ПАВЕЛ
ПАВЕЛ Подписчиков: 436
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 330

Медицинское страхование - это «узаконенное мошенничество»

6 дочитываний
4 комментария
Эта публикация уже заработала 0,55 рублей за дочитывания
Зарабатывать

«Задача заключается в том, чтобы работал именно страховой принцип, чтобы возросла

ответственность человека за своё здоровье, появились финансовые стимулы к здоровому образу жизни…».

Путин В.В.

Государственные чиновники совершили невиданную по масштабам и дерзости манипуляцию общественным сознанием, позволившую подменить общепринятые положения в сфере обязательного медицинского страхования на изобретенные ими схемы «пиления» бюджетных средств. Вот уже третье десятилетие система финансирования здравоохранения зиждиться на исковерканных ими страховых моделях. В выигрыше оказались финансовые посредники - фонды ОМС и частные страховые организации, которые все эти годы, безмятежно присваивают денежные средства, направляемые государством на бесплатное лечение населения.

Основные модели финансирования здравоохранения, принятые в мире

В цивилизованной Европе применяются две основные модели финансирования здравоохранения: одна базируется на социальном страховании (О. Бисмарка), другая – на бюджетном финансировании (У. Бевериджа). Для богатых граждан они дополнены индивидуальным страхованием, осуществляемым за счет их личных средств. В Великобритании, например, всего лишь около 12% жителей пользуются услугами частных страховщиков. В США, напротив, преобладает частное медицинское страхование: «США — единственная промышленно развитая нация, которая не гарантирует своим гражданам универсальной и всеохватной системы медицинского страхования».

Медицинское страхование по модели Бисмарка (Германия, Австрия, Бельгия и др.) основано на социальной солидарности наемных работников, которые аккумулируют денежные взносы в «товариществах взаимного страхования». В этих товариществах представители работников и работодателей сами определяют размеры страховых тарифов, формируют политику по созданию медицинской инфраструктуры, контролируют движение принадлежащих им средств. Государство осуществляет лишь правовое регулирование, обеспечивая законность [1].

«Бевериджская система» здравоохранения (Великобритания, Швеция, Дания и др.) возникла под влиянием идей Н.А.Семашко, реализованных в СССР. Её характеризуют государственное бюджетное финансирование и государственное управление - «всеобщий охват населения услугами здравоохранения, финансирование из средств общего налогообложения, контроль со стороны парламента и управление правительственными органами»[2]. Уместно напомнить, что советские методы лечения высоко котировались на международном уровне: совещание под эгидой ВОЗ в 1978 г. признало нашу первичную медико-санитарную помощь одной их лучших в мире[3].

«Страхование» в ельцинской России

«Закон о медицинском страховании граждан в РСФСР» приняли в 1991 году на пике союзного и республиканского противостояния, в нарушение Конституции СССР и РСФСР. Задача сепаратистов заключалась в установлении «республиканского» налога в виде сборов на обязательное медицинское страхование с предприятий союзного и союзно-республиканского подчинения, расположенных на территории РСФСР… И не более того... Идеологию страхования скопировали с американской модели, действующей в конкурентной среде, при развитой системе частных медучреждений, страховых компаний и высоких доходах населения (коих у нас не было, и нет).

Договоры страхования должны были заключаться напрямую между страхователями (предприятиями, органами власти, гражданами) (ст.2) и медицинскими страховыми организациями (ст.4), соответственно - медучреждениями (ст.15). Создание каких-либо финансовых посредников, например, государствен-ных фондов обязательного медицинского страхования (фондов ОМС) не предусматривалось! Советам народных депутатов предписывалось организовать «государственные фонды здравоохранения» для финансирования «материально - технической базы учреждений здравоохранения» и «учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях» (ст.11). Через два года выяснилось, что привезенная из США система в России не работает, а отечественная медицина стремительно разваливается.

Критическая ситуация в здравоохранении заставила Верховный Совет РФ постановлением от 24.02.93 г. N4543-1 восстановить централизованное распределение бюджетных ресурсов с помощью наспех изобретенных «фондов ОМС», за которыми закрепили средства госказны «на праве оперативного управления». Для поддержания иллюзии «рыночного страхования» законодатели сохранили ставшие ненужными страховые организации, но упразднили предусмотренные в законе «госфонды здравоохранения», переложив инвестирование медучреждений на государственные и дефицитные муниципальные бюджеты. Так возникла «двухканальная система финансирования», благодаря которой деньги из казны стали утекать к финансовым посредникам по двум каналам - через бюджеты и «фонды».

Аудитор Счетной Палаты РФ, д.э.н. Агапцова С.А. пишет: «С самого начала функционирования государственных внебюджетных фондов не был принят федеральный закон, регламентирующий порядок их создания, деятельности и ликвидации»[4]. Бюджетный кодекс РФ (ст.143) требовал от законодателей принятия отдельного федерального закона, уточняющего правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации этих фондов. Однако данную статью кодекса долго игнорировали, а в 2007 году – упразднили. В принятом в 2010 году законе "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" законодатели в очередной раз обусловили, что правовое положение фондов ОМС будет определяться федеральным законом о государственных социальных фондах, но закон так и не приняли. Сегодня «фонды ОМС» не включены в Общероссийский классификатор организационно-правовых форм, и не имеют правового статуса (!). Причина этого казуса - нелегитимная передача «фондам» государственной собственности (казны).

Мифические «фонды ОМС» официально именуются «государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями», хотя юридически не являются ни фондами[5], ни органами государственного управления[6], ни госучреждениями[7] ни некоммерческими и ни финансово-кредитными организациями[8,9]. Согласно статьям 120 и 296 ГК РФ правовой режим распоряжения денежными средствами со стороны «фондов» определяться как "оперативное управление". Но, в соответствии со ст. 214 ГК РФ, государственную казну должны составлять средства бюджета, не закрепленные за госпредприятиями и учреждениями. В связи с этим возникает коллизия: после акта «закрепления» за фондами бюджетных средств, эти деньги перестают быть государственной казной[10]. Данное обстоятельство и определяет нецелевое использование бюджетных денег в этой сфере.

Специалисты в области социального страхования расценивают передачу госказны «фондам ОМС» как стратегический просчет: «Среди препятствий для формирования подлинной страховой системы выделяется правовая норма, согласно которой средства социального страхования являются «государственной собственностью»… Это по самой своей сути неверное представление приводит к деформации всего круга правоотношений в данной сфере…Экономическая и правовая природа этих средств определяет безальтернативную трактовку вопроса о собственности: это собственность застрахованных работников»[11]. По нашему разумению, передача госказны субъектам, не имеющим организационно-правовой формы, является государственным преступлением.

Бывший руководитель «Ингосстраха» Григорьев А.В. считает: «В том виде, в каком оно реализовано сейчас в России, ОМС не может быть страхованием. ОМС является распределением, зачастую коррупционным, государственных бюджетных ресурсов». Д.м.н. и к.ю.н. Тихомиров А.В. пишет: «В отечественном варианте медицинское страхование изначально лишено структуры отношений страхования»[12]. Президент ассоциации врачей частной практики Каменев А.В. заявил: «на смену госсистеме пришло «монструозное» образование».

Академик РАН и бывший президент РАМН Давыдов М.И. прямо называет эти действия преступными: «В России модель медицинского страхования извращена. Такого нет нигде в мире. Средства, собранные с налогоплательщиков, аккумулируются в государственный фонд. Тот заключает договоры с частными компаниями для оплаты работы собственных государственных учреждений. Это узаконенное мошенничество! Треть выделяемых денег уходит на содержание страховых компаний, а вовсе не на лечение больных»[13].

Юридические химеры, пожирающие казну

В законодательном поле РФ орудуют псевдоюридические образования, полномочия которых не соответствует положениям конституционного, гражданского, административного и финансового права. Так, Федеральный фонд ОСМ (далее - ФФОМС) открыто дублирует функции Минздрава РФ (по развитию медицины) и Минфина РФ (по выравниванию финансовой обеспеченности регионов в части здравоохранения). Он издает акты нормативно-правового регулирования, обязательные для исполнения органами власти, медучреждениями и страховыми организациями, хотя органом государственного управления не является. Госплановскими методами он распределяет государственные деньги по регионам…. Территориальные фонды (далее - ТФОМСы) в нарушение ст.71 Конституции России (предусматривающей исключительное ведение РФ в вопросах «федеральных сборов») подменяют налоговые органы по сбору страховых платежей и распределяют собранные (и полученные сверху) средства между страховыми медицинскими организациями. В вопросах организации лечебной работы и финансирования медучреждений они дублируют функции региональных органов здравоохранения и финансов.

Из финансового оборота здравоохранения ежегодно выпадает более 100 миллиардов рублей, которые депонируются «фондами» в коммерческих банках «на случай возникновения критических ситуаций» (запасы достигают среднемесячного размера поступлений на очередной год). Например, в бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края на 2014 год они составили 4,78 млрд. Рублей или 12,4% годового объема фонда. Эти «временно свободные денежные средства» используются «вовсе не на лечение больных», а для извлечения прибыли. Например, в 2009 году Федеральный фонд передал в бюджет Московского ТФОМСа «на нужды страхования» 2,27 миллиарда рублей, которые затем «перекачали» на банковские депозиты (доход от размещения в банке «временно свободных средств» за год составили 0,35 млрд. Рублей [14]). Общая величина этого депозита превосходила затраты на медицинскую помощь каждого пятого субъекта федерации (например, Псковской, Новгородской, Костромской, Орловской областей, где смертность от заболеваний превысила московские показатели в 1,2-1,7 раза) [15].

Страховые медицинские организации (далее - СМО) являются такими же «юридическими обманками», поскольку, на самом деле, страховыми операциями не занимаются, а лишь собирают заявки на «псевдострахование», перекачивая госсредства из фондов ОМС в медучреждения и получая за это комиссию около 15% средств, предназначенных для оказания бесплатной медицинской помощи. Долгие годы СМО создавали «резервы оплаты медицинских услуг», «запасной резерв», «резерв финансирования предупредительных мероприятий». В пассивах балансов этих организаций на один рубль, вложенный учредителями, приходится до 25 рублей, принадлежащих государству[16]. Страховые компании являются «идеальными насосами» для «прокачки» денег за рубеж. По данным ЦБ РФ страховщики разместили за рубежом 105,6 миллиарда рублей [17]. О «рисках отмывания грязных денег - как угрозе развитию страхового рынка» докладывал начальник управления Росфинмониторинга Чернов В.В.. Смешно сказать, но по российскому законодательству эти частные страховые компании отнесены к «некоммерческим организациям» (!).

В 2006-2008 годах из федерального бюджета в систему ОМС на доплаты к заработным платам участковых терапевтов, педиатров, врачей общей практики и младшего медицинского персонала перечислили 51,9 миллиардов рублей, из которых около 4,3 млрд. Рублей «осело» в фондах [18]. Всего на содержание исполнительных дирекций «фондов» и СМО государство тратит до 20 млрд. Руб. в год[19], при этом зарплаты медработников были на четверть ниже, чем в среднем по экономике, и наполовину меньше, чем в страховании.

По данным Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования, «исключение страховых медицинских организаций из цепочки доведения финансовых средств до медицинских учреждений и ряд других мер позволят сэкономить внутри отрасли, как минимум, 200 млрд. Рублей». По нашим оценкам, ликвидация фондов ОМС позволит дополнительно высвободить около 120 млрд. Рублей.

«Финансовые стимулы к здоровому образу жизни» … вместо реальных денег

До 1998 года в нашей стране отсутствовала методология формирования программ обязательного медицинского страхования, так как подписанная в 1992 г. г-ном Бурбулисом «Базовая программа» не соответствовала Федеральному закону от 2 апреля 1993 г. N 4741-1 «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР». Не имея подушевых нормативов финансирования, нормативов по объемам лечебно – профилактической помощи, критериев качества медицинской помощи, методических рекомендаций по формированию и экономическому обоснованию территориальных программ – ТФОМСы и СМО занимались финансово-кредитными операциями вместо финансирования медучреждений. На момент дефолта (17.08.98 г.), по данным Счетной палатой РФ, «фонды» и СМО вложили в депозиты банков и ценные бумаги до миллиарда рублей [20].

К 1997 году количество заболеваний крови и кроветворных органов возросло в 2,3 раза, заболеваемость наркоманией - 5,8 раза, сифилисом (!) - в 44 раза[21]. По оценке правительства, причина заключалась в том, что: «размеры финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не обеспечивают население бесплатными медицинскими услугами»[22]. К 2005 году хронический финансовый дефицит системы обязательного медицинского страхования составил половину от выделяемых финансовых средств, а финансирование Базовой программы обязательного медицинского страхования находилось на уровне 40% [23]. Смертность населения превысила среднемировые значения в 1,5 раза, европейские - в 2 раза. По смертности в трудоспособном возрасте страна откатилась к периоду царской России [24].

В 2011 году стартовала программа «модернизации здравоохранения», призванная «повысить качество и доступность медицинской помощи застрахованным лицам». За три года её реализации поступления средств в Федеральный фонд ОМС возросли в 10,8 раза, в территориальные фонды ОМС – 2,1 раза, в страховые медицинские организации - в 2,4 раза. Объем денег на содержание дирекций федерального фонда увеличился в 2,3 раза, территориальных - на 37 %, страховые премии поднялись с 476,2 млрд. Руб. до 1 триллиона 145,4 млрд. Рублей [25]. Вложения страховщиков в активы за рубежом выросли в 1,7 раза, а объемы средств в банках, кредитных и финансовых организация организациях - в 1,4 раза[26].

За эти три года в России сократилось: количество больниц и больничных коек; станций (отделений) скорой помощи; фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов; организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь; противотуберкулезных, онкологических, кожно-венерологических, психоневрологических и наркологических диспансеров. Уменьшилось: число профилактических осмотров взрослых и детей; госпитализированных больных; количество врачей педиатров, психиатров, наркологов. Возросла заболеваемость: по болезням системы кровообращения, органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы, новообразованиям, нарушениям обмена веществ [27].

К уровню 1990 года заболеваемость сифилисом увеличился в 5,3 раза, активным туберкулезом - в 1,8 раза, число больных с психическими расстройствами и расстройствами поведения, которым оказывается консультативно-лечебная помощь, выросло в 3,4 раза[28]. ООН называет Россию эпицентром мировой эпидемии ВИЧ: «за 2015 год добавилось более 100 тысяч новых случаев». Ежегодно один миллион трудоспособных граждан и сто тысяч детей погибают или становятся инвалидами [29]. Почти каждый десятый гражданин стал инвалидом, а общая численность этой категории населения возросла в три раза [30]. «По уровню смертности нашими соседями являются Нигер, Свазиленд и Сомали, а в Кении, Эфиопии, Танзании, Конго, Уганде, смертность даже ниже, чем в России»[31].

В Обращении к Федеральному Собранию президент Путин В.В. в 2013 году заявил: «Сегодня функция ОМС, по сути, сводится к "прокачке денег" …». С 2000-го года через систему ОМС «прокачали» более 5 триллионов рублей, из них свыше триллиона рублей «осело» у страховщиков.

Вместо заключения

Выгодополучателями от указанных «реформ» стали руководители фондов ОМС и хозяева страховых компаний. Не исключением является и бывший председатель Совета директоров коммерческого банка, впоследствии советник трех президентов РФ по социальным вопросам, председатель Пенсионного фонда, министр Минздравсоцразвития и «видный российский дипломат» г-н М. Зурабов. Еще в СССР он «прокачивал» через корреспондентский счет своего банка бюджетные средства на ликвидацию аварии на Чернобыльской АЭС и конверсию оборонных отраслей промышленности. Созданная им в 1992 году страховая компания ЗАО «МАКС» неизменно побеждает во всех тендерах госструктур. Общее число застрахованных за государственный счет сотрудников ФТС, ГУВД, СК при прокуратуре РФ и ФСО превышает 200 тыс. человек. ЗАО «МАКС-М» занимает в России 1-ое мест по объемам ОМС, а руководительница страховой компании входит в список «богатейших женщин России».

Сторонники «гражданских инициатив» г-на Кудрина подготовили программу «Стратегия охраны здоровья населения в РФ», в которой предлагают «отказаться от ничего не гарантирующей Программы государственных гарантий, платной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, неэффективной и затратной модели ОМС и перейти на государственно-бюджетную модель финансирования, как более экономичную и прозрачную»[32]. Однако в этом документе не ничего говорится о «финансовой политике», которая привела к нынешнему состоянию. По мнению доктора медицинских наук, профессора П.А. Воробьева, проводимая политика «направлена на уничтожение населения страны».

4 комментария
Понравилась публикация?
1 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 4
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Деньги мы платим, а куда они идут абсолютно непонятно _интересная тема.

+4 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

И я про то... Пользуются медицинскими услугами кучка отщепенцев..

Я в больнице говорю, если у Вас нет врачей, давайте мне направление в МАскву. В Москву не дают, а потому что Мед. страху за мое посещение Москвы надо платить фонду... А если за меня заплатят, себе любимым меньше достанется.

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
09.05.2019, 15:23
Нижний Новгород

Долой все эти фонды! Они выделяют деньги на "раскручивание" коммерческих структур. Откуда бы взялись деньги на все платные медицинские учреждения? Так и фонды капремонта финансируют строительные организации, которые продают населению жильё.

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
09.05.2019, 16:07
Владивосток

Это развод нас на бабки и не понятно мне помой у врач ещё разводят кормушку типо им очень напряжно пару слов нам сказать сколько это стоит))

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Как пополнить бюджет казны?

Налоговые мытари, ненародные неизбранники уже не знают как изголиться чтобы ободрать чернь до кровавого мяса, вытрясти из народа последние гроши. А вот богатых они не трогают, ибо сами не бедные.

Из-за повышения налога на добавленную стоимость с 20 до 22% плата за свет поднимется уже с января 2026 года. Сообщение ФАС.

Федеральная антимонопольная служба представила свежий проект нормативного акта, который пересматривает максимально допустимые и минимально приемлемые расценки на электроэнергию для населения.

Первый отечественный мессенджер MAX

В России запустили национальный мессенджер МАХ, разработанный в рамках реализации проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства». Часть жителей России уже подключилась к российскому приложению,
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы