Хасанов Гумер
Хасанов Гумер Подписчиков: 15
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 79

ЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ФОРМИРОВАНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

4 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,50 рублей за дочитывания
Зарабатывать

ЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ФОРМИРОВАНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Доказательственное рассуждение включает три взаимосвязанных элемента:

-Тезис;

-Аргументы (доводы и основания);

-Демонстрация.

Тезис доказательства – это суждение, истинность которого обосновывают в процессе доказательства.

При этом следует соблюдать два логических правила:

-тезис должен быть логически определенным, ясным и точным (мысль, выраженная различными словесными формами, должна содержать одно и то же понятие – смысл);

-запрещается изменять тезис в процессе данного рассуждения (подмена заявленного тезиса новым, доводы к человеку – к его персональным качествам или публике – психологическое воздействие на чувства людей, логическая диверсия – игра понятиями).

Аргументы (доводы или основания) – это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывают тезис (фундамент доказательства).

В качестве аргументов могут выступать суждения, законы и закономерности (положения и нормы законодательства), аксиомы (общеизвестные факты, не требующие доказательств), удостоверенные факты (акты, протоколы, экспертизы), т.е. истинные положения, не вызывающие сомнения. Аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса. Аргументы не должны быть противоречивыми. Аргументы должны быть достаточными (но не избыточными). Аргументы должны быть логически связаны с конечным выводом (тезисом доказывания).

Ошибки истинности, доказанности и достаточности аргументов:

-принятие за истину ложного аргумента (несуществующего факта);

-недостаточная глубина и широта изучения источников информации;

-использование недоказанных, произвольно взятых положений и предположений;

-отсутствие тщательно обоснованных аргументов (не в смысле их количества, а весомости и убедительности).

Демонстрация - это логическая связь между аргументами и тезисом (аргумент – основание доказательства, а тезис – логическое следствие).

Продемонстрировать – значит показать, что тезис логически следует из принятых аргументов по правилам умозаключений.

Дедуктивное умозаключение – подведение частного случая под общее правило.

Индуктивное обоснование – логический переход от аргументов, в которых содержится информация об отдельных фактах, к тезису, обобщающему эти факты.

Демонстрация в форме аналогии (подобие) – обоснование тезиса, в котором утверждается о свойствах единичного явления (предмета) с помощью аргументов, содержащих информацию о другом единичном явлении (предмете), сходных с первым в существенных признаках.

Если два единичных предмета сходны в одних определенных признаках, то они могут быть сходны и в других определенных признаках, обнаруженных в одном из сравниваемых предметах.

При дедуктивном способе обязательно точное описание или определение исходного теоретического или эмпирического положения (точное изложение положений нормативных документов, судебных решений ВС, ВАС РФ), имеющих значение для обобщающих выводов.

При индуктивном способе, когда в качестве доводов используются фактические данные со ссылкой на конкретные решения, описанные в источниках информации (акт, экспертиза, протокол).

Индуктивный способ аргументации менее достоверен, чем дедуктивный.

Аргументация в форме аналогий применяется при уподоблении единичных фактов и явлений (событий). Аналогия состоятельна лишь тогда, когда два предмета (объекта, события) сходны между собой не в любых, а в существенных признаках.

Ошибки в демонстрации связаны с отсутствием логической связи между аргументом и тезисом (ошибка мнимого следования).

Ошибки мнимого следования:

-аргумент к выгоде (так выгодно в моральном, политическом или экономическом отношениях);

-аргумент к состраданию (взывание к жалости, человеколюбию и состраданию);

-аргумент к авторитету (ссылка на авторитетную личность).

Основные способы доказательства:

-прямое доказательство, в котором тезис обосновывается аргументами без использования противоречащих тезису допущений (одним умозаключением, известными фактами);

-косвенное доказательство, в котором истинность тезиса обосновывается с использованием противоречащего тезису допущением (антитезиса путем установления его ложности). Установив, что антитезис является ложным, доказываем истинность выдвинутого тезиса.

Исходя из изложенного, следует знать законы, применяемые при доказывании:

-закон тождества: предмет доказывания должен лежать в пределах одного рассуждения и оставаться неизменным, т.е. А=А.

-закон исключения третьего: из двух противоречащих друг другу суждений одно из них ложное, а другое истинно, третьего не дано. Есть либо В, либо не В.

-закон достаточного основания: всякая истина должна быть обоснована путем отделения истинного от ложного, и привести к верному выводу.

-закон причинно-следственной связи: суть в умозаключении от причины к следствию, когда причина известна, из нее выводится следствие.

ЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА (МЕТОДЫ) ОПРОВЕРЖЕНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Опровержение – логический прием, при котором устанавливается ложность или недоказанность выдвинутого положения (тезиса). Опровержение в виде умозаключений направлено против тезиса, аргументов и связи между ними.

Критика тезиса состоит в том, чтобы показать несостоятельность (ложность, или ошибочность) выдвинутого тезиса.

При этом применим прием «сведения к абсурду» по схеме: допускаем истинность выдвинутого тезиса и выводим логически вытекающее следствие. Ложное следствие всегда свидетельствует о ложности их основания (тезиса).

Критика аргументов состоит в том, чтобы показать сомнительность или ложность аргументов, неточность изложения фактов, сомнение в авторитетности эксперимента, приведенных в обоснование выдвинутого тезиса (необоснованность аргументов).

Критика демонстрации (критика связей между аргументами и тезисом) состоит в том, чтобы показать отсутствие логической связи между аргументами и тезисом (выдвинутый тезис не вытекает из аргументов).

Понравилась публикация?
/
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Бес попутал. Подросток, который пытался изнасиловать 10-летнюю девочку в Екатеринбурге может избежать наказания

Подросток, который в Екатеринбурге пытался изнасиловать 10-летнюю девочку скорее всего избежит наказания. Все произошло 2 декабря этого года в микрорайоне ЖБИ, когда девочка возвращалась домой.
00:55
Поделитесь этим видео