Новое налоговое бремя, или попытка облегчить жизнь россиян с низкими доходами?

Ситуация с обнищанием населения России – одна из самых актуальных в череде множества социально-экономических проблем. По данным Росстата, на сегодняшний день за чертой бедности числится не менее 18,5 миллионов человек.
Причем положение малоимущих ухудшилось за последние несколько лет. После относительно сытых 2012 и 2013 годов реальные доходы населения РФ сокращаются. Уже к 2018 году они составили менее 90% от уровня 2013 года. Рост числа тех, чьи доходы ниже прожиточного минимума в целом по стране идет параллельно с увеличением разрыва между очень богатыми и очень бедными россиянами. Таким образом, только появившийся в зародыше в середине 2000-х российский средний класс, так и не смог стать надежным буфером экономики РФ.
Одной из причин столь бедственного положения россиян является то, что налоговое бремя для всех одинаковое. Однако в экономически развитых странах граждане, имеющие доходы ниже определенного уровня, полностью или частично освобождаются от налогообложения. Это может быть и необлагаемый минимум дохода, и нулевая ставка налога на доходы до определенного уровня, и налоговый вычет или налоговый кредит. Такой подход дает возможность гражданину увеличить свой собственный капитал и ответственно относится к уплате НДФЛ. Налог, по сути, должен взиматься лишь с реальной прибыли, то есть дохода за вычетом минимальных расходов, затраченных на то, чтобы его заработать. К слову, такой принцип прослеживается и в нашей практике налогооблажения, но только относительно юридических лиц и ИП.
Ранее в РФ существовал стандартный налоговый вычет (СНВ) в сумме 400 рублей в месяц или около 2% от размера средней заработной платы. Но даже такой незначительный вычет в 2012 году был отменен.
Большинство экономистов, считают, что сегодня целесообразно снова ввести стандартный налоговый вычет, но рассчитанный по иному принципу, поскольку, если такой вид налога будет равняться размеру прожиточного минимума по стране, то это негативно скажется на НДФЛ. Он упадет на 30 – 40%. Наиболее экономически выгодным вариантом может стать предоставление СНВ гражданам, имеющим низкий уровень дохода по сравнению со средними показателями.
Величина СНВ не должна зависеть от распределения дохода за отчетный период (обычно год).
Размер вычета следует рассчитываться так, чтобы доход увеличивался постоянно, в независимости периода налогооблажения, то есть, чтобы и после уплаты налогов доход показывал рост. Таким образом, по мере роста дохода величина вычета уменьшается, а при достижении доходом, например, двух месячных прожиточных минимумов, вычет становится равным нулю.
Вычет может иметь вид излишне уплаченного налога за истекший налоговый период на основании заявления в ФНС. Или предоставляться в качестве уменьшения суммы удержания НДФЛ из зарплаты работника в течение налогового периода на основании его заявления работодателю и подтверждения от налогового органа наличия права на СНВ.
Важно обеспечить адресность предоставления вычета, что позволит сократить выпадающие доходы.
Например, учитывая в доходе, при достижении которого прекращается право на вычет, максимально широкого перечня доходов, предусмотренных ст.208 НК, даже тех, что не значатся в налогооблагаемой базе, а также социальных выплат, пособий и льгот. Или же предоставлять права на вычет только из активных доходов, обеспеченных трудовой деятельностью налогоплательщика, а также учитывать имущественное положение гражданина.
Необходимо учитывать значительные региональные колебания в уровне доходов. При определении параметров СНВ важно отталкиваться от размера прожиточного минимума в регионе проживания налогоплательщика.
Насколько идея с возвращением стандартного налогового вычета, хотя и в новой оболочке, окажется востребованной, пока трудно сказать. Но некоторые российские экономисты делают ставку на него, как на стимул экономического развития РФ. Но вот улучшит ли он положение обычных граждан РФ, поможет ли не бояться уплаты налогов и активно стремиться к росту заработков, а значит, собственных доходов, покажет время.
Налоги в России больше, чем просто налоги?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
А также считать все "активные расходы" - ипотеку, кредиты, проценты, несовершеннолетних детей и др. нетрудоспособных членов семьи, расходы на съемное жилье и пр. Учитывать сколько пересадок человек делает добираясь на работу и прочие неучитываемые сейчас расходы. В принципе не брать налог с тех у кого зарплата меньшие средней по региону. Что в трясете этим прожиточным минимум как великим достижением. Это - беда для народа. Работодатель имеет полное право платить ЛЮБОМУ работнику прожиточный минимум вне зависимости от его квалификации и будет прав - все по закону. Прожиточный минимум - это черта ФИЗИЧЕСКОГО ВЫЖИВАНИЯ. ВЫЖИВАНИЯ! Это - не зарплата. Это - подачка, чтобы работник НЕ сдох.
Экономисты, не закрывающие глаза на проблемы населения России, отлично понимают, что любая инициатива, спущенная сверху и хоть намеком ущемляющая права гражданина, будет отвергнута. Вот они пытаются найти лазейки, чтобы так сказать пробежать между струйками, с одной стороны, им нужно не выбиваться из магистральной линии, прочерченной властью, а с другой стороны, искать способ экономических выгод для населения.