А что, если к русских снова получится?
Что Москва может предложить Каракасу? Как минимум три вещи лежат на поверхности.
1. Огромный опыт успешного проведения жесткой монетарной политики.
Речь идет ровно о том, за что отечественные левые экономисты и просто оппозиционеры вот уже много лет беспощадно ругают власти — выдерживание заданных планок инфляции, дефицита бюджета и прочих макроэкономических и финансовых показателей. Как известно, Венесуэла последние годы действовала по рецептам как раз ультралевых экономистов: включить печатный станок и раздать денег всем желающим, запретить свободный оборот валюты и залить социалку нефтяными деньгами, благо этой самой нефти у страны очень много (загадочно только то, почему критики Кремля полагают, что в России аналогичные меры приведут к другому, нежели в Венесуэле, результату).
Последние шаги Каракаса по либерализации валютного регулирования дают повод предполагать, что власти прислушались к рекомендациям российских специалистов из ЦБ, казначейства и Минфина, "десант" которых, согласно СМИ, высадился в стране некоторое время назад.
2. Умение работать в токсичной и местами откровенно враждебной среде западных институтов.
Несмотря ни на что, Москва продолжает работать с западными судами, арбитражами и другими структурами — и она умеет это делать. Преодолевая заведомую предвзятость и в некоторых случаях откровенные подтасовки со стороны этих институтов, Россия смогла одержать там немало побед — и продолжает это делать. Этот ее опыт крайне ценен для Венесуэлы, которая намерена бороться за разблокировку своих активов на Западе.
3. Наличие альтернативных западным финансово-экономических инструментов.
Россия все интенсивнее создает собственные системы в финансово-экономической сфере, что гарантирует бесперебойную работу экономики даже в случае радикальных враждебных действий со стороны Запада. Запущена национальная платежная система, развиваются платежи в национальных валютах в обход доллара, идут разнообразные процессы в банкинге, IT и множестве иных областей.
Предоставление данного спектра услуг другим государствам заставит эту область внутри страны развиваться быстрее. Плюс это принесет туда новые серьезные деньги от внешних клиентов. Не говоря уже о том, что чисто геополитически это резко поднимет статус России как державы, способной предоставить не только военно-политический (Сирия это уже доказала), но и финансово-экономический "зонтик" своим партнерам.
Безусловно, найдется немало тех, кто посмеется над этими "наполеоновскими планами". Но вот что интересно — серьезные люди на Западе вовсе не демонстрируют желания
МВФ заявил, что готов помочь властям Венесуэлы сформулировать стратегию исправления экономической ситуации, если на это будет запрос. А министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас отметил, что Москва пообещала помощь "диктатору Мадуро". Из этого логичным образом вытекает, что в его глазах именно Россия несет ответственность за то, что события в Венесуэле развиваются не по сценарию, написанному на Западе.
Во всех этих высказываниях сквозит скорее тревога, нежели насмешка. Надо полагать, что для МВФ происходящие подвижки в экономической политике Венесуэлы — прямой вызов, поскольку именно за фондом до сих пор в мировой системе была закреплена роль спасителя погибающих экономик. Возникновение реальной альтернативы станет тяжелейшим ударом по репутации института.
Что касается западных государств, то с каждым днем они выглядят все более смешно со своим признанием недопрезидента Гуаидо — и достойного выхода, если события продолжат развиваться в нынешнем русле, для них не наблюдается.
Три года назад западный мир дружно хохотал над намерениями Москвы спасти "диктатора Асада". Урок оказался выучен, и теперь смеяться особо никому не хочется, потому что Запад не может игнорировать простой и очень неприятный для себя вопрос: а что, если у русских снова получится?