Что делать, если не кладут в больницу.
Что делать, если не кладут в больницу
19 января в перинатальном центре Симферополя при подготовке к искусственным родам умерла пациентка. Смерть произошла, несмотря на проводимые реанимационные мероприятия. Накануне женщина обращалась за помощью в республиканскую клиническую больницу имени Семашко, где ей отказали в госпитализации из-за отсутствия полиса и паспорта. Отец погибшей утверждает, что документы у нее украли летом 2017 года.
Прокуратура Симферополя возбудила уголовное дело в связи со смертью 21-летней женщины. Дело открыто по части 2 статьи 109 УК РФ ("Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей").
Плановая госпитализация
Если пациент обращается в больницу не для получения экстренной помощи, такая госпитализация рассматривается как плановая. В список необходимых документов для попадания в стационар в таком случае входят направление районного специалиста, документ, удостоверяющий личность (паспорт, свидетельство о рождении), медицинский полис.
Если врачи считают, что для жизни и здоровья пациента нет видимой угрозы, ему может быть отказано в плановой госпитализации в связи с отсутствием необходимых документов.
В самой больнице отказ в госпитализации уже успели опровергнуть. По словам главного врача Александра Остапенко, девушка сама ушла из медучреждения после телефонного разговора с родственниками.
"Она позвонила матери и сказала ей: "Если вы не хотите меня забирать, тогда я сама уйду". Мы не отказывали ей в госпитализации", - сказал Остапенко.
Экстренная госпитализация
Основаниями для оказания экстренной помощи в условиях стационара являются: угроза жизни пациента; пребывание пациента в состоянии, требующем коррекции в отделениях реанимации и интенсивной терапии; пребывание пациента в состоянии, угрожающем жизни и здоровью окружающих.
Направление больных для получения помощи в экстренном порядке происходит по направлению врача (фельдшера) скорой медицинской помощи в соответствии с графиком дежурства стационара; при личном обращении в приемное отделение учреждения, оказывающего услугу; в случае неспособности больного (пострадавшего) самостоятельно передвигаться (нахождении в бессознательном состоянии) он может быть доставлен членами своей семьи или бригадой скорой медицинской помощи.
Отсутствие страхового полиса и личных документов не является причиной отказа в экстренной госпитализации.
Это нам подтвердил и президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский:
"Вся экстренная помощь не требует наличия документов: ни полиса, ни паспорта, вообще никаких. Поэтому, если была экстренная ситуация и был отказ – то это уголовное преступление. Судя по тому, что она (пациентка) погибла на следующий день – состояние было если еще не экстренное, то близкое к экстренному".
Если вы сами добрались до приемного покоя, но врач отказывается вас госпитализировать, алгоритм такой: требуйте отказ в письменной форме (обязаны написать), затем снова "горячая линия" или Прокуратура.
Как общаться со скорой
Несколько советов для случаев, когда вам или вашим близким станет действительно плохо.
В ряде регионов эта служба разделена на две: скорая помощь и неотложная помощь. Неотложная помощь призвана действовать тогда, когда пациент сам не может добраться до врача, но его здоровью нет непосредственной угрозы (грипп с высокой температурой, например). Если случай на ваш взгляд серьезный - нужно вызывать именно скорую помощь.
Если диспетчер отказывается направлять бригаду (пожилой больной, онкология) действуйте так:
-Потребуйте, чтобы диспетчер назвал номер вашего обращения.
-Подчеркните, что существует реальная угроза жизни или здоровью пациента
-Сообщите, что отказ Скорой приехать подпадает под уголовные статьи "Неоказание помощи больному" и "Оставление в опасности". И что вы сообщите об этом в полицию.
Если эти аргументы не подействуют (а в большинстве случаев, как уверяют специалисты, их бывает достаточно), то звоните в полицию. Это можно сделать по номеру "02" или "102" либо по единому номеру вызова всех экстренных служб: "112".
Но тот же Александр Саверский несколько успокаивает:
"Отказать в вызове скорой – это право диспетчера, но и риск диспетчера. Вплоть до уголовной ответственности, если он принял неправильное решение. Поэтому у нас по статистике Росздравнадзора 37 процентов непрофильных вызовов скорой помощи. Т.е. диспетчеры перестраховываются".
Если приехавший врач отказывается доставить больного в больницу, а вы с этим не согласны, звоните снова в диспетчерскую и настаивайте на госпитализации. Если и это не помогает – есть "горячая линия" местного органа здравоохранения.
А вот выбрать больницу вам вряд ли удастся. Если случай экстренный – повезут в ближайший стационар. Но попробовать задать вопрос стоит. Если есть варианты и состояние больного позволяет, могут позволить выбрать больницу.
Персонал больницы, куда доставили пациента по "скорой" обязан оказывать ему помощь до тех пор, пока сохраняется угроза жизни и здоровью. И помните – для всех случаев есть "горячая линия".
Круглосуточный телефон Росздравнадзора по соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья: 8 800 500 18 35
Звоните и требуйте "скорую".
«ЗАПРЕТ КАСАЕТСЯ ЛИШЬ СИНЯКОВ И ЦАРАПИН»
В то же время сами врачи, обсуждающие нашумевшую историю в своих профессиональных сообществах в интернете, обращают внимание: в новом приказе запрет на госпитализацию прямо упоминается лишь один раз. Речь идет об ушибах и ссадинах мягких тканей. Проще говоря - о синяках и царапинах. Учитывая это, документ можно трактовать и так: в остальных перечисленных случаях пациентам обязана уделять особенное внимание неотложка, и, если в ходе такого наблюдения выяснится, что необходима госпитализация, больного обязаны незамедлительно положить в больницу. - Исходя из федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», человека обязаны госпитализировать, если после оказания помощи на дому не удалось купировать (пресечь. - Ред.) острое состояние, - поясняет Алексей Старченко. При этом оценить тяжесть состояния пациента может только сам врач по текущим симптомам в каждой конкретной ситуации.
● Скорая помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, когда есть угроза жизни пациента. ● Неотложная медпомощь предоставляется при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента. Как правило, такую помощь оказывают отделения неотложки при поликлиниках по месту жительства.
ВОПРОС - РЕБРОМ
Что делать, если тяжелого больного не берут в стационар
-Если вы чувствуете, что после оказания первой помощи обострение не проходит, а «Скорая» отказывается везти в больницу, сразу звоните на «горячую линию» московского городского фонда обязательного медстрахования (ОМС), - советует опытный защитник прав пациентов Алексей Старченко.
С этого года служба «03» переведена на финансирование из средств ОМС, поэтому фактически подотчетна фонду. Кроме того, закон об обязательном медстраховании обязывает страховщиков отстаивать права пациентов. Поэтому нелишним будет позвонить и по телефону, который указан в вашем полисе ОМС. - Также в случаях, когда требуется экстренная госпитализация, вы имеете полное право самостоятельно обратиться в больницу через приемное отделение. Если вам отказывают, звоните страховщику, в фонд ОМС и на «горячую линию» Департамента здравоохранения Москвы.
Запишите в свой мобильный эти телефоны:
✔ отдел организации защиты прав застрахованных Московского городского фонда ОМС: 8 (495) 952-93-21; ✔ «горячая линия» Департамента здравоохранения Москвы: 8 (499) 251-83-00.
ОФИЦИАЛЬНО
Ситуацию с нашумевшим приказом и правилами госпитализации в столице прокомментировал глава Департамента здравоохранения Москвы Георгий Голухов:
-Мы ни в коем случае не ставим перед собой задачи сокращать число коек в больницах и заставлять пациентов лечиться дома, когда им объективно необходимо постоянное наблюдение врача и лечение в стационаре. В то же время в ходе модернизации поликлиники в Москве сейчас оснащаются новейшим оборудованием, которое позволяет качественно и эффективно лечить амбулаторно те заболевания, при которых раньше приходилось госпитализировать. Однако хочу подчеркнуть: если человеку по медпоказаниям требуется, чтобы «Скорая» отвезла его в стационар, она обязательно должна отвезти. Никаких препятствий для этого нет. Но если кто-то вызывает бригаду «03» только потому, что лень доехать до поликлиники или чтобы заинтересовать врача «Скорой» приписать какой-то диагноз, которого нет, то мы с этим будем строго бороться.
Георгий Голухов также подтвердил, что приказ, который бурно обсуждают в соцсетях, действительно существует, но составлен в такой форме, что вызывает неоднозначные толкования. Поэтому «в нынешнем виде он действовать не будет» - чиновникам поручено доработать документ так, чтобы никакие трактовки не могли нарушить права граждан на госпитализацию в необходимых случаях. Что касается трагической истории москвича, потерявшего палец, то в Департаменте здравоохранения сообщают, что сейчас проводится служебная проверка для выяснения: из-за чего на самом деле пострадал пациент. Чиновники предполагают, что виноваты могут быть как врачи, так и сам больной, который не соблюдал в точности предписаний медиков.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты