Об инклюзивном обучении

На общеевропейском пространстве к концу XX в. сложились политические и
правовые условия, обеспечивающие единые подходы к развитию инклюзивного
обучения. Вслед за Саламанкской декларацией европейское сообщество
подтверждает приверженность идеям инклюзивного обучения такими
международными документами, как:
-Люксембургская хартия 1996 г., в соответствии с которой создано Европейское
агентство для особых образовательных потребностей;
-Амстердамский договор 1997 г., запрещающий какую-либо дискриминацию в
образовании в отношении лиц с ограниченными возможностями;
-Мадридская декларация 2002 г., поставившая в центр решения образовательных
проблем лиц с ограниченными возможностями школу, и некоторые другие
международные документы.
В СССР в рассматриваемый период идея специально организованного
интегрированного обучения не находила поддержки ни в системе массового, ни в
системе специального образования. При этом в школах иногда можно было
встретить учащихся с легкими видами нарушений слуха, зрения, опорнодвигательного аппарата, которые обучались на общих основаниях, не получая
какой-либо коррекционно-педагогической помощи
В виде эксперимента интегрированное обучение длительное время было
предметом исследования в НИИ дефектологии АПН СССР (1960 - 70-е гг.); затем в
Институте дошкольного воспитания; сначала 1990-х гг. - в Институте
коррекционной педагогики РАО. С конца 1960-х гг. предпринимается попытка
создания во вспомогательных школах специальных классов для детей с более
тяжелой (умеренной) интеллектуальной недостаточностью. С начала 1990-х гг. ряд
образовательных учреждений в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске,
Челябинске, Екатеринбурге и др. благодаря участию в совместных зарубежных
проектах с европейскими странами (Бельгия, Голландия, Франция и др.) и США
начинает работу в режиме интеграции, однако системного внедрения
инклюзивного образования с соблюдением фундаментальных принципов
инклюзии в России не произошло.
Четвертый этап, охватывающий конец XX и первое десятилетие XXI в.,
условно можно обозначить как "инклюзия без границ". Он становится временем
многочисленных опытов воплощения философских, педагогических, социальнопсихологических идей и принципов, определяющих социальный проект-
"инклюзивное обучение" - не только в развитых, но и в развивающихся странах
(например, при поддержке международных гуманитарных организаций, в странах
Африки, для которых реализация инклюзивного обучения стала составной частью
борьбы с неграмотностью своего населения). При этом если для развивающихся
стран речь шла о достижении доступности инклюзивного образования для детей с
ограниченными возможностями, то для развитых стран наряду с доступностью
важным критерием выступает качество инклюзивного образования, что означает не
просто неснижаемый уровень образования, который дает специальная
(коррекционная) школа, но и превосходящий его по качеству и социальным
результатам (социальное адаптирование). На этом этапе российское образование
активно включается в процесс "инклюзия без границ", который приобретает в ряде
случаев форму кампании.
Этот достаточно благополучный в экономическом отношении период в
развитии большинства стран Европы, Америки, Азиатского континента, в том
числе и России, сформировал убежденность в том, что инклюзивное обучение не
имеет границ и рамок, что это - всеобщее будущее системы образования. Развитые
страны вкладывают в развитие инклюзивного образования огромные средства. Так,
например, в США ежегодно в течение последних десятилетий на образование лиц
с особыми образовательными потребностями из разных источников ежегодно
выделяется около 200 млн. долларов. При этом уже с начала 1980-х гг. 93% этих
учащихся находились в системе массового образования (в инклюзивных классах-
около 68%) [5]. Американская Ассоциация лиц с выраженными нарушениями
развития выдвинула требование охвата инклюзивным обучением всех без
исключения детей с особыми образовательными потребностями, отказа от
специализированной помощи детям в условиях массовой школы и постепенного
упразднения специального образования.
Европейская система образования придерживалась менее радикальных взглядов, однако и здесь
развитие инклюзивного обучения рассматривалось как важный социальный проект
в сфере образования, направленный на соблюдение международных правовых
установлений в отношении прав человека, формирование толерантности и
политкорректности в отношениях между членами общества.
Европейцы, а также некоторые азиатские государства (например, Япония)
моделировали будущее системы образования как сосуществование,
взаимодействие и взаиморазвитие массового и специального образования. Поэтому
инклюзивный проект в образовании реализовался в этих странах не за счет
системы специального образования в виде ее поглощения массовым образованием,
а путем ее сохранения и одновременного выстраивания в структуре массового
образования через его реорганизацию еще одной, параллельной основной, системы
специального образования для реализации инклюзивного проекта.
Так, например, в Японии, Германии, в других странах в этот период не была закрыта ни одна
специальная (коррекционная) школа. Специальное образовательное учреждение
закрывали только в том случае, если у населения исчезала в нем потребность.
Осмысленность, адекватность и ответственность выбора места обучения ребенка
формировались у родителей в течение длительного периода раннего и
дошкольного детства их ребенка, когда он и семья находились в системе
комплексного и непрерывного медико-психолого-педагогического сопровождения.
Следует подчеркнуть, что успехи распространения инклюзивного обучения в
значительной мере были обусловлены развитием высоких технологий, новых
информационных возможностей и сред, а также возникновением за рубежом с
начала 60-х гг. XX в. и бурным развитием ранней комплексной помощи детям с
отклонениями в развитии и их семьям, в том числе такой формы ранней помощи,
как надомное визитирование специалистов-дефектологов. Плоды технологической
и информационной революций позволяли уже с первого года жизни
компенсировать первичные нарушения в развитии ребенка и готовить его к жизни
и обучению в обычном социуме (например, кохлеарная имплантация для глухих
детей), предупреждать появление вторичных нарушений, создавать комфортную
среду жизнедеятельности и обучения для этих детей.
Эволюционный и ненасильственный характер внедрения инклюзивных практик
в образование, достаточное финансирование всех его составляющих, четкое
следование концептуальным положениям инклюзии и нормативно-правовым
установлениям позволили за полувековой период сформировать у большинства
населения стран с инклюзивным образованием в основном позитивное отношение
к инклюзивным процессам, а у родителей детей с ограниченными возможностями-
способность к осознанному выбору места обучения для своих детей.
Российское образование активно включилось в реализацию социального
проекта "инклюзивное образование" достаточно поздно, примерно в середине
четвертого этапа, с начала 2000-х гг. действуя в соответствующей парадигме
"инклюзия без границ". Прошедшие годы и их весьма скромные результаты
свидетельствуют о том, что российское образование при построении собственной
инклюзивной модели в значительной мере руководствовалось не столько
общемировыми установлениями и рекомендациями видных ученых в отношении
инклюзивного обучения, сколько собственными представлениями о нем,
исказившими практику инклюзии и ее теоретические основы.
В 1990-е гг. отечественное специальное образование было подвергнуто критике
за изоляцию детей с ограниченными возможностями от социума, от их здоровых
сверстников, за "примат образовательного стандарта над развитием личности
ребенка". Отечественными учеными-дефектологами отмечалось наличие в
региональных образовательных учреждениях так называемой "псевдоинтеграции",
когда дети с особыми образовательными потребностями вследствие отсутствия
специальных коррекционных образовательных учреждений обучаются в обычных
школах, не получая при этом никакой специальной коррекционно-педагогической
помощи.
Научным центром разработки российской концепции интегрированного и
инклюзивного образования стал Институт коррекционной педагогики Российской
академии образования. К разработке различных моделей инклюзивного и
интегрированного обучения с учетом зарубежных моделей подключился ряд
исследователей как в ИКП РАО, так и в других образовательных и научнопрактических учреждениях. Авторы представили три варианта интеграции:
временная, частичная, полная.
Анализ реальных возможностей отечественного образования внедрить
инклюзивное обучение дал отечественным исследователям основание прийти к выводу о том, что социальные, экономические и нормативно-правовые особенности
России не допускают прямого копирования и переноса зарубежных моделей
инклюзии и потребуют длительного периода внедрения инклюзивного обучения, в
течение которого страна должна создать все те условия, без которых
существование нормального инклюзивного обучения невозможно.
Кризисные явления в мировой экономике (2008 - 09 гг., 2014 - 15 гг.) и
значительный опыт реализации инклюзивных процессов заставили мировое
сообщество многих развитых стран мира пересмотреть во многом идеологию и
стратегии инклюзивного обучения, что стало началом нового этапа в развитии
инклюзивного обучения за рубежом. Можно говорить о начале пятого этапа-
"этапа разумного прагматизма". Все большее число стран убеждается в том, что
инклюзивное обучение имеет свои рамки и пределы, обусловленные как
экономическими возможностями системы образования той или иной страны в
условиях экономического кризиса, так и пониманием того, что массовая школа
имеет свои задачи и границы возможностей создавать особые условия для детей,
имеющих выраженные нарушения развития и нуждающихся в дорогостоящем и
часто неэффективном изменении всей инфраструктуры школы, темпов и
содержания обучения. Общепринятым становится мнение о том, инклюзивное
обучение подходит не для каждого ребенка с особыми образовательными
потребностями, и в особенности для имеющего значительные нарушения в
развитии. Поэтому большинство развитых стран приходит к разумному балансу
между массовым и специальным образованием, основанном на понимании
реальных возможностей ребенка, с одной стороны, и пониманием границ и
возможностей массовой системы образования - с другой.
В зарубежном образовании все больше уверенности в том, что инклюзивное
обучение - это лишь одна из различных возможностей для ребенка с нарушенным
развитием и лишь составная часть системы образования, а не вся система. Во
многих европейских странах, в США, Японии, Китае в системе инклюзивного
обучения сегодня обучаются лишь дети с легкими формами нарушений в развитии,
получившие обязательную раннюю и дошкольную коррекционно-педагогическую
помощь. В структуре инклюзивного обучения находится не более 25 - 30% всех
детей с нарушениями в развитии.
Российские темпы наращивания инклюзивных процессов (половина всех детей
с ОВЗ и с инвалидностью от общего их числа сегодня находится в структурах
массовых образовательных организаций) далеко отстают от зарубежных
качественных показателей этого процесса. Поэтому наилучшим решением
дальнейшего развития инклюзивных процессов видится сегодня учет
общемировых тенденций и постепенный переход к пятому этапу - к "разумному
прагматизму", при котором инклюзивное обучение в стране реализуется не в
количественном, а в качественном варианте, на основе четкого соблюдения его
фундаментальных принципов и экономических условий.
Размер пенсии для детей-инвалидов в 2019 году
Вырастить ребенка является весьма сложным занятием. А когда это ребенок-инвалид, то намного труднее. Но для того, чтобы родителям особенных детей было легче, государственные службы предоставляют свою помощь в виде льготных услуг. Кроме этого, дети-инвалиды в 2019 году должны получать пенсию, тем более что в обязательном порядке необходимо знать, какую помощь по закону вам полагается получать.
Зачастую даже работники социальной службы не знают обо всех льготах, которые предоставляются детям-инвалидам в 2019 году. В большинстве случаев последние получают социальную пенсию, а об остальных льготах никто их не уведомляет. Однако в каждом году перечень льгот становится больше. Зная законы, которые действуют в 2019 году, ваш ребенок сможет получить все необходимые льготы. Вне зависимости от того, какую степень болезни имеет ребенок, он получает определенную категорию инвалида в случае выполнения двух условий: ребенок младше шестнадцати лет, и его положение должно соответствовать одному из пунктов:
Присуще постоянное расстройство нормального функционирования организма, которое вызвано травмой, родами или болезнью.
Потеряна возможность самостоятельно жить, двигаться, ориентироваться в пространстве, разговаривать, обучаться или работать и т. д.
Ребенок нуждается в социальной защите.
Данную категорию присваивают не навсегда, а на период от шести месяцев до 5 лет. Далее нужно проходить заново обследование, чтобы была подтверждена инвалидность. Весь этот период ребенку полагается пенсия, и ее сумма индексируется с каждым годом. Полагаемые льготы будут зависеть от распоряжений правительства Российской Федерации, но с каждым годом они способны меняться. Так что далее рассмотрим, какой же размер пенсии и других льгот могут получать дети-инвалиды в 2019 году.
Это могут быть социальные пенсии, прибавки и выплаты тем, кто осуществляет уход за особенными детьми: размер пенсии в 2019 году, которую получают дети-инвалиды, составляет 13 тысяч 170 рублей и 68 копеек; кроме нее, в 2019 году ребенку положено выплачивать дополнительное ежемесячное пособие в размере 2 тысяч 397 рублей и 59 копеек; взрослым лицам, которые ухаживают за детьми, тоже полагается пенсия. Главным моментом выступает то, чтобы они были родственниками с ребенком или же его опекуном. Когда дети-инвалиды не достигли восемнадцати лет, то их опекунам в 2019 году полагается пенсия в размере 5 тысяч 500 рублей, а иным лицам – 1 тысяча 200 рублей; кроме этого, люди, которые ухаживают за детьми-инвалидами, получают ежемесячный налог в размере трех тысяч рублей. В случае когда родители ребенка не могут работать, то им предоставляется стандартная компенсационная выплата, которая составляет 60 процентов от минимального размера оплаты труда в 2019 году.
Средства передвижения.
Независимо от того, какую степень болезни имеет ребенок-инвалид в РФ, ему предлагают льготы на транспорт, если представлять документ, подтверждающий его инвалидность. Перечислим некоторые конкретные моменты и возможности: дети-инвалиды, его родители или опекуны вправе совершенно бесплатно ездить в общественном транспорте всех видов как по городу, так и за его пределами; с 1 октября по 15 мая перемещаться с одного населенного пункта в другой, используя водный, железнодорожный транспорт, автобус или самолет, реально за полцены. В остальной период года инвалиды могут использовать одну поездку совершенно бесплатно в оба направления; один раз в год ребенок имеет право бесплатно поехать до места лечения и назад; используя автобус по городу или за его пределами, которые направляются к местам лечения, дети с особенностями развития, равно как и их опекуны, могут ездить бесплатно.
Места проживания.
Детям-инвалидам необходимы особенные условия проживания, которые помогут облегчить их жизнь (например, широкие лифты, пандусы и тому подобное). Но что касается в общем квартир, то инвалидам требуются дополнительные льготы по оплате услуг и увеличение жилищной площади:
Такие дети выплачивают лишь половину квартплаты за месяц, а также половину за телефон и коммунальные услуги.
Жилье для детей-инвалидов предоставляется вне очереди на специальных условиях. В первую очередь это относится к семьям, где ребенок-инвалид с определенной болезнью входит в специальный список.
Дети-инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь или добавочные десять квадратных метров, причем данная жилплощадь не будет превышать норму.
Образование и обучение.
Инвалиды являются такими же ячейками общества, как и все остальные граждане. Так что государство РФ старается предоставить всевозможные способы для получения образования. С данной целью инвалиды могут выбрать определенную форму обучения, имеют привилегии во время поступления в выбранные ими учреждения образования, где предусмотрено бесплатное обучение. Например: в детские сады дети-инвалиды проходят вне очереди; ребенок имеет право бесплатно обучаться в детском дошкольном учреждении; посещение негосударственных или специализированных детских учреждений либо надомное обучение.
Медицинские услуги.
Для нормальной жизни детей-инвалидов необходим специализированый регулярный медицинский уход. С данной целью дети могут получать такие медицинские услуги, как: бесплатно получить препараты и лекарства, прописанные врачом; безвозмездно предоставляются при необходимости протезы и иные ортопедические товары; велоколяски или кресло-коляски (без оплаты); предоставляется одна бесплатная путевка для ребенка-инвалида и того, кто его будет сопровождать; выдача больничному тому, кто сопровождает инвалида на все время нахождения в санатории, включая дни проезда.
Указанные социальные льготы в наше время составляют 882 рубля. В принципе, есть вариант отказаться от них и получать как денежную добавку в основной размер пенсии.
От родителей или опекуна очень зависят дети с отклонениями. Но с другой стороны, чтобы поддерживать материальное положение в семье, нужно работать и приносить доход. Так что родители или опекуны детей инвалидов имеют возможность на специальные условие трудоустройства.
Особенные дети - это дети с неординарными способностями к математике, стихосложению или публицистике, иностранным языкам, музыке, рисованию, спорту, танцам и т.п. Давайте называть вещи своими именами.
Интересная публикация.