Что можно сделать, если покупатель уклоняется от приемки товара по действующему договору поставки
Что можно сделать, если покупатель уклоняется от приемки товара по действующему договору поставки
В случаях, когда покупатель без установленных законом, иными правовыми актами или договором оснований не принимает товар от поставщика или отказывается от его принятия, поставщик вправе:
потребовать оплаты непринятого товара;
потребовать приемки товара;
отказаться от исполнения договора;
потребовать возмещении убытков, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением покупателем своих обязанностей по принятию товара;
предъявить требования, предусмотренные договором поставки.
Поставщик может воспользоваться каждым из перечисленных правомочий в отдельности, а может их комбинировать (в зависимости от особенностей сложившейся на практике ситуации и отношений сторон):
потребовать оплаты непринятого товара и его приемки;
потребовать оплаты непринятого товара и возмещения убытков;
потребовать оплаты непринятого товара, его приемки и возмещения убытков;
потребовать приемки товара и возмещения убытков;
отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
А если в договоре предусмотрена дополнительная ответственность за отказ покупателя от приемки товара, то к любой из перечисленных комбинаций можно добавить и установленные договорные санкции. Например, если в договоре установлена ответственность покупателя за отказ от исполнения договора в виде штрафа, то исковое заявление может иметь следующий заголовок: «Исковое заявление о взыскании платы за непринятый товар, возмещении убытков, уплате неустойки и обязании принять товар». Однако нужно проверить, нет ли в договоре особых положений в отношении некоторых правомочий. В частности, стороны своим соглашением могут установить, что поставщик может взыскать только неустойку, но не убытки либо по выбору поставщика либо неустойку, либо убытки (абз. 2 п. 1 ст. 394 ГК РФ). Данные ограничения крайне невыгодны поставщику, и при заключении договора их лучше избегать.
Чтобы предъявить любое из перечисленных требований, поставщик должен иметь на руках доказательства того, что покупатель действительно отказался принять товар.
Если доказательств отказа от приемки нет и покупатель будет отрицать факт поставки, то суд откажет в иске.
Доказать отказ покупателя от приемки товара можно письмами покупателя, в которых он заявляет такой отказ, подтверждает его или ссылается на него. Также можно использовать документы, которыми покупатель обосновывает свой отказ. Например, это может быть акт, в котором контрагент зафиксировал нарушения поставщика. Такие документы стоит использовать, если нарушений на самом деле не было либо они не могут быть основаниями для отказа от приемки товара. Например, покупатель не может заявить отказ со ссылкой на несущественные недостатки товара.
Вид иных доказательств зависит от способа поставки товаров. Например, в случае с доставкой нужно доказать, что «товар продавцом реально был доставлен по конкретному адресу и предъявлен покупателю к приему, а покупатель безосновательно отказался от приема товара»
Доставка товаров (ст. 510 ГК РФ).
Доказательствами отказа могут быть, например, товарно-транспортные накладные с отметками водителя о том, что его не допустили на территорию покупателя. Если товар допустили, но покупатель отказывается его принять, то такой отказ нужно зафиксировать отметкой в товарной накладной (см., например, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 мая 2017 г. № Ф 01-1816/2017 по делу № А 31-11727/2015).
Желательно также составить акт об отказе в приемке товара. Если покупатель откажется его подписать, то нужно внести фразу: «В подписании акта отказано, претензий не предъявлено». Ее ставят внизу акта со стороны, где должна стоять подпись покупателя. Под этой фразой нужно поставить подпись лица, которое внесло фразу, и указать его должность и Ф. И. О.
Выборка товаров (п. 2 ст. 510, ст. 515 ГК РФ)
Нужно доказать, что к установленному сроку поставщик подготовил товар к передаче в надлежащем месте и уведомил покупателя об этом. У поставщика должны быть доказательства того, что покупатель получил соответствующее уведомление: подпись уполномоченного лица на втором экземпляре или опись вложения и уведомление о вручении, если уведомление направили по почте. Если таких доказательств не будет, то в иске откажут (см., например, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 января 2017 г. № Ф 01-5862/2016 по делу № А 29-12872/2015).
Если стороны указали в договоре конкретный срок для выборки и не установили обязанность поставщика направлять уведомление, то делать это не обязательно (абз. 2 п. 2 ст. 510 ГК РФ). Можно представить документы о том, что товар находился на складе, когда наступил срок выборки. Арбитражный суд Северо-Западного округа в качестве таких доказательств принял:
акт готовности изделия к отгрузке с подписями директора по качеству и генерального директора поставщика;
протоколы приемо-сдаточных испытаний;
бухгалтерский баланс и пояснительную записку к нему;
акт эксперта торгово-промышленной палаты.
Последний документ подтверждал, что эксперт:
вскрыл упакованный в ящики и подготовленный для транспортировки товар;
идентифицировал товар;
установил, что товар соответствует по наименованию, типу и количеству комплектовочной ведомости.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: