Хасанов Гумер
Хасанов Гумер Подписчиков: 15
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 79

О ДОРОЖНОМ ПРОИСШЕСТВИИ

1 комментарий

Это было последнее дело в производстве Дамира, юриста транспортной компании. Он приехал на работу, как обычно, в половине восьмого утра в первый рабочий день недели. Прошел через КПП, мимо слесарей, которые что-то чинили, кувалдой стучали по швеллеру полуприцепа, сваркой заделывали щели и трещины металлического каркаса машины, образуя вокруг своего рабочего места фонтаны брызг раскаленного металла. Просыпалась рабочая окраина города. Стоял осенний пасмурный день. Юрист прошел в свой кабинет, поздоровался со своим коллегой, сел за рабочий стол, включил компьютер и стал просматривать папки и файлы под общим названием «Возмещение убытков». Пасмурная погода и состояние дел на работе настроения юристу не прибавило. С возмещением ущерба всегда были проблемы, которых не становилось меньше, особенно в период так называемого мирового экономического кризиса. В общей таблице должников цифра перевалила за тридцать из числа юридических лиц. Еженедельно по средам сам босс, хозяин фирмы, заслушивал отчет о проделанной работе, особо заостряя внимание на вопросе о взыскании страховых возмещений. Настроение у босса в последнее время было скверным, несмотря на то, что он стал единственным участником предприятия и всеми дивидендами распоряжался в одиночку. Наверно, еще не прошла боль в плече босса, которое он повредил при падении в бассейн в темном подвале собственного коттеджа. Опять же не без помощи юриста было достигнуто соглашение о выходе из состава учредителей второго участника, который согласился на эквивалентную стоимость его доли в виде транспортных средств. Конечно, босс не был лишен определенных достоинств. Он знал имена всех водителей и номера почти трехсот транспортных средств, удерживал в памяти основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, доходы, расходы, убытки, кредиты и т.д. Однако порадовать его было нечем. Истребовать у страховщиков страховые суммы возмещений в досудебном порядке не представлялось возможным, о чем признавались даже сами эксперты, оказывающие услуги этим страховым компаниям. Только суд в этом споре мог поставить точку. Однако, ввязываться в судебные тяжбы босс не проявлял особого желания. Транспортная компания ежегодно страхует риски, связанные с перевозкой товарных автомобилей, на огромные суммы и при наступлении страховых случаев несет огромные убытки. Досудебный порядок решения этой проблемы не имел перспективы и не устраивал Дамира, как юриста, о чем догадывался босс, который намеками предлагал юристу подумать о дальнейшей работе в компании. Невеселые размышления юриста прервал его коллега, Айрат, который сообщил о произошедшем вчера дорожно-транспортном происшествии (ДТП) в Подмосковье. Сейчас жди вопросов от босса: место ДТП, сумма ущерба, кто виноват, что делать и т.п. Юрист, собрав скудную информацию, ждал звонка от директора фирмы, который не заставил себя долго ждать. Диспозиция директора была следующей: заниматься только этой проблемой, в случае положительного решения юрист получит дополнительный отпуск с последующим увольнением. На этом и порешили.

Через неделю автопоезд был доставлен на территорию автобазы транспортной компании. Первичный осмотр транспортного средства и перевозимого груза всех специалистов привел в состоянии шока. Тягач, полуприцеп и корейские джипы получили серьезные повреждения с левой стороны. Кабина водителя, и особенно полуприцеп, были покорежены основательно, даже снесло левую переднюю стойку полуприцепа. Так же серьезно пострадали четыре корейских джипа. Сумма ущерба составила несколько миллионов рублей. На руках у водителя, кроме справки о ДТП, других документов не было. Ясно, что на месте ДТП сотрудники ДПС виновника происшествия установить не смогли и передали материалы для возбуждения административного дела в территориальный орган дознания. А это около тысячи км от места дислокации автобазы. Для юриста перспектива совершенно безрадостная. Но надо было что-то делать.

Босс, заслушав информацию, изменился в лице, разговаривал сквозь зубы, в интонации сквозило скрытое обвинение в адрес юристов. Обычная практика в коммерческих структурах искать крайнего. Было принято решение - оценить размер причиненного ущерба, получить у сотрудников ДПС постановление об административном правонарушении и собрать необходимые материалы для обращения в страховую компанию за страховым возмещением.

Самым сложным в этом деле оказалось получить у сотрудников ДПС злополучное постановление. Ответ дознавателя, в чьем производстве находилось дело, был непреклонным:

-Постановление получите после административного расследования. А это два месяца сроку.

Дамиру в отличие от хозяина фирмы торопиться было некуда, время работало на него. Наступал последний месяц осени с грязью, мокрым снегом, капризной погодой, характерной для этого времени года. Пережить это время здесь или в другом месте ему было все равно. Он не был новичком в этих делах, имел опыт милицейской службы и даже начинал свою карьеру с инспектора ГАИ. Юридический стаж работы в транспортной компании составлял более четырех лет. Он знал, что многие вопросы можно было решить на личных контактах, но шансы в этом деле были невелики. Времена, да и люди, не те, что было раньше.

Через пару недель участника ДТП пригласили на собеседование в орган дознания.

К этому времени юристом была проведена определенная работа: опрошен водитель, прорисована схема ДТП, определена экспертная организация для проведения дорожно-транспортной экспертизы, подготовлены различные ходатайства и доверенность на представителя и другие мелкие вопросы, касающиеся этого дорожного происшествия. Для полной ясности не хватало документов от дорожно-патрульной службы (ДПС) и органа дознания, которые компания надеялась получить на месте рассмотрения дела.

Вместе с водителем в командировку босс отправил юриста, которому поручил привести недостающие документы для страховщика.

Утром следующего дня Дамир встретился с водителем. Звали его Рамиль. Внешне он мало похож на водителя-дальнобойщика, ростом ниже среднего, сухощавый, говорит с татарским акцентом, по - русски пишет отвратительно. Дамир знал, что босс основательно запугал Рамиля. Ремонт автовоза за счет водителя, никаких командировочных, возмещение ущерба опять же с него, водителя. Хотя, что с него взять. Чисто по-человечески юристу было его жаль, но он не подал виду. Предстояла дальняя дорога и общий настрой должен быть позитивным.

-Привет, дружище. Как дела, настроение? – поздоровался Дамир с водителем.

-Все отлично, гражданин начальник, – в унисон отпарировал ему Рамиль, зная милицейское прошлое юриста.

-Ну, брат, мы еще на воле кажись. Хотя такая воля хуже неволи покажется, - философски заметил Дамир.

-На чем поедем?-спросил он.

-На «Девятке».

-Бандитская машина, однако, – опять поддержал полушутливый тон разговора Дамир.

-Для нашей бригады лучшей машины не нашлось, – ответил Рамиль.

-Сам хозяин на «Лексусе» ездит, рябчиков жрет, – продолжил в том же духе юрист.

-У каждого свой ослик и своя тропа к водопою, – вдруг неожиданно философски подвел итог словесной перебранке Рамиль.

Водитель сел в автомобиль, запустил мотор привычным поворотом ключа зажигания и они поехали вдвоем по хорошо известному ему маршруту.

Путь предстоял дальний, к утру следующего дня должны быть на месте. Дорога была мокрая от падающих снежинок, которые, долетев до полотна дороги, превращались в капельки воды. Дамир не первый раз выезжал на места происшествия вместе с водителями по различным обстоятельствам. Так сложилась практика взаимодействия с сотрудниками государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), что без представителя транспортной организации самые важные документы, включая изъятые водительские удостоверения, водителям они не возвращали.

Впереди автомобиля извивалась змейкой дорога, указывая направление движения, местами сужаясь до размеров ленты, а то и неожиданно, раздваивалась на два отдельных ручейка. Из салона движущегося автомобиля было хорошо видно, как отечественные дороги пересекали города, селения, леса и поля. Неважно какие, эти дороги, хорошо, что они есть.

Рамиль уверенно вел автомобиль, временами закуривая сигарету и вспоминая свою шоферскую жизнь. Стаж дальнобойщика более тридцати лет, еще в советские времена объехал весь Союз. Работал водителем в «СовТрансАвто», бывал в Узбекистане, Закавказье, Сибири, Москве и Ленинграде. От его рассказа веяло некоей ностальгией по тем безвозвратно прошедшим временам. Было видно, что он любит свою профессию и ничего менять не хочет. Чем больше он рассказывал о себе, тем большей симпатией проникался к нему юрист. В адрес других участников движения отпускал остроумные прибаутки, используя шоферской жаргон, рассказывал различные байки. Было забавно от него это слышать. Водителей легковушек на трассе он называл «Ботаники», автомобиля МАЗ – «Мазурики», автомобиля КамАЗ – «Потомки Чингис хана», дорожников – «Террористами», ухабистую дорогу - «Стиральной доской».

-Смотри, впереди образовался начальник колонны, а тут еще шахматист игру затеял, - выдал целую тираду Рамиль, показывая в сторону грузовика «КамАЗ».

-Что это значит? – поинтересовался Дамир.

-Я хотел сказать, впереди колонны медленно в гору движется КамАЗ с прицепом, а водитель легковушки создает препятствия, перестраиваясь из одного ряда в другой, – деловито пояснил Рамиль.

Люди труда, простые работяги, Дамиру всегда импонировали за свою простоту, бесхитростность, умение работать головой и руками, за отсутствие гибридных понятий, нередко присущих новоявленным бизнесменам.

Постепенно перешли к теме о дорожном происшествии. Юриста больше интересовали тонкости этой дорожной аварии. При подъезде к месту совершения ДТП сделали остановку и внимательно обследовали участок дороги. Место происшествия представляло из себя извилистый участок автодороги Дмитровско - Ярославского направления. Со слов Рамиля, груженный автовоз двигался по своей полосе в направлении Ярославского шоссе с поворотом направо, навстречу ему двигался автомобиль «УРАЛ», а за ним легковой автомобиль ВАЗ - 2107. Рамиль уже разъехался со встречным автомобилем «УРАЛ» кабинами, как вдруг он почувствовал удар слева в области полуприцепа, и сразу стал тормозить. При этом полуприцеп занесло на полосу встречного движения. После чего, прекратив торможение и нажав на педаль газа, он сумел выровнять автопоезд и, вернув полуприцеп на полосу своего движения, остановил автомобиль у края проезжей части дороги. Интересно, какую версию расскажет водитель автомобиля «УРАЛ»? Об этом можно будет узнать только на собеседовании.

До места встречи оставалось не более сотни километров, и юристу необходимо было сосредоточиться на своей позиции защиты. В голове мелькали разные доводы и аргументы, которые хотелось высказать дознавателю во время назначенной беседы. Понятно, что весомым аргументом в этом деле может быть дорожно-транспортная экспертиза, которой еще не было. Дамир, кроме юридического, имел высшее техническое образование. Он стал сосредоточенно вспоминать законы механики, а точнее, какие силы могли воздействовать на движущееся транспортное средство, а также, что могло произойти с транспортными средствами при их столкновении. В голове стал прорисовать схемы взаимодействия сил и искать результирующую силу, которая должна быть направлена либо к центру вращения (извилистый участок – это часть кругового движения) либо от нее. Но решить эту задачу в салоне движущегося автомобиля он окончательно не мог, хотя верил, что нашел решение этой задачи.

