Всё работает и хорошо и дёшево. Поставить надо будет ещё таймер, установить время включения выключения обогревателя и всё. Но дело ваше, вы можете ни чего не менять, платите и дальше тепловикам за чуть тёплые батареи.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

9 лет назад радиаторы демонтировала, но начисляют за отопление по полной. Буду бороться, чтоб не начисляли.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (5)
раскрыть ветку (3)
13.02.2019, 23:33
Санкт-Петербург

Шпадырев Алексей АлексеевичПишет 06.02.2019 в 21:35
только оплата за отопление мест общего пользования (подъезды, технические подвалы и т.п.).

Очень интересно про технические подвалы и т.п. А если они сдаются? Кто оплачивает? Жильцы?! В случае наличия собственных счётчиков вертикальной разводки.

+3 / 0
Ответить

Мне тоже очень интересно, как дела с подвалами обстоит. У нас они вообще в собственности застройщика. Он сам ими распоряжается.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

ЮЛИЯПишет 13.02.2019 в 23:33
А если они сдаются? Кто оплачивает? Жильцы?

Если подвалы у кого-то в собственности или в аренде, то они и оплачивают за их отопление. Да ещё, и, пропорционально площади, за места общего пользования.

Так что, сдавать подвалы жильцам выгодно! Только УК может это скрывать от жильцов и начислять им плату за отопление подвалов.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (5)
DELETE

Марина. После установки счетчиков на каждый прибор отопления в квартире, вы будете платить по счетчику, а вот места общего пользования дома (подъезды, кладовки) вам придётся оплачивать по общей квитанции по своему метражу, но за минусом отопления за свою квартиру. Я думаю, овчинка не стоит выделки!

Галина АлександровнаПишет 14.02.2019 в 17:05
Я думаю, овчинка не стоит выделки!

Нет, не стоит. А вот наличие в доме ОДПУ даёт экономию примерно в 2 раза!

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)
DELETE

Спасибо, очень актуальная информация!

раскрыть ветку (0)
DELETE

Актуальная публикация.

раскрыть ветку (0)

Полезная информация для тех у кого установлен этот индивидуальный счетчик, скажите, пожалуйста, устанавливать индивидуальный счетчик потребляемого тепла в квартиру в доме где 16 квартир возможно?, или есть какие-то ограничения по закону данной установки.

+6 / 0
картой
Ответить

Здравствуйте! Да, возможно, ограничений по количеству квартир в доме в законодательстве нет.

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Даже если вы установите счетчики, то просто поднимут тарифы за тепло, вся это возня с счетчиками, получение доп. прибыли

+36 / -2
Ответить

Мне так вообще пофиг. Я 10 лет радиаторы не включал и только теперь знаю, как с этим бороться. 5 лет я тут юристам-юлистам задавал этот вопрос и дискусировал на эту тему. Они все оказались баранами. Я конкретно об этом им заявляю.

+3 / -2
Ответить

СергейПишет 13.02.2019 в 20:18
Они все оказались баранами.

Что ж ты такой умный среди баранов делаешь? И зачем "баранам" твои "умные" советы?

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
DELETE

Жанна Викторовна, индивидуальные счётчики поставить можно, если через ваш отопительный прибор не проходит отопление верхних этажей. При этом вам придётся поставить 2 вентиля перед вашим прибором на подачу и обратку. На каждый тепловой прибор придётся ставить счётчики, если у вас три батареи, то три прибора учёта. Они также имеют срок поверки. И учтите, если вы поставите запорную арматуру на свои тепловые батареи, то их обслуживать УК не будет!

Принял к сведению.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Жанна ВикторовнаПишет 06.02.2019 в 12:58
или есть какие-то ограничения по закону данной установки.

Есть только одно "но". В доме должен быть установлен ОДПУ тепловой энергии. При его отсутствии показания ИПУ учитываться не будут и плата будет по нормативу!

А это раза в 2 больше, чем при применении ОДПУ.

Наличие ИПУ не даёт фактического снижения платы, т.к. показания ИПУ вычтут из ОДПУ и пропорционально добавят к плате по ОДПУ. Добавятся только расходы на установку и обслуживание счётчиков.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)

Имеет смысл ставить счетчик если горизонтальная разводка по квартире.

+6 / 0
картой
Ответить

АнтонПишет 13.02.2019 в 17:49
Имеет смысл ставить счетчик если горизонтальная разводка по квартире.

Установка ИПУ в МКД не имеет смысла ни в каком случае. Имеет смысл только если это индивидуальный дом с ЦО или блокированной застройки с ЦО. В МКД экономию даёт только установка ОДПУ.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (101)

Всё очень просто! Мужчина рассказал, как «победить» ЖКХ с помощью нейросети. Срочно перенимаем опыт!

Ну наконец-то, нашумевший Искусственный Интеллект и прочие нейросети начинают приносить реальную пользу простым людям. Самое интересное, что первые победы состоялись в борьбе с таким монстром грабежа и разрухи,...
01:09
Поделитесь этим видео

УК самовольно вскрыла пустую квартиру, чтобы запустить отопление. В итоге собственник три года добивался компенсации за дверь

История, в которую сложно поверить, но она действительно произошла в Москве. Управляющая компания две недели не могла запустить отопление из-за одной «проблемной» квартиры. В итоге квартиру вскрыли без хозяйки.

Фонд капремонта выставил пенсионерке долг за 10 лет. Она попыталась списать его по сроку давности. Но суд отказал

А вот еще одно показательное дело о борьбе простого человека с Фондом капремонта. На этот раз спор разгорелся из-за срока исковой давности: ФКР решил взыскать с пенсионерки долги за целое десятилетие.