Прогнозы по росту цен на сельхозпродукцию сбываются.
Рынок грузовых перевозок сельскохозяйственной продукции лихорадит. На юге России своеобразную забастовку объявили перевозчики зерна. Протестные акции зафиксированы в Краснодарском крае, Ростовской области и на Ставрополье. Требования зерновозов, выступающих против низких тарифов на перевозку, раздаются уже в Волгоградской, Саратовской и Воронежской областях. Чего в конечном итоге добиваются перевозчики, как их протест повлияет на работу сельхозпроизводителей и кто убивает новые дороги в южных регионах России.
С чего всё началось
Первые протестные настроения перевозчиков зазвучали ещё в 2015 году в связи с введением системы «Платон». Власти дальнобойщиков услышали и пошли на временную меру по снижению тарифа за проезд по федеральным трассам с 3,73 руб. за 1 км до 1,51 руб. На этом и разошлись. На рынке грузоперевозок по всей России наступило видимое спокойствие, продержавшееся полтора года.
В марте 2017 года правительство решило, что время льготного периода по тарификации в системе «Платон» закончилось и повысило стоимость проезда за 1 км сразу в два раза. В рамках второй волны протестных акций весной 2017 перевозчики уже не только призывали власти к снижению тарифа, но и требовали от контролирующих органов в сфере транспортных перевозок и ГИБДД пресекать проезд по федеральным трассам грузовиков с перегрузом. Дальнобойщики справедливо считали, что в условиях честной конкуренции рынок покинут водители-нелегалы, а для тех, кто останется работать в рамках правового поля, будут установлены адекватные цены за перевозку грузов.
Протесты дальнобойщиков весной 2107 года привели к краткосрочным результатам – власти усилили контроль за водителями-нарушителями, рынок стабилизировался, а стоимость перевозок немного подросла. Но баланс продержался лишь несколько месяцев, и в высокий летний сезон, по свидетельству самих грузоперевозчиков, принципы работы всей системы откатились назад.
Кто бастует и что происходит сейчас
Нынешний, третий по счёту протест дальнобойщиков начался в южных регионах России, но уже продвигается на север страны. Перевозчики сельхозпродукции требуют повышения тарифов за свою работу. Кроме того, они вновь поднимают вопрос о перевозках с перегрузом. Участники рынка заявляют, что их попросту вынуждают так ездить.
Национальная ассоциация «Грузавторанс» подготовила и направила в правительство РФ, в Минсельхоз и в ФАС открытые письма с изложением ситуации на рынке грузоперевозок. Кроме того, ассоциация буквально на днях выступила с открытым обращением ко всем органам государственной власти. Обращение подписал президент ассоциации Владимир Матягин. Вот что он пишет.
Условия работы для транспортных компаний в области перевозок сельскохозяйственных грузов стали абсолютно неприемлемыми. Большинство участников рынка работают с грубейшими нарушениями. Основной проблемой отрасли были и остаются криминальные перевозки с существенным перегрузом.
В пресс-службе ассоциации «Грузавтотранс» поясняют, что в настоящее время теневой рынок перевозок сельхозпродукции огромен. Речь может идти о десятках миллиардах рублей, они состоят из неучтенных налогов, оплаты труда, коррупционные оплаты в виде взяток, А контроль за весогабаритами превратился в бизнес контролирующих органов. Менеджеры компаний-переработчиков сельхозпродукции уверяют, если перевозчики все-таки добьются пересмотра тарифов на перевозку, то это скажется, в первую очередь, на сельхозпроизводителях.
Объективные тарифы
Одно из требований автоперевозчиков – избавиться от низких расценок. Впрочем, в ассоциации «Грузавтотранс» считают, что рынок сам себя в состоянии отрегулировать. «Соблюдение всеми участниками рынка законодательства, позволит формировать справедливую рыночную цену. Тарифы не регулируются государством, расчет идет от тонны, и чем больше загружена машина, тем меньше цена», - рассказали в ассоциации. Сами дальнобойщики считают, что причина низких цен на перевозку зерна – историческая. Но именно она вынуждает водителей ездить с существенным перегрузом. Итак, сегодня у обычных грузовых перевозчиков – фур и рефрижераторов - расчёт платы за транспортировку груза идет за километраж: перевозчика загрузили, и не волнует: с полной загрузкой или он полупустой, а у зерновозов так сложилось уже давно – они плату берут за перевозку 1 тонны. И это они сами придумали себе такую схему, чтобы больше загружаться. 15 лет назад можно было спокойно по дорогам России ездить с перегрузом. Возможно, что сейчас действительно возник перекос в стоимости перевозок. Зерновозам еще ведь и на обратном пути не взять в кузов транзитный груз за полцены. Потому назад они всегда идут пустые. А обычный перевозчик хоть как-то может покрыть часть затрат.