Прибыв на место назначения за три часа до встречи с дознавателем, пока отдыхал подуставший водитель, Дамир взял чистый лист бумаги и стал чертить на нем схемы, выискивая технический результат. Через час картина происшествия для него стала ясной, как белый день. Он нарисовал три схемы взаимодействия сил: до столкновения, в момент столкновения и после столкновения транспортных средств. Откинулся на спинку пассажирского кресла, облегченно вздохнул и подумал удовлетворенно: «Черт возьми, я, как инженер, чего - то еще стою!». Из описания этих схем следовало, что на извилистом участке дороги при повороте направо результирующая сила, образованная от сложения сил, действующих на автопоезд, прижимала его к правой обочине дороги, а после касательного удара передним бампером и левой частью фургона автомобиля «УРАЛ», двигавшегося во встречном направлении, результирующая сила, образованная от сложения всех сил, действовавших на автопоезд, стала выталкивать полуприцеп на полосу встречного движения. Водитель путем плавного торможения выправил автопоезд и вернул полуприцеп на свою полосу движения. Конечно, этот аргумент требовал экспертного подтверждения, но вместе с тем юристу стало ясно, что водитель транспортной компании не виновен и об этом необходимо было сообщить дознавателю. Описание схем совпадало с объяснением водителя Рамиля. Дамир из своей богатой юридической практики давно уже уяснил, что там, где работают законы математики – там истина, там правда. Для него это правило стало своего рода критерием оценки любых жизненных обстоятельств. Жаль, что далеко не все юристы сильны в математике и практически редко используют математические формулы и законы в своих доводах, подумал он. Вместе с тем через пару часов юристу предстоял серьезный разговор с дознавателем ГИБДД.

Здание полка ГИБДД, где находился кабинет дознавателя, представляло неприступную крепость. Двери между этажами и отдельными подразделениями на этажах закрыты на замок. В помещении группы разбора, как обычно, столпотворение озабоченных людей. Мысль о том, чтобы пройти в кабинет руководства и, представившись отставным офицером милиции, поговорить о своей проблеме, сразу отпала. Надо рассчитывать исключительно на себя. Пробившись через толпу людей в кабинет дознавателя, Дамир вместе с водителем оказался в тесном кабинете, где он увидел, сидевших у стены возле окна двух офицеров, а у входной двери, прижавшись друг к другу, стояли еще три участника злополучного происшествия. Дознаватель, установив личности присутствующих и их полномочия, приступил к процедуре административного расследования, предоставив каждому участнику ДТП и их представителям возможность пояснить обстоятельства происшествия и высказать свою позицию по данному делу. Когда очередь дошла до Дамира, он, немножко волнуясь, высказал все, что задумал сказать заранее, принес ходатайство о приобщении к материалам дела нарисованные им схемы с выводами, ходатайство о назначении дорожно-транспортной экспертизы. Присутствующие участники дорожного происшествия оказались без юридической поддержки, что, с одной стороны, обрадовало Дамира, а с другой стороны привело в недоумение, учитывая сложность рассматриваемого дела. Водитель автомобиля «УРАЛ» все отрицал и настаивал на своей позиции, что водитель автопоезда выехал на полосу встречного движения и создал ему препятствие. Каких-либо ходатайств им заявлено не было. Его позицию поддержали и другие участники ДТП, водитель и пассажир автомобиля ВАЗ - 2107, как оказалось, сотрудники отдела вневедомственной охраны, земляки водителя товарного автомобиля «УРАЛ». Юрист только потом поймет, какую они сыграют роль в этом деле.

Срок административного расследования еще не истек, в связи с чем, дознаватель сообщил, что окончательное решение и все необходимые документы от ГИБДД участники происшествия получат позднее. Юрист надеялся на принципиальное и справедливое решение. Особенно его подбодрило, когда он заметил реакцию дознавателя на комплимент, что сотрудники ГИБДД должны хорошо знать механику, в частности схему сил, действующих на движущееся транспортное средство.

Постановление по делу об административном расследовании в адрес компании пришло по почте и вызвало недоумение у всех заинтересованных лиц. Дамир, внимательно ознакомившись с содержанием всех документов, нашел много неточностей и противоречий в них, но самым парадоксальным выводом дознавателя было то, что водитель автовоза, двигаясь в направлении Ярославского шоссе, не обеспечил постоянного контроля за движением транспортного средства и в результате заноса полуприцепа совершил столкновение со встречной автомашиной «УРАЛ», но в действиях водителя автовоза состава правонарушения не установлено. С такой формулировкой рассчитывать на страховое возмещение не было никаких шансов.

Состоялся неприятный разговор с боссом, который напомнил о понесенных расходах на бесполезную поездку, говорил, что его теоретические рассуждения и выводы не интересуют, а нужен реальный результат. В последнее время он часто говорил о деньгах, долгах, кредитах и т.п. Молодой коллега, Айрат, явно не желая остаться один с неубывающими юридическими проблемами, еще надеялся на примирение между Дамиром и боссом. Однако для самого Дамира все было ясно, однако с подпорченной репутацией он уходить не хотел. Было принято решение обжаловать решение органа дознания, для чего продолжили работу с экспертной организацией. Результаты проведенной дорожно-транспортной экспертизы подтвердили выводы юриста.

Состоявшийся вскоре суд отменил решение органа дознания и согласился с доводами юриста компании. Дамир был уверен в положительном результате, но все-таки не обошлось без интриги. В ходе рассмотрения дела было обнаружено, что в материалах дела появилась еще одно экспертное заключение от некой столичной экспертной организации с выводом о том, что столкновение транспортных средств произошло на стороне движения автомобиля «УРАЛ». Каких-либо схем, расчетов, фотоизображений экспертное заключение не содержало, а состояло исключительно из теоретического описания процесса движения и столкновения транспортных средств. Природа происхождения этого заключения Дамиру стала понятной, когда он вспомнил участников ДТП на автомобиле отдела вневедомственной охраны. Без их вмешательства здесь не обошлось. Босс остался доволен решением суда и свое обещание сдержал.

После увольнения Дамир зашел в отдел кадров за трудовой книжкой. Шел снег крупными хлопьями, приближался Новый год. Автомобиль Дамира стоял за воротами автобазы, дожидаясь своего хозяина. Прошел еще один год трудовой жизни, и, кажется, не напрасно. Он заслуженно считал себя специалистом в делах по автопроисшествиям и надеялся, что в случае какого-либо ЧП, его автомобиль будет надежно защищен. В его голове кружились разные мысли, почти, как падающие снежинки в лучах тускнеющего солнца. Он тешил себя мыслью, что в стенах этой компании он давно себя перерос и, наконец, его давняя мечта заняться индивидуальной деятельностью, как никогда была близка к цели. «Юрист, если он только юрист, жалкая вещь» - вдруг он вспомнил крылатое изречение Мартина Лютера, которое с некоторых пор стало его излюбленным выражением. С великим философом трудно было не согласиться, успокаивал себя Дамир.

1 комментарий
Понравилась публикация?
/
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Трагедия в Нижегородской области: 11-летний мальчик перебегал дорогу, и его дважды переехали автомобили, за рулём которых были женщины.

Сначала его сбила Kia Carnival, а потом на него уже лежачего наехала Kia Soul и протащила под днищем несколько десятков метров.
00:23
Поделитесь этим видео

У 76-летней женщины мошенники выманили 500 тыс. рублей, но поживиться (на свою голову) удалось таксисту…

В Кузбассе в небольшом городе Белово пенсионерке с незнакомого номера поступил звонок. Мужчина сообщил 76-летней женщине, что он сотрудник правоохранительной структуры. Не позволяя пожилой женщине опомниться,

Подростки на багги протаранили толпу людей в подмосковном посёлке Тучково

По словам несовершеннолетнего водителя, его транспорт "само занесло". По данным региональной прокуратуры, в результате ДТП пострадали две женщины 19 и 64 лет, они доставлены в медучреждение.
01:21
Поделитесь этим видео

Как страховые делают вид, что бампер стоит 3000 рублей — и что с этим делать

Если вы хоть раз попадали в ДТП, то знаете этот квест: сначала авария, потом экспертиза, потом — долгожданная СМС от страховой. И вот вы стоите рядом с помятым бампером, с этой цифрой в телефоне и чувством,...