Перспективы коммерческого использования беспилотников в Москве
Министерство транспорта США уже год как одобрило пилотные программы по коммерческому использованию беспилотных летательных аппаратов. Среди компаний, чьи программы использования БПЛА были одобрены,— технологические гиганты Apple, Alphabet и Microsoft, онлайн-сервис заказа такси Uber, логистическая компания FedEx.
Для проведения тестирования выделены десять зон. Так, Apple использует БПЛА для аэрофотосъемки в Северной Каролине в партнерстве с местным министерством транспорта. FedEx и Intel сотрудничают с аэропортом Мемфиса, где беспилотники используются для обеспечения безопасности, проверки состояния самолетов и доставки комплектующих для них. В Виргинии Alphabet доставляет товары с помощью БПЛА местным жителям. Стартап Flirtey, который одним из первых протестировал доставку с помощью беспилотника в 2015 году, доставляет медикаменты в Неваде.
О перспективах коммерческого использования беспилотников в России мы спросили у управляющего партнера Юридической компании Мазепин и партнеры Евгения Мазепина.
Как у нас с коммерческим использованием беспилотников - есть ли такая возможность?
Запрета на коммерческое использование беспилотников в России нет. Однако его коммерческое использование в Москве ограничено тем, что воздушное пространство над Москвой закрыто. Значит, так просто не взлететь. Чтобы запустить дрон, надо направить заявку местным властям. В обращении необходимо указать цель запуска беспилотника, дату, время и место, высоту и длительность работ, а также вид воздушного судна, его принадлежность, государственный и регистрационный знаки, серийный номер. Еще следует представить свидетельство о регистрации воздушного судна и сертификата эксплуатанта (когда и кем выданы эти документы). К запросу надо приложить и удостоверение личности.
Указанные бюрокартические процедуры останавливают развитие коммерческого использования дронов в Москве.
Что у госорганов, понятно, что силовикам можно, а вот захочет, например, какая-нибудь «росморречнавигация» - можно ли ей? У кого и какие получать разрешения.
В части учета беспилотных воздушных судов в соответствии с пунктом 3.2 Воздушного кодекса РФ беспилотное воздушное судно с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В настоящее время Минтранс России ведет разработку проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации». В настоящий момент действующим законодательством не предусмотрен порядок постановки на учет БВС с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов.
Простым гражданам - до 250 г, насколько понимаю, не надо никаких разрешений. Если больше 250 грамм - дрон его уже нельзя запускать? Где получать и какие разрешения?
В части регистрации беспилотных воздушных судов Минтранс России разработал приказ Минтранса России от 06.07.2017 N 255 «О внесении изменений в Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. No 457» .
Приказ предусматривает, что беспилотники с максимальной взлетной массой свыше 30 килограммов подлежат процедуре регистрации, установленной Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. No 457.
Насколько перспективен рынок коммерческих дронов в России?
В настоящее время БПЛА активно используются в сельском хозяйстве, оленеводстве, охраной нефтегазопроводов, фото-и теле-операторами и youtube-блогерами. Для активного развития коммерческого использования дронов необходима либерализация нормативного регулирования Минтранса России.

фото с сайта www.droneuniversities.com
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
В крупных городах использовать частникам не дадут, а в глубинке всем плевать.
В России есть очень неплохие модели, летающие на высоте до 5 км zen.yandex.ru
За БПЛА будущее.