Особенности мусорной реформы на селе и в частном секторе
С начала 2019 года во многих субъектах РФ стартовала мусорная реформа по результатам внесения поправок в регулирующий данную сферу Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ. Теперь организацией работ с твердыми бытовыми отходами (ТБО) будут заниматься на уровне регионов. Для сел и частного сектора предусмотрены особые условия.
Нововведения
Как было озвучено выше, организационные полномочия переданы на региональный уровень. Это значит, что к процессу обработки, транспортировки и захоронения ТБО обязательно привлекается оператор субъекта. В остальном изменения состоят в следующем:
• сортировка и вывоз ТБО стали отдельной коммунальной услугой;
• схема работы с мусором усовершенствована (обязательна сортировка);
• реализован новый порядок начисления оплаты за вывоз отходов.
Оплата
Теперь тариф на оплату услуг включается в квитанцию коммунальных услуг самостоятельной строкой. Раньше он входил в категорию содержания жилья и был подведомственен местному самоуправлению. Помимо вывоза отходов оплачиваться будет и их утилизация.
Власти субъектов исходя из устоявшихся цен вводят единые тарифы или дифференцируют их по типам услуг и видам потребителей. Ранее такая стоимостная политика муниципалитетом не проводилась. Проверкой нормативов занимается ФАС РФ.
Мусорная реформа финансовой стороной вопроса коснется живущих в многоквартирных домах, занимающих нежилые помещения, владельцев личных домов, членов товариществ садоводов и огородников.
Особенности для сел и частного сектора
В целом реформа для обозначенных территорий происходит в том же порядке. Предполагается заключение соглашений с операторами регионального уровня по работе с ТБО. Это касается и владельцев домов на огородных и садовых участках.
Существенным отличием изменений в сельской местности и частной территории является пониженный тариф на оплату, несмотря на его исчисление по площади помещений или численности проживающих.
Реализация реформы
На данный момент внедрение в жизнь законодательных поправок осуществляется в регионах неравномерно. Например, возможность сортировки мусора реализована не везде. Не все субъекты выбрали подходящий вариант расчета нормативов: единый тариф или дифференцированный, по площади помещений или по проживающим людям. А в тех регионах, где с начислением определились, не успели оценить, не слишком ли велика плата.
В ходе работы выявилась неспособность региональных операторов справиться с большими объемами мусора. Проблема попала под личный контроль Президента РФ.
При наличии ТСЖ, управляющих компаний проблем с заключением соглашений с региональными исполнителями у плательщиков не возникает. Сельские жители и частные домовладельцы обязаны договариваться с надлежащими инстанциями в индивидуальном порядке.
По мнению председателя правления общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Андрея Нагибина, именно для категории индивидуальных потребителей нововведения станут особо болезненными. Если раньше расходы по утилизации мусора их не касались, то теперь они обязаны будут их оплачивать.