Козырев Павел Александрович
Козырев П. А. Подписчиков: 5906
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 816

Финансовый уполномоченный. ОСАГО 2019 или автовладельцам посвящается…

187 дочитываний
45 комментариев
Эта публикация уже заработала 16,69 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Введение

Дорогие друзья, данная статья касается всех автовладельцев, чья автогражданская ответственность застрахована по договорам ОСАГО, ДОСАГО или КАСКО. Предлагаю Вашему вниманию обзор нового "творения" отечественной законодательной мысли - Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг или Финансовый уполномоченный (омбудсмен).

Итак, с 1 июня 2019 года изменился порядок разрешения споров со страховыми компаниями. Теперь, к привычному нам претензионному (досудебному) порядку добавилась ещё одна стадия - рассмотрение споров со страховщиком с участием финансового уполномоченного. Без прохождения этого этапа обращение в суд не допускается, за исключением ряда случаев, о которых я расскажу ниже.

Кто такой финансовый уполномоченный и зачем он нужен?

Начнем с того, что финансовый уполномоченный осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» от 04.06.2018 N 123-ФЗ, (далее — Закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»).

Финансовый уполномоченный осуществляет досудебное урегулирование споров между финансовыми организациями и их клиентами — физическими лицами (потребителями финансовой услуги), позволяя решить вопрос без обращения в суд.

Финансовый уполномоченный независим от органов власти, организаций и должностных лиц.

Принятие и рассмотрение обращений потребителей финансовым уполномоченным осуществляется бесплатно.

В случаях, предусмотренных законом, потребители финансовых услуг вправе заявлять требования к финансовой организации в судебном порядке только после обращения к финансовому уполномоченному.

По результатам рассмотрения обращения потребителя финансовый уполномоченный принимает решение, которое подлежит обязательному исполнению финансовой организацией в указанный в решении срок. В случае несогласия с решением финансового уполномоченного потребитель финансовых услуг вправе обратиться в суд для защиты своих прав. Финансовая организация в случае несогласия с решением финансового уполномоченного вправе оспорить его в суде.

Досудебный порядок

Порядок рассмотрения страховых споров с участием финансового уполномоченного. Алгоритм действий.

Как мы с Вами помним, при наличии несогласия страхователя по величине произведенной страховой компанией выплаты, страхователь не может обратиться в суд сразу, не пройдя досудебный порядок.

Иными словами, в первую очередь мы должны обратиться к страховщику с соответствующей претензией (заявлением), в которой мы излагаем суть наших требований.

Данная претензия (заявление) может быть направлена в электронной или письменной форме. Финансовая организация обязана рассмотреть претензию (заявление) и направить в Ваш адрес мотивированный ответ об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе в удовлетворении предъявленного требования в следующие сроки:

• в течение 15 рабочих дней со дня получения вашего заявления, направленного в электронном виде по стандартной форме, утвержденной Советом службы финансового уполномоченного, если со дня нарушения ваших прав прошло не более 180 дней;

• не позднее 30 дней со дня получения заявления в иных случаях.

Финансовая организация обязана направить ответ на заявление по адресу электронной почты, а при его отсутствии по почтовому адресу.

Если в установленные сроки финансовая организация не направила ответ на заявление или ответ получен, но он Вас не устраивает, Вы вправе направить обращение финансовому уполномоченному.

Прежде чем направить обращение финансовому уполномоченному необходимо проверить:

1) Включена ли финансовая организация, в отношении которой Вы направляете обращение, в Реестр организаций https://finombudsman.ru/finansovyye-organizatsii/ (ссылка на реестр организаций) или Перечень организаций https://finombudsman.ru/finansovyye-organizatsii/ (ссылка на перечень организаций), которые взаимодействуют с финансовым уполномоченным (данная статья написана и опубликована 03.06.2019, пока ни в Реестр ни в Перечень ни одна организация не включена, ну что ж, подождем…).

Если Ваша финансовая организация не внесена ни в Реестр, ни в Перечень, то для защиты своих прав Вам необходимо обратиться в суд без направления обращения финансовому уполномоченному.

2) Размер имущественных требований к финансовой организаций не превышает 500 000 рублей, при этом важно помнить, что по договорам ОСАГО ограничений по денежным суммам нет.

