ПОЯСНЕНИЕ Статьи 3 Конституции СССР (1977г.) и Конституции РСФСР(1978г.)

251 дочитывание
3 комментария

В данной статье Конституции (Основном Законе) СССР 1978 г. в прямой форме закреплён ленинский принцип демократического централизма - основа построения Советского общенародного государства.

Применительно к общенародному государству этот принцип означает, прежде всего, выборность всех органов Советской власти – Советов народных депутатов, начиная с сельских, поселковых Советов и до Верховного Совета, которые на местах и в центрах выступают как органы единой общенародной государственной власти.

Советская система исключает типичное для буржуазных стран деление представительных органов на органы коммерческой государственной власти и органы местного самоуправления.

Демократический централизм предопределяет основы построения общенародного государственного механизма, взаимодействия с начального уровня Советов до Верховного Совета, их уровня полномочий и их осуществления.

Советы народных депутатов – это государственная власть независимо от уровня Совета народных депутатов (часть 2 статьи 2 Конституции (Основного Закона) СССР 1977 года) «Вся власть в РСФСР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу РСФСР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов».

Органы местного самоуправления – это группа людей, власть которой основана на проекте «Конституции РФ» и при всём желании не может выходить за пределы их многоквартирного жилого дома и придомовой территории.

Согласно Конституции СССР 1978 г. - Верховный Совет определяет основные начала организации и деятельности республиканских и местных органов власти (Советов народных депутатов) и управления (Исполнительных комитетов Советов народных депутатов), обеспечивает единство законодательного регулирования общественных отношений и контролирует соблюдение Конституции (ст.73 Конституции СССР). В случае расхождения закона союзной республики с законом СССР действует закон СССР (ст.74 Конституции СССР-«Законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик. В случае расхождения закона союзной республики с общесоюзным законом действует закон СССР.»). Верховные Советы Автономных ССР проводят в жизнь решения высших органов общенародной государственной власти СССР и союзной республики (ст.83 «Автономная республика участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР и союзной республики, через высшие органы государственной власти и управления соответственно Союза ССР и союзной республики. Автономная республика обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, способствует осуществлению на этой территории полномочий Союза ССР и союзной республики, проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР и союзной республики. По вопросам, относящимся к ее ведению, автономная республика координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (союзной республики) подчинения»). Президиум Верховного Совета союзной и автономной республики осуществляет руководство деятельностью местных Советов (ст.115 Конституции РСФСР) и отменяет решения непосредственно нижестоящих местных Советов, в случае несоответствия закону (ст.115 Конституции РСФСР – «В случае разногласия между Советом Союза и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах, после чего вопрос вторично рассматривается Советом Союза и Советом Национальностей на совместном заседании. Если и в этом случае согласие не будет достигнуто, вопрос переносится на обсуждение следующей сессии Верховного Совета СССР или передается им на всенародное голосование (референдум)»). Местные Советы проводят в жизнь решения вышестоящих органов общенародной государственной власти, руководят деятельностью нижестоящих Советов (ст.146 Конституции СССР - «В пределах своих полномочий местные Советы народных депутатов обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществляют контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения») и вправе отменять их акты в случае противоречия их законодательству.

Советы народных депутатов участвуют в обсуждении вопросов, решение которых входит в полномочия вышестоящих органов, и вносят по этим вопросам свои предложения (ст.77, 83, 146 Конституции СССР).

Местные Советы народных депутатов действуют, исходя из общенародных – общегосударственных интересов и чаяний граждан, проживающих на территории Совета народных депутатов (ст.146 Конституции СССР - «В пределах своих полномочий местные Советы народных депутатов обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществляют контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения»).

Централизация сильнее проявляется в системе общенародного-общегосударственного управления, начиная с Совета Министров до Исполнительных комитетов Советов народных депутатов всех ветвей власти (ст.125, 148 Конституции РСФСР, ст.134, 141 Конституции СССР).

Специфическим проявлением демократического централизма служит двойное подчинение многих звеньев нижестоящих органов управления Советской общенародной власти.

Отделы и управления Исполнительных комитетов Советов народных депутатов на местах подчиняются и вышестоящим органам по отраслям и функциям (ст.150 Конституции РСФСР «Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов непосредственно подотчетны как Совету, их избравшему, так и вышестоящему исполнительному и распорядительному органу»). Двойное подчинение обеспечивает централизацию и учет местных условий, интересов трудящихся и решения задач на местах.

Судебная система в большей мере децентрализована. Народные судьи и народные заседатели избираются только гражданами СССР, проживающими на данной территории.

3

При решении конкретных дел все судьи и народные заседатели подчиняются только закону (ст. 155 Конституции СССР «Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону»). Решения народных судов могут быть отменены вышестоящими судами в специальном кассационном и надзорном порядках. Пленумы Верховных Судов дают судам руководящие разъяснения по вопросам действующего законодательства СССР/РСФСР.

3 комментария
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 3
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Всё это было в прошлом веке и давно быльём поросло, теперь уже у нас другая страна и законы изменились..

+3 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Про должность Президента, заметьте, ни слова. Впрочем, об этом и не заикались до 1990-1991 гг.Тогда, в горячке борьбы с Горбачёвым, Ельцин учредил пост Президента. Эта должность была инородным телом, в системе советов, что и показали события октября 1993 г.Но в итоге Конституция уже несуществующей страны, СССР, была ликвидирована. Победа Ельцина тогда, естественный ход истории.

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Что скажете на данное сообщение?

раскрыть ветку (0)

РСФСР|Сколько республик входило в РСФСР

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) была союзом 15 республик, созданным в 1922 году после большевистской революции. Первоначально она состояла из четырех республик,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы