Медицина: права и обязанности врачей и пациентов, как и куда жаловаться.

К сожалению, в настоящее время халатное отношение и к пациентам, и к своим прямым обязанностям, и условиям медицинского обслуживания чрезмерно распространено среди медицинских сотрудников. И у пациентов есть безусловное право защищать свои законные права, в случае, когда они считают их нарушенными.
В данной статье я хочу рассказать об основных правах и обязанностях как медицинских сотрудников, так и пациентов, и о способах защиты своих прав: как и куда жаловаться, какая ответственность предусмотрена.
Медицинский работник обязан:
-соблюдать моральные и этические нормы, уважительно и гуманно относится к пациентам;
-оказывать медицинскую помощь с соблюдением (по возможности) культурных и религиозных традиций пациента;
-рационально использовать время пациента;
-соблюдать санитарно-гигиенические нормы, обеспечивать комфортные условия состояния пациента, оказывать медицинские услуги качественно;
-брать у пациента информированное добровольное согласие на медицинское обслуживание (согласие родителей пациента возраста 15-ти и старше лет не требуется), а в случае отказа от медицинского обслуживания - разъяснить пациенту последствия данного отказа;
-соблюдать и хранить полную конфиденциальность о пациенте (врачебная тайна);
При поступлении в стационарное отделение:
-в отделении врач должен осмотреть больного в день поступления (если он доставлен в отделение до 14.00) и не позднее 2-го дня с момента поступления в отделение;
-клинический диагноз проставляют не позднее 3-х суток со дня поступления больного, за исключением случаев, когда возникают затруднения в диагностике. Окончательный диагноз проставляется в день выписки;
-лечащий врач обязан ежедневно осматривать больного;
-создать условия для возможности посещения больного третьими лицами (с учетом состояния больного).
Отказ в оказании медицинской помощи не допускается. В экстренной форме медицинская помощь оказывается безотлагательно и бесплатно.
Дети имеют приоритетные права в сфере охраны здоровья.
Врачебную тайну составляют следующие сведения:
-факт обращения за медицинской помощью;
-состояние здоровья пациента;
-диагноз;
-назначенное лечение, процедуры и рекомендованные к применению медицинские препараты.
Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, допускается только с письменного согласия пациента.
Перечень случаев, когда согласие пациента на разглашение не требуется:
-в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю;
-при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
-при запросе правоохранительных и судебных органов;
-органам исполнительной власти в целях контроля пациентов, больных наркоманией, при назначении наказания судом пройти лечение;
-в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
-в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов;
-в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования.
Пациент имеет право на:
-выбор врача и медицинской организации;
-диагностику, лечение, профилактику, медреабилитацию;
-получение консультаций врачей-специалистов;
-облегчение боли (по заболеванию), в т.ч. наркотическими препаратами;
-достоверную информацию о своем состоянии;
-получение лечебного питания в стационаре;
-сохранение сведений, составляющих врачебную тайну;
-отказ от медицинского вмешательства;
-возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
-допуск адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
-допуск священнослужителя, а в случае нахождения в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов (при возможности).
Жалобы на действия медицинских сотрудников или условий оказания медицинской помощи.
Жалоба составляется в простой письменной форме:
1. в шапке указывается получатель и автор жалобы (в обязательном порядке прописывается адрес для получения почтовой корреспонденции, при желании - контактный номер телефона).
2. в описательной части излагается суть претензий с указанием данных медицинского учреждения, ФИО лечащего врача и иных сведений, на основании которых подается жалоба.
3. в просительной части указывается требование провести проверку по существу изложенных обстоятельств с привлечением виновных лиц к предусмотренной законом ответственности.
Жалоба пишется в двух экземплярах: один для адресата, второй для отметки о получении. Жалобу можно отправить по почте заказным письмом.
Куда жаловаться:
-начальнику медицинского учреждения, в которых происходят нарушения;
-в Министерство здравоохранения;
-в прокуратуру.
Действия сотрудников медицинской организации также можно оспорить в судебном порядке.
Виды ответственности медицинского работника:
-гражданская правовая по ст. 1064 ГК РФ (возмещение причиненного вреда) и ст. 15 ГК РФ (компенсация морального вреда);
-уголовная по ст. 28 (причинение вреда при отсутствии вины), ст. 118 (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности), ст. 122 (заражение ВИЧ-инфекцией), ст. 121 (заражение венерической болезнью), ст. 124 (неоказание помощи больному) и т.д.
Обратите внимание, согласно положениям ст. 1083 ГК РФ, вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, включая грубую неосторожность, возмещению не подлежит.
Также не наступает уголовная ответственность в случае причинения вреда или смерти при обоснованном риске, когда цель не могла быть достигнута без определенных действий (ст. 41 УК РФ) и крайней необходимости (ст. 39 УК РФ). Например, при жизненно необходимой операции, в случае если она была проведена надлежащим образом.
КоАП РФ устанавливается административная ответственность за:
-сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения (ст. 6.1. КоАП РФ);
-за незаконное (без лицензии) занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо занятие народной медициной (целительством) с нарушением предусмотренного законодательством порядка (ст. 6.2. КоАП РФ);
-за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правила и гигиенических нормативов, невыполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3. КоАП РФ);
-нарушение санитарно-эпидемиологических требовании к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий и сооружений, оборудования и транспорта (ст. 6.4. КоАП РФ);
-нарушение требований, предъявляемых к питьевой воде (ст. 6.5. КоАП РФ);
-нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6. КоАП РФ);
-нарушение требований, предъявляемых к условиям воспитания и обучения (ст. 6.7. КоАП РФ);
-нарушение норм, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 6.8., ст. 6.16. КоАП РФ).

Приходилось ли Вам жаловаться на врача или медучреждение?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
К слову, на моей практике, удавалось привлечь врача к дисциплинарной ответственности за халатное отношение к пациенту. Одну бабушку положили в больницу и три дня к ней не подходили, пока состояние бедняжки не ухудшилось. К счастью, без пагубных последствий.
Только вот, боюсь что им пофигу все это.
Не скажи, некоторые врачи к "этому" весьма ответственно относятся.
Я таких не встречал.
В прошлом году моей маме выписали направление в больницу, стационар. Он находится в райцентре, но мест может и не быть, поэтому сначала поехала я одна. Трясла направлением (приравнена к ВОВ, как вдова инвалида ВОВ), обежала все кабинеты, назначили день. Приехали на такси (350 руб!), т.к. 2 автобуса с больной ногой ей не осилить, да и возраст 88 лет... Мест не было... все мои доводы разбивались об одну фразу - и чего, мест нет.. Пока я не сказала, вытянув руку с телефоном - отказывайте громко, чтобы хорошая запись была для "прямой линии" с ВВП (дело было перед 15.06.18). Когда я спустилась с 4 этажа в приемный покой - маму уже оформляли... Через неделю она идет за направлением... как подготовится, и кому жаловаться. Очень нужен Ваш совет!
К сожалению, такие случаи, увы, не редки. Могу посоветовать только фиксировать каждое нарушение со стороны медицинской организации, желательно на видео-камеру. Вы имеете полное право вести видео-съемку без каких-либо разрешений. В случае нарушений Ваших прав, видео-запись на съемном носителе надо будет приложить к жалобе.
Полезно! Спасибо за Ваш труд!
Теоретически все правильно... Но а кто у нас по-закону живет? НИКТО.
Пример: Инвалид должен получать врачебную помощь? Должен по-закону, а на деле чтобы получить помощь надо написать заявление, 5 часов просидеть в очереди, что бы получить рецепт на медикаменты. А Дальше, самое интересное, Соц. защита отнекивается, они не должны возмещать стоимость лекарств. Медицина, да, вроде бы должна, но надо выиграть тендер на нужные лекарства. А тендер только со следующего года... Соц. страх тоже вроде бы должен предоставлять технические средства, но они заняты дележкой путевок, там же золотое дно.
ВОТ И ПОЛУЧАЕТСЯ ИНВАЛИД ОСТАЕТСЯ ОДИН СО СВОЕЙ БЕДОЙ...
И получается так что инвалид в роли просителя: ПРОСИТ, ПРОСИТ а особенно то никто ничего не дает...