Теория и практика банкротства физических лиц

Институт банкротства физических лиц в современной России является сравнительно молодым. Несмотря на то что сегодняшний вид нормативно-правового регулирования процедуры банкротства был сконструирован законодателем еще в 2002 году, с принятием 127-го федерального закона в октябре того же года. Говорить о институте банкротства физических лиц и о начале его практической реализации можно, на мой взгляд, лишь с 2015 года.
Именно в этом году законодателем был принят долгожданный 154-й федеральный закон, которым был определен порядок признания арбитражным судом гражданина банкротом, уточнены процедуры, применяемые в деле о банкротстве физического лица-должника, а также уточнены особенности рассмотрения дела о банкротстве гражданина в случае его смерти.
Истоки закона
Объективными причинами, которые явились катализатором для законодателя в принятии данного нормативно-правового акта, стали три:
1) показатели закредитованности населения к 2015 году,
2) попытка ввести цивилизованный способ финансового оздоровления граждан по примеру зарубежных стран,
3) желание улучшить финансовые показатели кредитных организаций.
За всю историю России это стало первой попыткой революции в общественном сознании и в вопросе взаимоотношений кредитора и должника. Если обратиться к истории, то последняя попытка построить правовую конструкцию банкротства физических лиц была принята еще во время правления Петра Первого. После этого законодательство и Российской империи, и Советской России периода НЭПА сосредоточилось на вопросах банкротства хозяйствующих субъектов. Однако спустя четыре года после принятия 154-ФЗ от 1 октября 2015 года можно с уверенностью сказать, что институт банкротства физических лиц требует дополнительной доработки и дальнейшего совершенствования правового регулирования процессов, происходящих в нем.
Так, на сегодняшний день, на мой взгляд, на практике не соблюдается главное положение института банкротства физических лиц, баланс интересов кредитора и должника. А сама процедура банкротства после ее реализации полностью отрезает путь физическому лицу банкроту к финансовым продуктам кредитных организаций в будущем, после восстановления своего финансового положения. К примеру, в США после принятия акта о предотвращении злоупотреблений при банкротстве в 2005 году у граждан-должников появилось на выбор два вида финансового оздоровления, это возможность полностью пожертвовать своим имуществом (за исключением отдельных его видов) для удовлетворения требований кредиторов и спасения будущих доходов, либо возможность пожертвовать частью своих будущих доходов и выбрать постепенное удовлетворение требований кредиторов.
Последний вариант позволяет гражданам, заинтересованным в использовании кредитных продуктов в будущем, но попавшим сегодня в сложное финансовое положение, не отказываться от принятых на себя обязательств, а постепенно выполнить их. Что, безусловно, не ставит лицо, проходящее процедуру финансового оздоровления, в условия финансовой изоляции в будущем.
Что говорит закон
Существенное значение в практике банкротства физических лиц имело постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г. № 45, в котором Верховный суд прямо указал на отсутствие права кредитора выбирать арбитражного управляющего. Обязательным условием рассмотрения заявления гражданина о банкротстве является наличие требований, предусмотренных федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», перечисленных в части 2 статьи 3 и применяемых на основании пункта 3 данной статьи к физическим лица, это неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.
Далее статьей 213.3 установлен минимальный порог финансовых требований кредиторов к гражданину в размере не менее 500 000 рублей, данное условие является обязательным для принятия арбитражным судом заявления о банкротстве гражданина.
Статья 213.4 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» накладывает дополнительную обязанность на гражданина обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора может привести к невозможности удовлетворения требований перед другими кредиторами, и размере этих обязательств в своей совокупности, равном не менее чем 500 000 рублей.
Говоря о ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в сравнении с законодательством о банкротстве США, можно отметить, то российский закон носит более демократичный характер, однако требует дополнительного совершенствования в связи с меняющейся практикой его применения.
