Памятка для тех, кто планирует покупать туристическую путевку
На что обратить внимание при покупке путевки?
Совсем скоро наступает сезон отпусков, и многие поедут или полетят в отпуск по путевкам от турагентств. В данной статье хочу просветить вас относительно того, что должен содержать договор с турагентством, на что в обязательном порядке надо обратить внимание, чтобы в последующем, если обязанности туроператора или турагента не будут выполнены, вы смогли получить компенсацию (многие даже не знают, что можно получить компенсацию). Либо избежать негативных последствий и отказаться от покупки путевки в организации, которая указывает весьма сомнительные условия в договоре в нарушение требований федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ.
Перед оплатой путевки, как правило, заключается договор. Если с выбором турагентства и отелем определились, почитали отзывы, посмотрели фото и все очень-очень понравилось, то теперь надо обратить особое внимание на содержание договора. Особенно если речь идет о поездке в другую страну.
Договор о реализации туристского продукта, заключаемый между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, наряду с существенными условиями должен также содержать следующие существенные условия:
1. полное и сокращенное наименования, адрес, местонахождение турагента;
2. информация о том, что лицом, оказывающим туристу услуги, входящие в туристский продукт, по договору о реализации туристского продукта, является туроператор, в том числе информация о способах связи с туроператором (номера телефонов, факсов, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, адрес электронной почты); информация о том, что турагент является исполнителем и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность по договору о реализации туристского продукта в отношении обязанностей турагента;
3. обязательство турагента о передаче денежных средств, полученных от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором;
4. обязательство турагента по уведомлению туроператора, сформировавшего туристский продукт, о заключении договора о реализации туристского продукта;
5. обязательство турагента по согласованию с туроператором, сформировавшим туристский продукт, условий путешествия (в том числе потребительских свойств туристского продукта) на основании запроса туриста, адресованного турагенту;
6. сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к турагенту в случае нарушения турагентом обязательств по договору о реализации туристского продукта;
7. информация о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также требований о возмещении реального ущерба туристу и (или) иному заказчику за счет средств фонда персональной ответственности туроператора при условии, что денежных средств страховщика или гаранта для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплаты денежной суммы по банковской гарантии оказалось недостаточно в случае, если фонд персональной ответственности туроператора не достиг максимального размера;
8. информация о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о возмещении реального ущерба туристу и (или) иному заказчику за счет средств фонда персональной ответственности туроператора в случае, если фонд персональной ответственности туроператора достиг максимального размера;
9. условие выдачи туристу и (или) иному заказчику, приобретающим услугу по перевозке, оказываемую туроператором отдельно либо в составе туристского продукта, электронного перевозочного документа (билета), подтверждающего право туриста на перевозку до пункта назначения и обратно либо по иному согласованному в договоре о реализации туристского продукта маршруту и оформленного на основании данных документа, удостоверяющего личность пассажира.
Если договор о реализации туристского продукта заключен ранее чем за 24 часа до начала путешествия, такой документ (билет) должен быть выдан туристу и (или) иному заказчику не позднее чем за 24 часа до начала путешествия;
10. условие выдачи туристу и (или) иному заказчику, приобретающим у туроператора услугу по размещению в гостинице или ином средстве размещения отдельно либо в составе туристского продукта, документа о бронировании и получении места в гостинице или ином средстве размещения (ваучера) на условиях, согласованных с туристом и (или) иным заказчиком в договоре о реализации туристского продукта.
Договор о реализации туристского продукта должен содержать сведения о заключении в пользу туриста договора добровольного страхования, условиями которого предусмотрена обязанность страховщика осуществить оплату и (или) возместить расходы на оплату медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, оказанной туристу на территории страны временного пребывания при наступлении страхового случая в связи с получением травмы, отравлением, внезапным острым заболеванием или обострением хронического заболевания, включая медицинскую эвакуацию туриста в стране временного пребывания и из страны временного пребывания в страну постоянного проживания и возвращения тела (останков) туриста из страны временного пребывания в страну постоянного проживания, или сведения об отсутствии договора добровольного страхования. Эта страховка может очень выручить при наступлении несчастного случая!