После того, как мы все проверили, обращаемся к финансовому уполномоченному.

Как я писал выше, принятие и рассмотрение обращений финансовым уполномоченным осуществляются бесплатно, за исключением обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации.

Обращение финансовому уполномоченному может быть направлено одним из следующих способов:

1. В электронной форме через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного.

2. Через единый портал государственных и муниципальных услуг.

3. В письменной форме на бумажном носителе по почтовому адресу финансового уполномоченного: 119017, г. Москва, Старомонетный пер., дом 3 АНО «СОДФУ».

Требования к содержанию обращения установлены в ст. 17 Закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», а именно:

1) фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии), дату и место рождения, место жительства потребителя финансовых услуг;

2) почтовый адрес и иные контактные данные потребителя финансовых услуг (номер телефона, адрес электронной почты - при наличии), а в случае, если обращение направляется в электронной форме, - адрес электронной почты;

3) наименование, место нахождения и адрес финансовой организации;

4) сведения о существе спора, размере требования имущественного характера, а также номере договора и дате его заключения (при наличии);

5) сведения о направлении заявления в финансовую организацию, наличии ее ответа, а также об использованных сторонами до направления обращения финансовому уполномоченному способах разрешения спора;

6) копию платежного документа, подтверждающего внесение платы за рассмотрение финансовым уполномоченным обращений третьих лиц (в случае направления обращений лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации);

7) дату направления обращения.

К обращению должны быть приложены копии иных документов по существу Вашего требования.

Если обращение не соответствует требованиям к его оформлению, установленным законом, или направлено с нарушением порядка направления, работники службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного обязаны разъяснить порядок направления обращения. В случае необходимости Вы можете обратиться в службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного, где Вам окажут содействие в оформлении обращения.

В течение 3-х рабочих дней со дня поступления обращения финансовому уполномоченному Вам будет направлено уведомление о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению.

Повторюсь, если финансовая организация, в отношении которой Вы намерены направить обращение, не включена в перечень, Вам необходимо обратиться в суд без направления обращения финансовому уполномоченному.

В случае принятия обращения к рассмотрению финансовый уполномоченный обязан рассмотреть и принять по нему решение в следующие сроки:

• 15 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, если Вы сами являетесь потребителем финансовых услуг, т.е. физическим лицом, являющимся стороной договора (либо лицом, в пользу которого заключен договор), которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,

или

• 30 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, если обращение поступило от лица, которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации.

Если по предмету спора нужно произвести независимую экспертизу, рассмотрение приостанавливается на время экспертизы, но не более чем на 10 рабочих дней.

В случае принятия решения об очном рассмотрении обращения финансовый уполномоченный уведомляет об этом потребителя и финансовую организацию и рассмотрение приостанавливается до получения обеими сторонами такого уведомления. Неявка на очное рассмотрение какой-либо стороны в случае наличия подтверждения факта получения ею уведомления не препятствует рассмотрению обращения по существу.

После принятия обращения к рассмотрению Вы вправе:

cледить за ходом рассмотрения вашего обращения в личном кабинете (уведомления о ходе рассмотрения обращения могут также приходить на мобильный телефон и электронную почту);

• ходатайствовать об очном рассмотрении вашего обращения;

• отозвать свое обращение, если Вы решили не предъявлять требований к финансовой организации;

• отказаться от своего обращения в случае урегулирования спора с финансовой организацией путем заключения соглашения, а также в случае добровольного исполнения финансовой организацией ваших требований.

По результатам рассмотрения обращения финансовый уполномоченный принимает решение о его полном или частичном удовлетворении или об отказе в его удовлетворении.

Решение финансового уполномоченного в течение одного рабочего дня со дня его принятия будет направлено Вам одним из следующих способов:

• в форме электронного документа, подписанного финансовым уполномоченным усиленной квалифицированной электронной подписью;

• на бумажном носителе (может быть вручено нарочно или направлено на почтовый адрес, указанный в обращении).

Решение финансового уполномоченного вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания.

Порядок исполнения решений финансового уполномоченного

Решение финансового уполномоченного доводится до финансовой организации в течение одного рабочего дня со дня его принятия.

Решение финансового уполномоченного подлежит исполнению финансовой организацией не позднее срока, указанного в данном решении.