Закон о банкротстве ф/л... Какая печальная тема... Браво! Иных достижений за последние годы нет. Милости просим в банкроты, граждане великого социального государства, крупнейшего экспортера нефти и газа! P.S. За что отдали жизни 27 миллионов советских людей в ту страшную войну? Несчастная страна и одураченный народ...
Закон о банкротстве при нынешних реалиях - это всё-таки какая-никакая, но возможность. Например, у человек работает на основной работе и ещё у него есть ИП, которое приносит небольшой доход. С деньгами вроде проблем нет, но и накоплений нет, а хочется купить, например, машину посвежее или увеличить квартиру без ипотеки. Он берет в кредит, скажем, миллион и рассчитывает, что за 5 лет он спокойно погасит эту сумму. И вдруг... увольнение, болезнь или авария. Доходов нет - жёсткая служба взыскания банка требует возврата (звонки, психологическое давление, пени и неустойки растут), исполнительное производство по причине неуплаты взносов по ИП в пенсионный фонд (согласно нашему чудесному законодательству, если ИП не закрыто, то причина не платить в ПФР практически одна - смерть). Варианты решения:
1. Попробовать протянуть три года с момента последнего платежа и, если банк по своей халатности не успеет подать исковое, долга перед банком вроде бы и не будет. Минусы: расчет на авось, регулярные звонки сначала от банка, а потом от коллекторов, неминуемая оплата через ФССП взносов в ПФР, заблокированные счета, запрет за границу, попытки оценки и ареста имущества приставами, а если банк всё таки подаёт исковое в суд, то вероятны затраты на грамотного юриста для получения правильного решения суда и обязательны выплаты через ФССП.
2. Банкротство. Без грамотного юриста обычному человеку провести её правильно очень сложно. Стоимость процедуры банкротства, включая оплату госпошлины (300 р.), оплату услуг финансового управляющего (стоимость услуг финансового управляющего утверждена в пункте 3 Статьи 20.6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и составляет 25 000 рублей за каждую процедуру: реструктуризация долгов - 25 000 р., реализация имущества - 25 000 р.), публикация в газете "Коммерсант" (11 000 р.), расходы на услуги юриста, почтовые расходы и т.д., в результате, в зависимости от сложности, региона, количества кредиторов и организаций, от 70 до 200 тысяч рублей. То есть, заплатив от 7 до 20 процентов от суммы задолженности у человека нет никаких долговых обязательств (в том числе и перед налоговой, ПВФ и т.д) и никаких исполнительных производств. Минусы: нельзя занимать должность руководителя (3 года), нельзя снова признать несостоятельность (5 лет), нельзя взять новый кредит или долг, не предупредив кредитора о факте признания несостоятельности в прошлом (5 лет).
Я считаю, что всё-таки лучше занять у друзей-родственников-знакомых денег, пройти процедуру банкротства и начать всё с чистого листа, чем бороться с кредиторами, коллекторами, судебными приставами и рассчитывать на авось.
Закон ещё даёт право гражданину пройти эту процедуру при любой сумме долга, если гражданин отвечает признакам неплатёжеспособности и (или) признакам недостаточности имущества (п. 2 ст. 213.4 Закона).
Однако всё портит её (процедуры) дороговизна и действительно неплатёжеспособные граждане никогда не смогут ею воспользоваться.
Закон о банкротстве, повышение пенсионного возраста, закон Яровой, "надежный Интернет", закон о "фейковых" новостях, закон о "неуважении к власти", закон о сборе валежника, об охоте с луком, миллиарды полковника на спецхате, миллиарды генерала в общаке, 200 долларовых миллиардеров в Москве и прочая, и прочая... Народ, у тебя хоть грамм достоинства есть?
Закон хороший, нужный, но жаль, что нельзя им воспользоваться из-за дороговизны процедуры. Нужно создать единый государственный центр, который бы занимался процедурой банкротства по единым расценкам, утвержденным государством, а главное, чтобы у людей была гарантия.
Коллеги! Будет создаваться новая партия - " Должники России". Кто готов войти в Оргкомитет-сообщайте! Не за горами выборы в ГосДуму!