Помимо изначально низкого тарифа для зерновозов, сегодня, по утверждению сотрудников «Грузавтотранса», речь идёт даже о снижении стоимости перевозок в целом. Например, на юге России тариф в среднем за год опустился с 1,55 руб. до 1,35 руб. за километр. И это на фоне постоянно роста цен на дизельное топливо.
Как тарифы связаны с перегрузом
И всё же основная цель бастующих перевозчиков – навести порядок на трассах, убрать с российских дорог перегруженные автомобили. В «Грузавтотрансе» утверждают, что речь всё-таки идет не об увеличении тарифов как таковых, а о том, что сегодня созданы такие условия для участников рынка, при которых они вынуждены осуществлять перевозки с перегрузом.
-Таким образом, происходит демпинг цен, создается недобросовестная конкуренция, - уверены в национальной ассоциации автоперевозчиков.
Есть предложение - привязать тариф на перевозку к расходам на топливо, фактически это та же самая схема, которая сейчас работает у остальных грузовозов. Тогда будет не важно, сколько тонн везет автомобиль. А водитель в любом случае получит фиксированную за километраж сумму. Это позволит избежать перегрузок, а перевозчикам не возить грузы «за копейки». Именно этот посыл сегодня пытаются донести бастующие дальнобойщики остальным участникам рынка.
При этом руководитель ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин утверждает, что такая ситуация сложилась из-за позиции экспортеров зерна. «Им выгодно, чтобы перевозчик загружал машину больше положенного и ездил один раз вместо трех. У них принцип такой: не хочешь работать по моим правилам, по моей цене — значит, до свидания. Мы найдем другого, который будет работать с нарушением российского законодательства, который наплюет на нормы», - заявил он.
Как нарушают и как выявляют
По данным экспертов в перевозке зерна на зерновые терминалы в порты Черного и Азовского морей в период поступления нового урожая задействовано до 12 тысяч автомобилей в месяц, которые также ежемесячно перевозят до 3,5 млн. тонн. Львиная часть этой массы перевозится на автомобилях с превышением норм загрузки. В «Грузавтотрансе» считают, что порядка 90% грузового автотранспорта на дорогах России передвигается с существенным перегрузом.
Дальнобойщики подтверждают – власти, наконец-то, взялись за весовой контроль. Но пока проверки затрагивают минимальное количество грузовиков из общего потока. Это буквально - капля в море реальных перевозок.
Стали очень жестко контролировать перегруз на трассах. Если же перегруз выявляется на стационарном или передвижном посту, то автомобиль-нарушитель блокируется. На водителя составляется протокол, и ему приходится вызывать другой транспорт для перевалки части груза в него. Пока водитель не устранит перегруз своего автомобиля, машину далее не выпускают. Это в идеале, а как происходит на практике, остается только догадываться.
Получается, что работа автоматических комплексов только собирает штрафы, не решая проблему движения с перегрузом, а в работу стационарных или передвижных пунктов весового контроля может вмешаться человеческий фактор.
Будет ли эффект от забастовки дальнобойщиков?
В своем открытом обращении президент ассоциации грузоперевозчиков Владимир Матягин призывает все заинтересованные стороны – Минтранс, Минсельхоз, Ространснадзор, прокуратуру, транспортные компании, грузоотправителей и отраслевые общественные организации - создать рабочую группу «с целью эффективной борьбы с проблемой перевозок с перегрузом». Саму ситуацию на рынке грузоперевозок Матягин в обращении называет критической. «Коррупция, не скрываясь, пронизывает отрасль грузовых перевозок», - говорится в его обращении.
Да, прогноз СБЫВАЕТСЯ - короновирус!-Новая волна надувательства простых смертных...
Интересная информация.