Домашние питомцы. Что ждёт владельцев?
Ещё с древнейших времён человек научился приручать животных для использования их в своих целях. Эта тенденция является актуальной и по сей день. В данной статье мы не будем вдаваться в исторические подробности, однако хочется упомянуть, что цели у граждан немного изменились и в современном обществе, многих животных чаще стали заводить не для защиты или пропитания, а для получения эстетического удовольствия. Во многих регионах нашей страны, особенно в сельской местности домашних животных стараются заводить "по старинке", опять же для защиты или пропитания, а вот с городами все уже не так однозначно. В наше время появилось много любителей экзотических видов животных, содержание которых в условиях нашего климата серьезно усложняется, а в некоторых случаях может привести к заболеваниям, увечьям или гибели животных. Естественно содержание домашних любимцев в домашних условиях не запрещено законодательством, да и для некоторых их любителей является весьма приятным явлением. Но бывают случаи, когда слабоконтролируемый выгул этих питомцев в городских условиях, может привести к негативным последствиям, как для самого животного и хозяина, так и окружающим людям и другим животным. Это может быть обусловлено не только воспитанием животного, но и условиями его содержания, отношения к нему хозяина, а также генетическими особенностями вида, семейства и рода (породы) животного.
До конца 2018 года общих, единых на территории всей России, правил по содержанию домашних животных, обращению с ними, а также ответственности за нарушения связанными с указанными аспектами - не имелось. В некоторых регионах были утверждены локальные нормативно-правовые акты регулирующие в основном ответственность граждан в сфере содержания животных. 29.12.2018 года на территории России вступил в силу Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 27.12.2018 N 498-ФЗ.
С юридической точки зрения данный закон еще достаточно «сыроват». Не в том плане, что там что-то не достоверно изложено, а в том, что некоторые достаточно важные, на мой взгляд, статьи и части статей не вступили в законную силу.
О чем нам повествует Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 27.12.2018 N 498-ФЗ?
Весь текст закона цитировать в данной статье не имеет смысла, однако стоит обратить внимание на некоторые моменты указанные в данном законе, так как скорее всего они будут интересны читателю.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.
1) владелец животного (далее также - владелец) - физическое лицо или юридическое лицо, которым животное принадлежит на праве собственности или ином законном основании;
4) домашние животные - животные (за исключением животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию), которые находятся на содержании владельца - физического лица, под его временным или постоянным надзором и местом содержания которых не являются зоопарки, зоосады, цирки, зоотеатры, дельфинарии, океанариумы;
5) жестокое обращение с животным - обращение с животным, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями), нарушение требований к содержанию животных, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе отказ владельца от содержания животного), причинившее вред здоровью животного, либо неоказание при наличии возможности владельцем помощи животному, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии;
8) место содержания животного - используемые владельцем животного здание, строение, сооружение, помещение или территория, где животное содержится большую часть времени в течение суток;
10) потенциально опасные собаки - собаки определенных пород, их гибриды и иные собаки, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и включенные в перечень потенциально опасных собак, утвержденный Правительством Российской Федерации;
Я сделал выборку пунктов, которые имеют непосредственное отношение к физическим лицам, содержащим домашних животных в городских условиях и сельских поселениях.
В настоящее время перечень животных, запрещенных к содержанию, а также перечень потенциально опасных собак еще не утверждены на законодательном уровне, однако есть законопроекты, которые в скором времени вступят в законную силу.
Статья 4. Основные принципы обращения с животными
Обращение с животными основывается на следующих нравственных принципах и принципах гуманности:
1) отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания;
2) ответственность человека за судьбу животного;
3) воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным;
4) научно обоснованное сочетание нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства.
Статья 9. Общие требования к содержанию животных
1. К общим требованиям к содержанию животных их владельцами относятся:
1) обеспечение надлежащего ухода за животными;
2) обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области ветеринарии;
3) принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных;
4) предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок;
5) осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. В случае отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания владелец животного обязан передать его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного.
Часть 1 статьи 10. Особые условия, обеспечивающие защиту людей от угрозы причинения вреда их жизни и здоровью животными
1. При обращении с животными не допускаются:
1) содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержденный Правительством Российской Федерации. Данный запрет не распространяется на случаи содержания и использования таких животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах или в качестве служебных животных, содержания и использования объектов животного мира в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания либо диких животных в неволе, которые подлежат выпуску в среду их обитания, а также на иные случаи, установленные Правительством Российской Федерации;
2) натравливание животных на людей, за исключением случаев необходимой обороны, использования служебных животных в соответствии с законодательством Российской Федерации или дрессировки собак кинологами.
Статья 13. Требования к содержанию домашних животных
1. При содержании домашних животных их владельцам необходимо соблюдать общие требования к содержанию животных, а также права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные.
2. Не допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.
3. Предельное количество домашних животных в местах содержания животных определяется исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
4. Выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц.
5. При выгуле домашнего животного необходимо соблюдать следующие требования:
1) исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;
2) обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;
3) не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.
6. Выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании. О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию. (Примечание: действие части 6 указанной статьи вступает в силу с 01.01.2020 года)
7. Перечень потенциально опасных собак утверждается Правительством Российской Федерации.
Статьи 19 и 20 Закона содержат сведения об осуществлении государственного надзора и общественного контроля в области обращения с животными. Однако действия данных статей до настоящего времени не вступили в законную силу. Т.е. проще говоря, закон принят, а надзор и контроль за его исполнением осуществлять пока не кому.
Статья 21. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона
За нарушение требований настоящего Федерального закона владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Уголовная ответственность за жестокое обращение с животными предусмотрена в Уголовном кодексе РФ.
Статья 245. Жестокое обращение с животными
1. Жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье,-
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в присутствии малолетнего;
в) с применением садистских методов;
г) с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть "Интернет");
д) в отношении нескольких животных,-
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет.
В Кодексе РФ об административных правонарушениях в настоящее время статей, регулирующих правоотношения в сфере обращения с домашними животными пока нет. Однако частично нарушения могут быть отражены в локальных (региональных) нормативно-правовых актах субъектов РФ. В связи с принятием нового закона в ближайшее время, в КоАП РФ скорее всего тоже будут внесены изменения.
С целью общего развития и примерного представления гражданами Российской Федерации грядущих перемен в законодательстве, приведу пример ответственности владельцев домашних животных из ст. 5.1 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях". Но сразу оговорюсь, что действие данной статьи распространяется только на жителей г. Москвы.
Статья 5.1. Нарушение правил содержания домашних животных
1. Содержание домашних животных в местах общего пользования коммунальных квартир и многоквартирных домов - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
2. Допущение загрязнения домашними животными мест общего пользования в многоквартирных домах, а также общественных мест - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей.
3. Нарушение установленных правовыми актами города Москвы правил выгула собак, в том числе появление с собакой без поводка и намордника в магазинах, учреждениях, на детских площадках, рынках, пляжах и в транспорте, а также выгул собак на территориях учреждений здравоохранения, детских садов, школ, иных образовательных учреждений и учреждений, работающих с несовершеннолетними, - влечет наложение административного штрафа на граждан или должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
4. Появление с собакой без поводка на природных и озелененных территориях, а также на особо охраняемых природных территориях, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей.
5. Допущение нападения домашнего животного на другое домашнее животное, повлекшего увечье или гибель последнего, - влечет наложение административного штрафа на граждан или должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
6. Причинение домашним животным дикому животному увечья или гибели - влечет наложение административного штрафа на граждан - владельцев домашних животных в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
7. Допущение по неосторожности нападения домашнего животного на человека с причинением вреда здоровью человека, если это деяние не содержит признаков преступления, предусмотренного статьей 118 Уголовного кодекса Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей.
8. Натравливание домашнего животного на людей или животных - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
9. Причинение ущерба чужому имуществу физическим воздействием домашнего животного - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от шести тысяч до десяти тысяч рублей.
Примечание. К диким животным по смыслу настоящей статьи не относятся животные, в отношении которых осуществляются профилактические мероприятия (дезинфекция, дератизация, дезинсекция).
К настоящему времени подготовлен Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию" (подготовлен Минприроды России 22.02.2019).
В данном проекте указаны виды животных, содержание которых запрещено в домашних условиях.
1. Крупные хищные животные (вес которых во взрослом состоянии более 20 кг), включая представителей следующих зоологических таксонов:
-Семейство Медвежьи (Ursidae);
-Семейство Кошачьи: представители родов Пантеры (Panthera), Дымчатые леопарды (Neofelis), Ирбис (Uncia), Гепарды (Acinonyx), Рыси (Lynx), Пума (Puma).
2. Ядовитые животные, представляющие опасность для человека, включая представителей следующих зоологических таксонов:
Подотряд Змеи (Serpentes):
-Семейство Аспиды (Elapidae);
-Семейство Гадюковые (Viperidae);
-Семейство Ужеобразные (Colubridae): род Винные змеи (Thelotornis) и вид Бумсланг ("древесный уж") (Dispholidus typus);
Класс Паукообразные (Arachnida):
-Отряд Скорпионы (Scorpiones);
-Отряд Пауки (Araneae): род Черные вдовы (Latrodectus), в том числе вид Каракурт (Latrodectus tredecimguttatus).
3. Морские млекопитающие, создание удовлетворительных условий для которых труднореализуемо, включая представителей следующих зоологических таксонов:
-Отряд Китообразные (Cetacea);
-Отряд Сирены (Sirenia);
-Отряд Хищные (Carnivora): семейства Ушастые тюлени (Otariidae), Моржовые (Odobenidae), Настоящие тюлени (Phocidae).
4. Крупные животные, создание удовлетворительных условий содержания которых в жилых домах труднореализуемо, включая представителей следующих зоологических таксонов:
-Отряд Хоботные (Proboscidea);
-Отряд Двурезцовые сумчатые (Diprotodontia);
-Отряд Непарнокопытные (Perissodactyla): семейства Тапировые (Tapiridae), Носороговые (Rhinocerotidae);
-Отряд Парнокопытные (Artiodactyla): семейства Бегемотовые (Hippopotamidae), Вилороговые (Antilocapridae), Жирафовые (Giraffidae)
-Отряд Приматы (Primates): семейство Человекообразные обезьяны (Pongidae);
-Отряд Журавлеобразные (Gruiformes): семейство Журавлиные (Gruidae), Дрофиные (Otididae);
-Отряд Страусообразные (Struthioniformes): семейство Страусовые (Struthionidae);
-Отряд Казуарообразные, или австралийские страусы (Casuariiformes);
-Отряд Пеликанообразные (Pelecaniformes): семейство Пеликановые (Pelecanidae);
-Отряд Пингвинообразные (Sphenisciformes): семейство Пингвиновые (Spheniscidae);
-Отряд Грызуны (Rodentia): семейство Американские дикобразы (Erethizontidae).
В связи с тем, что законопроект еще не принят, то этот список может неоднократно измениться, дополниться или вообще не утвердиться.
Животные, включенные в перечень животных, запрещенных к содержанию, и приобретенные до 1 января 2020 года, могут находиться на содержании их владельцев до наступления естественной смерти таких животных.
Также в связи с принятием указанного ранее закона в предлагаемый перечень потенциально опасных собак на основе предложений, поступивших из федеральных органов исполнительной власти, а также Российской кинологической федерации, с учетом статьи 1 Модельного закона об обращении с животными, принятого на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление N 29-17 от 31 октября 2007 года), и приложения к нему включены породы собак, обладающие генетически детермированными качествами агрессии и силы, а также породы, используемые для травли, и аборигенные породы, в которых не велась селекция на лояльность к человеку, в связи с чем особенности их поведения остаются не до конца изученными со стороны кинологической науки был утвержден-
Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Перечня потенциально опасных собак" (подготовлен МВД России 07.03.2019)
1. Австралийская кабанья собака.
2. Айну.
3. Акабаш.
4. Акбаш.
5. Американский бандог.
6. Американский бульдог.
7. Амбульдог.
8. Американский питбультерьер.
9. Американский стаффордширский терьер.
10. Анатолийский карабаш.
11. Английский мастиф.
12. Аргентинский дог.
13. Бандог.
14. Бельгийский мастиф.
15. Бордосский дог.
16. Бразильский бульдог.
17. Булли Кутта.
18. Бульдог алапахский чистокровный (отто).
19. Бульмастиф.
20. Бультерьер.
21. Бурбуль.
22. Бэндог.
23. Волко-собачьи гибриды.
24. Волкособ, гибрид волка.
25. Восточно-европейская овчарка.
26. Горская гончая.
27. Греческая овчарка.
28. Грецкая овчарка.
29. Гуль дог.
30. Доберман Владека Рошины.
31. Доберман-пинчер.
32. Ирландский волкодав.
33. Кавказская овчарка.
34. Канарская собака (перро де пресо канарио).
35. Канарский дог.
36. Кангал.
37. Кане корсо.
38. Кенгуровая собака.
39. Командор.
40. Карельская медвежья собака.
41. Корельская медвежья собака.
42. Лангедонская пастушья собака.
43. Леопардовая гончая.
44. Мальорский бульдог.
45. Маремма.
46. Московская сторожевая.
47. Неаполитанский мастиф.
48. Немецкая овчарка.
49. Немецкий дог.
50. Овчарка Дауфмана.
51. Питбульмастиф.
52. Пиренейский мастиф.
53. Рафейру ду алентежу.
54. Ризеншнауцер.
55. Родезийский риджбек.
56. Ротвейлер.
57. Румынская овчарка.
58. Северокавказская собака.
59. Среднеазиатская овчарка.
60. Стаффордширский бультерьер.
61. Супердог и его помесь с майконгом.
62. Тибетский мастиф.
63. Тоса-ину.
64. Тувинская овчарка.
65. Уругвайский симаррон.
66. Фила бразилейро.
67. Черный терьер.
68. Шарпей.
69. Южнорусская овчарка
70. Гибриды пород, указанных в пунктах 1 - 69.
71. Метисы пород, указанных в пунктах 1 - 69.
Т.е. исходя из ч. 6 ст. 13 ФЗ-498 - с 01.01.2020 года выгул перечисленных в перечне собак без поводка и намордника независимо от места выгула будет категорически запрещен.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что лично я, очень положительно отношусь к людям, которые заводят и воспитывают животных, т.к. сам тоже отношусь к таковым. Но заводчикам необходимо помнить, что домашних любимцев нужно не просто содержать, а еще и воспитывать и оказывать им достаточное количество внимания. Здесь как никогда очень хорошо применима всем известная фраза - «Мы в ответе за тех кого приручили».

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Сначала нужно приюты для кошек и собак создать, добрых рук как-то мало. В Тамбове никак кота пристроить не могу.
Абсолютно с Вами согласен. В статье 16 Закона есть моменты про создание приютов, но в свою статью я эту информацию не включил, в связи с большим объёмом информации и т.к. она вступает в силу с 01.01.2020 года.
Отличная статья, а главное, что внесение законодательного урегулирования в данную сферу давно назрело.
Спасибо коллега. Будем и дальше стараться для читателей.
Интересно... кто будет контролировать соблюдение данных законов.
Пока не совсем ясно, но в ст. 19 и 20 Закона указаны органы в сфере ветеринарного и экологического надзора, а также общественные объединения.
Информативная статья, позволял бы рейтинг, поставила бы 5 звезд.
Спасибо. Стараемся.