В случае неисполнения финансовой организацией вступившего в силу решения финансового уполномоченного в установленный срок, финансовый уполномоченный на основании вашего заявления выдаст Вам удостоверение. Вы вправе обратиться с заявлением о выдаче такого удостоверения в течение 3 месяцев с даты, когда должно было быть исполнено решение. Удостоверение является исполнительным документом, на основании которого судебный пристав-исполнитель приводит решение финансового уполномоченного в исполнение в принудительном порядке.

После рассмотрения финансовым уполномоченным вашего обращения Вы вправе обратиться в суд, если:

не согласны с вступившим в силу решением финансового уполномоченного;

• финансовый уполномоченный отказался рассматривать ваше обращение или не принял решение в установленный законом срок;

• рассмотрение обращения прекращено по основаниям, установленным статьей 27 Закона, а именно:

1) выявления в процессе рассмотрения обращения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона;

2) непредоставления потребителем финансовых услуг документов, разъяснений и (или) сведений в соответствии с настоящим Федеральным законом, если это влечет невозможность рассмотрения обращения по существу;

3) отзыва обращения потребителем финансовых услуг в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;

4) заявления потребителя финансовых услуг об отказе от заявленных к финансовой организации требований в случае урегулирования спора между его сторонами путем заключения соглашения, а также в случае добровольного исполнения финансовой организацией требований потребителя финансовых услуг;

5) отсутствия требования наследников потребителя финансовых услуг о продолжении рассмотрения спора финансовым уполномоченным.

В случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного Вы вправе в течение 30 дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении, в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Копия обращения в суд должна быть направлена финансовому уполномоченному.

Подводим итог

Данную статью прошу считать обзорной, потому что, как и в чью пользу будет работать «новорожденный» правовой институт покажет только время и практика. Лично у меня вопросов гораздо больше, чем ответов, например, каким образом будет проводиться независимая экспертиза и так далее…

Мнения по поводу новшества, как всегда разнятся. По официальной версии, да это и очевидно, данный орган призван «разгрузить» суды от однотипных дел, которыми они в прямом смысле слова завалены. Как мы с Вами помним, первым шагом к этому был переход к натуральному возмещению у каждого автолюбителя, который с этим сталкивался, своя история на сей счет, поэтому не буду высказываться ни за, ни против, как обычно, буду ждать Ваших комментариев. Кто-то говорит, что «страховщики опять что-то задумали», не знаю, в Законе говорится, что финансовый уполномоченный «при осуществлении своих полномочий независим от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и иных организаций, должностных лиц» п. 4 ст. 2 Закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Что ж, посмотрим…

С другой стороны, рассмотрение дела в суде по подобному вопросу длится минимум два с половиной месяца (не считая досудебный порядок), далее приходится ждать еще месяц пока решение суда вступит в законную силу, потом исполнение решения… Итого, страхователь на суд вынужден был в среднем потратить до 6 месяцев, а то и больше для того, чтобы Справедливость восторжествовала, институт финансового уполномоченного же призван в разы сократить процедурные моменты разрешения данных споров (благо сроки регламентированы довольно четко).

Как говорится, сколько людей столько и мнений. А что думаете Вы по данному вопросу? Жду Ваших комментариев…

С уважением.

Как Вы думаете, от предыдущего нововведения (натуральное возмещение по ОСАГО) в итоге выиграли:

Проголосовали: 49

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

45 комментариев
Понравилась публикация?
7 / -1
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Козырев Павел Александрович
Комментарии: 45
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
DELETE

Совсем усложнили:

1. народ не поймет процедуру без юриста;

2. юрист увеличит вознаграждение;

3. в сложных спорах финансовый уполномоченный не поможет;

4. из-за нецелесообразности "копеешные" требования просто исчезнут.

Кто выигрыл? Но тут одно, проиграл народ!

И что самое интересное, все равно все будет заканчиваться судом в большинстве случаев, на мой взгляд.

Просто автовладельцы потеряют ещё порядка месяца на попытку досудебного решения вопроса.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Здравствейте! Получается например, завтра я не могу пойти в суд по ОСАГО, хотя есть ответ на претензию досудебную?

0
картой
Ответить

Добрый вечер! Практики нет, но полагаю, что можете, так как ответ Вами уже получен, а на сайте финансового уполномоченного списки Реестра и Перечня по-прежнему пусты)

0
Ответить
08.06.2019, 16:47
Новосибирск

Как же Вы с законами работаете, если по готовому написанному алгоритму открыть таблицу не можете?

На 06.06.2019 в файле 103 организации.

Вот 103-я, например:

103

Общество с ограниченной ответственностью "Крымская первая страховая компания" ООО "КПСК"

295006, Республика Крым, Симферополь, улица Карла Маркса, дом 29 info@kpsk.ins-ru; www.kpsk-ins.ru тел: 8-978-099-83-81, 8-8692-55-30-28, 8-8692-54-47-58, 8-8692-54-23-00; факс: 8-8692-55-31-28 9102006047 1149102007933

СЛ № 4326 08.10.2015 добровольное личное страхование, за исключением добровольного страхования жизни страхование от несчастных случаев и болезней медицинское страхование.

СИ № 4326 08.10.2015 добровольное имущественное страхование страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта) страхование средств железнодорожного транспорта

Таблица сделана криво, увы, строки плывут, но можно её себе сохранить при желании, подкорректировать размеры строк и столбцов - и будет счастье.

0
Ответить

Мы же про сайт финансового уполномоченного говорили, коллега)

0
Ответить
08.06.2019, 16:53
Новосибирск

Так и я про него.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

До того, как оставить предыдущий комментарий специально на сайте был. На сайте финансового управляющего списков не было, друзья. (05.06.19 это было).

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
01.07.2019, 08:24
Новосибирск

Были. Не там смотрели;)

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Павел! А как доказать что СК нет на момент подачи иска в суд в нужном реестре? Скрин с сайта?

0
картой
Ответить

Коллега, полагаю, что этого даже доказывать не нужно будет с учетом того, что система только начала работать, а скрин, нотариально заверить, разумеется, если углубляться в детали.

Также считаю, что в Реестре должны быть даты появления в нем, логично же?

Еще вопросы?)

0
Ответить

Павел, здравствуйте! Логично конечно! Однако, как показывает практика и опыт, действия государства чаще алогичны... Посмотрел - еще ни одной организации! Авось, даты будут!))) Вопросов вагон и...))), но есть один (риторическо философский): Как избавится от возмущения в ситуации, когда фин. уполномоченный занизит суммы выплаты в угоду СК или не специально, СК выплачивает устраивающие ее суммы, но его решение не устраивает страхователя, он идет в суд, но зачем (?), т.к. при исполнении решения фин. управ. СК не платит штраф, фин. санкцию, неустойку и что остается? Тогда получается нужно в иске просить отменить решение управ. , а СК будут настаивать что они исполнили предписание, закон соблюли и мол, не штрафуйте... Вообщем, как решит суд... Вообщем вопросов много, подождем-посмотрим...)))

0
Ответить

Естественно, что это сделано, чтобы фин. санкцию с СК не взыскивали, я на это в выводах намекал) Суд в этом случае не будет штрафовать СК, а лишь восстанавливать Справедливость и взыскивать "недовзысканное", это очевидно. Самому интересно, как это выглядеть будет...)))

0
Ответить

Я так подумал, к основным требованиям нужно однозначно просить суд отменить решение фин. уполномоченного, тогда даже если СК и выполнят его решение, после отмены оно станет незаконным и следовательно, ссылатся в суде что мы (СК) выполнили незаконное решение, как то не умно! А вот если суд не будет отменять, тогда только «для восстановления справедливости» ! Ждём практику!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
06.06.2019, 19:45
Новосибирск

Списки есть, только их нужно уметь открыть:).

Эту многоходовку выяснила сегодня моя коллега - Татьяна

Алгоритм таков:

Заходим на сайт, далее на главной странице находим "Как подать обращение", п.2.

В тексте есть слово "Реестр" - нажимаем на него.

Открывается страница, где вы увидите строку зелёного цвета "Реестр финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг" - это действующая ссылка на сайт ЦБ РФ, там и размещён реестр - ищите маленький значок таблицы XLS.

А ларчик просто открывался...

0
картой
Ответить

Не спорю, но на официальном сайте управляющего информации не было, потребитель может спать спокойно по-моему.

