О том как у России Польша отнимает право на историю

"У России есть абсолютное право участвовать в организации музея концлагеря в польском Собиборе". С таковыми словами российское военно-историческое общество адресовалось в официальном письме к председателю Европейского Совета Дональду Туску. Это далеко не главная попытка достучаться до польских верхов. "Лагерь смерти" в Собиборе, где погибли тысячи заключенных, черная страница не только для Европы, но и для России.

В этом письме и просьба о поддержке, и констатация бесспорного. Воззвание Российского военно-исторического общества к председателю Евросовета Дональду Туску — еще одна попытка защитить абсолютно исторически оправданное право России: принять участие в организации музея в польском Собиборе.

"Европа обязана на зто кинуть взор. Там могут иметься разные взаимоотношения между Польшей и Россией. Но Европа-то должна соображать — это общий дом. И этот общественный дом должен четко поставить перед собой прежде всего вопрос о том, как мы будем жить в этом доме, если одни натравливаются на других. Одни, ничтоже сумняшеся, забирают и вышвыривают просто-напросто наши заявки", — поделился своим взглядом научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

Когда пять лет назад Москва приняла официальное предложение подключиться к участию в проекте по обновлению музея Собибора, согласие дали немедля и заявили о готовности выделить существенное финансирование. Тем не менее сначала Польша без разъяснения оснований приостановила процесс подключения нашей страны в Управляющий комитет. Потом ни на какие старания поправить контакт Варшава не шла. Наконец в июле 2017 года польская сторона официально сообщила: России отказать. Создавать экспозицию решили своими силами.

Политолог Юрий Бондаренко, в 2013-2018 годах директор Российско-польского центра диалога и согласия, выложил свое мнение по этому поводу:
"История, как самая значительная часть польской пропаганды, приватизирована вся. Не допускается ни малейшего отклонения от польского видения событий. Даже не ведая, что будет в российской экспозиции, загодя все запрещают. Это доля построения тоталитарного государства".

Чаяние выправить обстановку возникла чуть больше года назад, когда Польша огласила, что внешней реконструкцией будут заниматься сами. Но при этом на разработку внутреннего наполнения, то есть непосредственно музейной экспозиции, провозглашают открытый интернациональный конкурс. И хотя для иностранных участников условия предусмотрели почти неосуществимые (на сборы документов выделили в общем три недели, причем предоставить бумаги затребовали строго на польском языке), российская сторона условия не нарушила. И направила немедленно три заявки: от РВИО, Музея современной истории и Музея Победы.

"Давайте поймем, что происходило в последнее пору, в последние десятилетия в связах России и Польши? По существу дела, в Польше шла зачистка исторической памяти. Ведь срывались памятники признательности советским воинам (более двухсот штук), вымарывалось из учебников все то, что относилось освободительной роли Красной Армии. Сейчас советская армия, Красная Армия, нарисована в Польше для "младых ногтей", для младых школьников, как армия оккупантов", — высказался Михаил Мягков, научный директор Российского военно-исторического общества.

И четко руководствуясь избранному тренду, польская сторона отвергла все российские суждения. Отказали по абсурдным основаниям. РВИО заявили, что ответа на определенные Варшавой вопросы до них просто не дошли. Музею современной истории объяснили, что колеблются, а не банкрот ли он. Музею Победы и вовсе заявили, что опыт проведения ими экспозиций в Польше якобы не совершенен.
Общественный деятель Марек Ничипорук сообщает, что это дело не вчера возникло и не завтра закончится. Он величает данную обстановку никак иначе, как провокацией.

"В минувшем году у нас обрезали нижнюю поперечину с православного креста, чтобы сделать крест католическим", — припоминает Ничипорук.
Впрочем, помимо препятствий в организации конкурса проблемы вызывает и смысловое наполнение будущей экспозиции. Поскольку именно в Собиборе в октябре 1943 года водилось организовано одно-единственное в истории Второй мировой войны удачное восстание пленных. И возглавлял им собственно советский офицер Александр Печерский. Однако в выраженных Варшавой запросах к экспозиции упоминание советских военнопленных нет вообще. А имя Печерского не названо вовсе.

"Мы же видим, что проистекает в Восточной Европе. Все, что относится истории, превращаться в сплошные так именуемые войны памяти. Польша, Украина, Россия — всякая страна предъявляет свою вариацию истории. И эти вариации оказываются плохо стыкующимися между собой. В итоге все это проецируется на политику, на нынешний день. И приносит такие результаты, когда вместо заключение мира и согласия начинается на пустом месте распря и взаимное недоверие", — подчеркивает Михаил Эдельштейн, научный директор Фонда Александра Печерского.

Недопуском к конкурсу Москва разочарована, но не поражена. В долголетней русофобской политике Польши, где монументы красноармейцам разбирают, собственные связи с фашистами отвергают (зато формируют себе образ жертвы и требуют выплат абсурдных репараций), история вокруг мемориала — шаг вполне последовательный. Ведь позволить России участвовать в основании экспозиции обозначает право поведать истину о роли Советского Союза во Второй мировой. Что, видимо, не влезает в планы Варшавы, для которой Собибор теперь просто еще один инструмент в безысходной попытке переписать историю.