При заключении договора о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма турист и (или) иной заказчик должны в обязательном порядке быть проинформированы в письменной форме:
• о возможности туриста обратиться за оказанием экстренной помощи с указанием сведений об объединении туроператоров в сфере выездного туризма и о способах связи с ним (номеров телефонов, факсов, адреса электронной почты) и других сведений. Вы действительно можете обращаться к туроператору сразу, находясь на отдыхе, если на месте выяснится, что условия отдыха, размещения не соответствуют тому, что было обещано при покупке путевки, и просить принять меры к исправлению ситуации;
• о возможности туриста и (или) иного заказчика обратиться с письменным требованием о возмещении реального ущерба, понесенного туристом в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, за счет средств фонда персональной ответственности туроператора.
При заключении договора о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма турист и (или) иной заказчик должны быть проинформированы о возможности туриста добровольно застраховать риски, связанные с совершением путешествия и не покрываемые финансовым обеспечением ответственности туроператора, в том числе в связи с ненадлежащим исполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта. Это очень важный момент!
Турагент в соответствии с действующим законодательством несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных договором о реализации туристского продукта.
Существенные изменения обстоятельств
Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.
К существенным изменениям обстоятельств относятся:
• ухудшение условий путешествия, указанных в договоре;
• изменение сроков совершения путешествия;
• непредвиденный рост транспортных тарифов;
• невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
Данные факты желательно подтверждать документально.
Ответственность туроператора
Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий. В претензии можно ссылаться и указывать требования, предусмотренные в ст. 29 закона «О защите прав потребителей», согласно которой потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
• безвозмездного (без дополнительной оплаты) устранения недостатков выполненной услуги;
• соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
• возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
При этом вы также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если вами обнаружены существенные недостатки выполненной оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.
Вы, как потребитель, вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных в связи с недостатками оказанной услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
За нарушение законодательства РФ о туристской деятельности предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 14.51 КоАП РФ.
Обращение в суд
Надеюсь информация, представленная в данной статье, поможет вам избежать проблем на отдыхе, а если они все возникнут — взыскать хорошую компенсацию с туроператора в досудебном или судебном порядке.
При обращении в суд с исковым заявлением (если требования вашей претензии не были удовлетворены) вы вправе требовать с туроператора или турагента неустойку (ст. 28 и ст. 31 закона «О защите прав потребителей»), компенсацию морального вреда (ст. 15 закона «О защите прав потребителей»), штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (ч. 6 ст. 13 закона «О защите прав потребителей»), судебные издержки и расходы (ст. 94, 100 ГПК РФ).
О том, как добиться взыскания денег по решению суда, читайте тут
Всем планирующим отпуск желаю удачного, беззаботного отдыха!
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Но так и есть. Договор есть договор. И если что коснется то все и будет ссылаться на договор.
Поэтому очень важно обратить внимание на все условия договора до его подписания.
Особенно где мелким шрифтом написано.
Да, на мелкий шрифт обратить особое внимание
Как раз время приобретения путевок близится.
Да, сезон отпусков скоро начнется!
Скажу вам по секрету, сезон отпусков никогда не заканчивается, люди отдыхают в любое время года)))
Согласна, что сейчас многие отдыхают в любое время года, когда хочется. Но в моем окружении до сих пор сезон отпусков начинается с поздней весны до ранней осени. Когда дети школьники или профессия учитель, то очень трудно взять и улететь в отпуск зимой.
Это не наши люди.
Интересная статья.
Просто надо знать у какого туроператора покупать.
Бабки соберут и исчезают туроператор это лохотрон.
Не все же! Но соглашусь, что риск имеется!