0
Ответить

Анна, здравствуйте!

Там действительно имеется список, но всех СК которые должны "организовать взаимодействие с уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг", это руководство к действию для страховых компаний!

На "сейчас" в списке пусто, поэтому пока, как сказал Павел, страхователи идут сразу в суд!

+1 / 0
Ответить

Не по-юридически сказано, конечно, но кроме как "Русское поле экспериментов" (с.) (песня Егора Летова) это назвать нельзя, друзья.

Резюмируя, выскажу свое мнение - усложнена процедура прохождения досудебного порядка и все. Зато, новые рабочие места)))

0
Ответить

Сорри! Присмотрелся, Анна права! Есть обязательный реестр в котором все страховые, микро финансовые, кредитные, ломбарды и НПФ по спорам с которыми с 1-ого уже нужно обращаться к фин. уполномоченному и перечень организаций которые добровольно отдают спор ему (Что выигрывают, кроме отсутствия неустойки, штрафа и фин санкции и морального вреда?) Поэтому, Павел, уже нужно через него! Спать спокойно поздно!))) А он вообще работает уже? Есть примеры обращения к нему и его ответы (решения), хоть посмотреть как выглядит? Я уж не говорю о решении судов по этому вопросу (меня интересует ОСАГО, но и остальное тоже) или Определения судов о возвращении исков с мотивировочной частью...

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Я пока не встречал определений об оставлении без движения, честно. Так как с 01.06 ещё 15 дней не прошло, практики нет точно) думаю, где-то с месяц надо подождать, чтобы хотя бы принцип работы системы понять.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
08.06.2019, 16:35
Новосибирск

Лично открывала список - информация есть - с адресами, ИНН, ОГРН, телефонами и проч.

0
Ответить

Теперь есть)

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Здравствуйте! Вопрос: фин. уполномоченный что рассматривает, какие вопросы? О размере выплаты - само собой, и нет - о моральном вреде, а о компенсации затрат на независимую, почту, доверенность, юр. услуги? Не говоря уж о неустойке, штрафе и фин. санкции! В законе об ОСАГО написано что СК освобождается если исполнит предписание ФУ. А это основные пункты для страхователя!

0
картой
Ответить

Я об этом и говорил, что он будет именно "восстанавливать Справедливость" а не наказывать СК. Разумеется, это осложнит жизнь автоюристам и сохранит деньги СК, хотя суды сейчас и так неустойку снижают с 1 до 0.1℅ и штраф с 50 до 20-10℅. 333 ГК РФ никто не отменял, а года два уже по этим спорам она применяется особенно активно, кто сталкивался, тот согласится.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (45)

Фальсификат в магазине «Светофор»: что делать, если купили подделку

В магазинах торговой сети "Светофор" в Санкт-Петербурге и Ленинградской области нашли более 850 кг фальсифицированной продукции. В молочных продуктах нашли растительные жиры, дрожжи выше нормы, консерванты.

Зонтик в Дождливый День: Почему Страхование – Необходимая Забота о Будущем

В жизни каждого человека случаются непредвиденные ситуации: болезни, травмы, аварии, стихийные бедствия. Эти события могут не только нанести моральный ущерб, но и серьезно ударить по финансовому благополучию.

Онлайн-страхование: быстро, удобно, надежно

Современный мир стремительно развивается, и страхование не стало исключением. Больше не нужно тратить время на поездки в офисы страховых компаний, стоять в очередях и собирать кипу документов.

Где выгодней купить ОСАГО в 2025 году

Многие из вас слышали, что штрафы за отсутствие ОСАГО будут лишь расти, а на дорогах камеры начнут фиксировать по номерам те автомобили, ОСАГО на которые закончилась. И тут у многих становится вопрос:...

Как страховые делают вид, что бампер стоит 3000 рублей — и что с этим делать

Если вы хоть раз попадали в ДТП, то знаете этот квест: сначала авария, потом экспертиза, потом — долгожданная СМС от страховой. И вот вы стоите рядом с помятым бампером, с этой цифрой в телефоне и чувством,...

В России хотят ввести «собачье ОСАГО»

В Госдуме на повестке дня — инициатива от ЛДПР, словно спасательный круг для тех, кто пострадал от «зубастых» питомцев из списка потенциально опасных пород.
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы