Актуальные вопросы по защите прав потребителей. Я отвечаю на вопросы.
1. Если я покупатель приобрел телефон, взятый в кредит, и он перестал работать? Должен ли покупатель продолжать платить за него по кредитному договору?
Ответ: Конечно, должен. Кредитный договор и договор купли-продажи это абсолютно два разных договора, по которым у потребителя имеются обязательства, как и у другой стороны. Можно сказать, продавец не виноват в том, что у вас не было денежных средств на покупку телефона и вам пришлось обратиться в кредитную организацию за займом. Поэтому, что касается неисправности телефона, то данную ситуацию необходимо решать с продавцом путем подачи претензии, а кредит исправно выплачивать. В случае возврата денежных средств от продавца за некачественный товар, вы сможете погасить кредит.
2. Продавцы очень часто требуют вернуть упаковку, в которой продавался товар, в случае его возврата из-за неисправностей. Как быть в этой ситуации?
Ответ: Требование продавца о возврате упаковки необоснованно и неправомерно, поскольку закон «О защите прав потребителей», в частности ст. 25, обязует потребителя обеспечить сохранность упаковки только в случае если обменивается товар надлежащего качества. А если вы решили вернуть товар ненадлежащего качества, то данная норма здесь не применяется и наличие упаковки не обязательно.
3. Обязательно ли составлять и подавать претензию продавцу в случае возникновения спора или можно просто договориться с ним на словах?
Ответ: Если вы хотите сэкономить свое драгоценное время, деньги и нервы, то, безусловно, надо составлять и подавать претензию продавцу. Есть добросовестные продавцы, которые дорожат своей репутацией и безоговорочно удовлетворяют требование потребителя. А есть так же недобросовестные продавцы, которые игнорируют ваше требование, обещают, что исполнят его в определённый срок, например, вернут деньги, но в итоге этого не делают. Поэтому, чтобы обезопасить себя от подобных ситуаций, я рекомендую действовать в рамках закона и составлять претензию. Данная претензия, в случае обращения в суд, будет являться прямым доказательством предъявления требования к продавцу. К примеру, у вас сломался телевизор. Вы хотите вернуть денежные средства, уплаченные за товар. Составляете претензию, подаете ее продавцу и ждете, установленный законом срок для удовлетворения вашего требования. В случае возврата денежных средств за некачественный товар – это 10 календарных дней, которые начинают течь на следующий день с момента предъявления требования – ст. 22 Закона «О защите прав потребителей». Не имеет значение, специалист составит эту претензию или вы сами на бумаге рукописным текстом в произвольной форме, главное здесь – отразить и четко сформулировать свое требование, отраженное в Законе «О защите прав потребителей».
4. Обязательно ли надо отдавать продавцу неисправный товар для проверки его качества, для проведения экспертизы или для иных действий связанных с удовлетворением требования потребителя?
Ответ: Я рекомендую, если у вас есть такая возможность, то предоставьте товар самостоятельно продавцу на место проведения экспертизы, проверки качества. В любом случае, вы обязаны предоставить товар продавцу, обеспечить ему проведение мероприятий по выявлению недостатков товара или их устранению. Так, в ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» говорится, что доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца. В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров. Есть случай из судебной практики, когда потребителю отказали в удовлетворении требований об устранении выявленных недостатков автомобильного транспорта, ввиду того, что покупатель не предоставил продавцу товар для проведения мероприятий по устранению недостатков. Суд посчитал действия потребителя злоупотреблением своим правом, ссылаясь на следующее. Условием для возникновения обязанности удовлетворить требование потребителя является предъявление товара продавцу или изготовителю. В случае непредставления потребителем товара продавцу на проверку качества, продавец будет лишен возможности убедиться в обоснованности требований потребителя и действия потребителя не будут отвечать требованиям добросовестности (ст. 10 ГК РФ), так как исключают возможность продавца доказать качество товара и представлять свои доказательства по делу. Отказывая потребителю в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что продавцом были приняты все необходимые меры для устранения выявленных в товаре недостатков в установленные законом сроки, неисполнение продавцом обязательства по гарантийному ремонту автомобиля связано с непредставлением истцом автомобиля, злоупотреблением с его стороны предоставленным ему правом.
5. Что делать если гарантийный срок истек, а товар перестал работать? Могу ли я предъявить требования продавцу?
Ответ: Да, конечно. Опираясь на статьи 18, 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обнаружении недостатка в товаре, потребитель имеет право обращаться к продавцу с требованием в пределах двух лет, независимо от того, установлен на товар гарантийный срок или нет. Наличие гарантийного срока влияет лишь на то, кто будет проводить экспертизу товара, кто будет доказывать причину возникновения недостатка - покупатель или продавец. По истечении двух лет потребитель имеет право обращаться к изготовителю товара в течение срока службы, а если он не установлен в течение 10 лет.
6. Можно ли обменять или вернуть продавцу уцененный товар или товар со скидкой надлежащего качества?
Ответ: Безусловно, но только если он соответствует всем критериям, указанным в ст. 25 Закона «О защите прав потребителя», а именно: товар не был в употреблении, не был потерян товарный вид изделия, не были потеряны его потребительские свойства, сохранены пломбы, фабричные ярлыки, товар не входит в перечень товаров, не подлежащих обмену и возврату, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55. Не важно, по какой причине продавец делает скидку на тот или иной товар, тем самым снижая его цену. Главное, чтобы товар был качественным, а даже если имеются в нем какие-то недостатки, то продавцу о них необходимо говорить покупателю до заключения договора, чтобы у потребителя после покупки товара не было претензий относительно данных дефектов.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: