Минфин России берет под контроль самые долговые регионы страны.
Расходы и займы будут внимательно отслеживаться.
Псковская область находится в долговой красной.
В условиях, когда российские государственные финансы находятся в тяжелом состоянии, правительство переходит к более жесткому контролю над региональным долгом, наращивание которого едва не привело к кризису всего два года назад.
Комитет Госдумы по бюджету и налогам поддерживает предложение Минфина об ужесточении контроля за расходами и долгами регионов в рамках масштабной реформы финансового контроля, которая проводится с момента застоя экономического роста в 2013 году.
Налоговая система была пересмотрена, и налоговая служба дала новую ИТ-систему, которая позволила увеличить налог на 20 процентов в 2018 году, несмотря на то, что налоговая нагрузка осталась в основном той же. Также расширены полномочия Счетной палаты, которую сейчас возглавляет бывший министр финансов Алексей Кудрин, и дано разрешение на проверку региональных финансов. И ИТ-революция продолжается, поскольку IBS, ведущая программная компания России, вводит региональные казначейские операции в облако и значительно повышает их эффективность, как сказала генеральный директор IBS Светлана Баланова в эксклюзивном интервью интервью в прошлом году.
Региональный долг раздувался в годы "Тихого кризиса" до такой степени, что некоторые регионы имели расходы на обслуживание долга, равные всем их доходам. В то же время стесненное в средствах правительство урезало кредиты и выплаты регионам.
Проблема регионального долга никуда не денется, поскольку, по оценкам Минфина, в ближайшие три года долг региона вырастет в 1,3 раза-с нынешних 2,2 трлн руб. ($33,2 млрд) до 2,9 трлн руб. Об этом 18 февраля сообщил "Интерфакс" со ссылкой на сообщение Минфина, подготовленное к заседанию Комитета Госдумы по бюджету и налогам.
В этой презентации Министерство разделило регионы на три категории: низкие (зеленые), средние (желтые) и высокие (красные). В "зеленых" регионах совокупный долг не должен превышать 50% от стоимости совокупного налогового вычета, а расходы на обслуживание не должны превышать 5% от общих расходов. В красных регионах цифры составляют 85% и 8% соответственно.
По данным Минфина, в зеленую зону попали 38 регионов, в том числе Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, а также Сахалинская, Тюменская, Липецкая, Брянская, Воронежская и Курская области. В желтую группу входят 43 региона, среди которых Красноярский край, а также Калининградская, Тверская, Нижегородская и Смоленская области. Красная группа небольшая и включает Еврейскую автономную область, Орловскую область, Псковскую область и Республику Мордовия.
15 апреля эта система была формализована законом и включала изменения, которые снизят расходы регионов на обслуживание долга за счет снижения некоторых налогов.

Только четыре региона находятся в "красном" списке Минфина bne IntelliNews
Среди предложений-снижение предельных расходов на обслуживание долга с 15 процентов до 10 процентов от общих расходов регионов, которые не должны превышать 20 процентов доходов региона с учетом субсидий.
Красным регионам будет разрешено выходить на внутренний долговой рынок только для рефинансирования существующего долга, но не будет разрешено брать на себя новый долг.
Регионы из желтой группы могут привлечь свежий долг, но должны будут иметь свои планы, утвержденные Министерством. "Зеленые" регионы получат гораздо больше свободы в управлении собственным долгом и смогут без ограничений привлекать новые долги. Регионы, которые претендуют на переход в зеленую группу, изменят свой статус только через три года после получения квалификации.
Дума все еще обсуждает, что будет с красными регионами, которые нарушили нормы и долг которых продолжает расти. Министерство готовит пакет кредитов и гарантий, чтобы помочь заблудшим регионам привести в порядок свои финансы. Министерство также готовится предоставить этим регионам бюджетные кредиты по льготным ставкам.
Ситуация в регионах улучшается по мере того, как экономика возвращается к росту, хотя и слабому. В прошлом году доходы регионов росли, и по совокупности они закончили год с профицитом в 0,5 процента ВВП впервые за 11 лет. Федеральное правительство также установило чрезвычайно высокий профицит ВВП в размере 2,7 процента на весь год. Однако, несмотря на положительный результат, общий долг региона снизился всего на 4 процента, считают в Минфине.
В совокупности расходы на обслуживание долга составляют сейчас лишь 1% региональных доходов, но разброс широк, и только около десятка регионов являются чистыми вкладчиками в бюджет.
Для решения проблемных регионов Министерство, по сути, намерено взять на себя” ручное управление " финансами наиболее проблемных, а не просто раздавать гранты, чтобы удержать их на плаву.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Ручное управление со стороны Минфина не решит проблемы долговых регионов, потому что эти проблемы долго копились и носят системный характер.
А проблемы, носящие системный характер одним ручным управлением не решишь.