За что отвечает перевозчик? Правила возмещения вреда

В предыдущей статье, с которой можно ознакомиться здесь, мы рассматривали общие моменты перевозок пассажиров маршрутным транспортом. Этой услугой пользуется очень много людей, в связи с чем постараемся рассмотреть, на основании чего и за что отвечает перевозчик перед пассажирами.
На чем основывается возмещение вреда пассажиру?
Для того чтобы пассажиру был возмещен вред, законом установлена обязанность перевозчика страховать такой риск.
Это прямо предусмотрено ст. 4 федерального закона от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее № 67-ФЗ):
1. Обязательное страхование вводится в целях обеспечения возмещения вреда, причиненного при перевозках жизни, здоровью, имуществу пассажиров независимо от вида транспорта и вида перевозок, создания единых условий возмещения причиненного вреда, а также установления процедуры получения выгодоприобретателями возмещения вреда.
Таким образом, в общем виде у нас вырисовываются такие отношения:
• перевозчик хочет осуществлять доставление граждан до необходимого им места. Для этого он предусматривает риски возможного причинения вреда и обращается к страховщику;
• страховщик и перевозчик заключают договор в пользу гражданина, который пользуется услугами перевозчика;
• гражданин при необходимости имеет право требовать возмещения вреда.
На юридическом языке пассажир становится выгодоприобретателем – тем, кто может требовать возмещения нанесенного ему вреда.
При этом из ст. 5 № 67-ФЗ мы находим, что выступать в роли перевозчика может не только организация, осуществляющая перевозки (очевидно, имея в виду указание на ведение такой деятельности в организационной документации), но и любое физическое или юридическое лицо, которое:
1. фактически оказывает услуги по перевозке,
2. оказывает эти услуги оборудованным на восемь мест транспортным средством.
Это очень важный момент, который позволяет ссылаться на положения данного закона в случае спора, где установлены нижние пределы сумм страхования риска возмещаемого вреда. В отношении таких недобросовестных перевозчиком установлена ответственность:
…при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
Какая ответственность за отсутствие страхования?
Перевозчик, который не застраховал свою ответственность, помимо обязанности выплатить страховую сумму на общих основаниях несет и административное наказание. Из ст. 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ):
…влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Кто может требовать возмещения вреда?
Согласно положениям № 67-ФЗ и гражданского законодательства такими лицами могут быть:
1. сам потерпевший,
2. в случае смерти потерпевшего – лица, находившиеся у него на иждивении, то есть для которых он являлся кормильцем,
3. при отсутствии лиц на иждивении:
• супруг;
• родители;
• усыновители;
• дети,
у которых уже потерпевший находился на иждивении. То есть меняется местами положение потерпевшего.
4. При возмещении расходов на погребение – лица, которые осуществили эти действия.
Что страхуется в пользу гражданина?
Важным документом в данном случае является договор обязательного страхования, который заключают перевозчик и страхователь (организация, оказывающая услуги по страхованию). В нем фиксируются все основные условия, связанные с наступлением страхового случая. Отдельно в ст. 8 указано на определение страховой суммы в каждом конкретном случае. Сумма не фиксирована и в зависимости от возникшей ситуации может меняться.
При этом важный момент в отношении сумм – в законе прямо указан порог, ниже которого суммы страхуемого риска не могут быть изменены:
1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира;
2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира;
3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира.
Это очень важно при формировании требований к перевозчику, когда наступили неблагоприятные последствия. Так мы знаем, в рамках каких сумм застрахован риск причинения вреда пассажиру.
Как определить, застрахован ли перевозчик?
Закон обязывает перевозчика информировать всех пассажиров о страховании своей ответственности. Для этого информация разделяется на два вида.
1. Сведения о страховщике – организации, с которой перевозчик заключил договор обязательного страхования, это может быть:
• наименование;
• место нахождения;
• почтовый адрес;
• номер телефона.
2. Сведения о заключенном договоре:
• номер;
• дата заключения;
• срок действия;
Эта информация очень важна для понимания, к кому обращаться в случае причинения вреда. Закон определяет, что пути доведения до пассажиров этой информации могут быть разными (размещение в транспорте, транслирование), но пассажиры должны без труда ее получить.
Какова ответственность за отсутствие этих сведений?
Наказание за невыполнение этого требования четко установлено ст. 11.31 КоАП РФ:
…влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как действовать в случае причинения вреда?
Рассмотрим порядок обращения о возмещении вреда живого потерпевшего. Разбирая ст. 14 № 67-ФЗ, находим несколько важных положений.
1. Фиксация
Прежде всего, в момент наступления страхового случая необходимо его зафиксировать. Для полной защиты себя в случае спора стоит использовать любые подручные средства (фото, видео, расписки, свидетели).
С позиции закона же есть определенный документ, который подразделяется на виды. Из приказа Минтранса России от 27.12.2017 г. № 540:
1. При вреде жизни и здоровью, имуществу – «Документ о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах».
2. При порче багажа – «Коммерческий акт».
Данный документ составляется самим перевозчиком или тем, на кого он возложил эту обязанность – очевидно, имеются в виду разного рода представители, которые должны иметь соответствующие полномочия.
2. Последующие действия
1. Необходимо обратиться к страховщику с заявлением о возмещении причиненного вреда. Форма такого заявления установлена Центральным банком. Посмотреть его можно здесь.
2. Вместе с заявлением подаются документы, которые мы можем найти в приложении 3
к указанию Банка России от 19.09.2018 г. № 4914-У:
1) Документ, удостоверяющий личность потерпевшего.
2) Если потерпевший обращается не лично – документ, удостоверяющий личность такого человека, и документы, по которым можно определить, что представитель потерпевшего может требовать возмещения. Иными словами, подтверждение права на данное возмещение.
3) Документ о произошедшем событии на транспорте – как мы рассматривали выше, этот документ оформляется перевозчиком, поэтому важно затребовать его составления в момент причинения вреда.
4) Если такие документы имеются:
-документы об административном правонарушении;
-документы в отношении движения уголовного дела.
В случае вреда имуществу:
1. Произвольная опись испорченного или утраченного имущества.
2. Примерная стоимость имущества – правил определения таких цен нет, видимо, стоит исходить из рыночных.
3. Стоимость на восстановление имущества – здесь полегче, действительно при ремонте, например, можно сохранить чек.
4. Багажная квитанция или иной документ о перевозке имущества. Отметим, что предоставляется только при наличии у человека такого документа.
5. Если имущество получает представитель умершего – свидетельство о смерти и праве на наследство умершего.
Итак, подведем итоги
1. Перевозчик, который оказывает услуги по перевозке граждан маршрутным транспортом, должен быть застрахован.
2. Застраховано должно быть и иное лицо, которое фактически оказывает услуги по перевозке.
3. Страхование является обязательным.
4. Сведения о страховой организации должны быть сообщены гражданам.
5. При наступлении страхового случая необходимо максимально точно все зафиксировать.
6. За возмещением вреда необходимо обращаться с заявлением и документами к страховой организации.

Получилось возместить причиненный вред?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Случайно нажал НЕТ при голосовании. На самом деле несколько лет назад во время резкого торможения автобуса у меня упала мама, сильно ударилась головой - серьезная травма. Но там вызывалось ГАИ - случай зафиксирован, а также скорая, она лежала в больнице м ил. То есть все документы были. Страховкц она получила приличную и вообщем то без проблем. Забавно то, что про это страховку мы узнали вообще случайно. Ни автобусники со стажем, ни ГАИшник который вел это дело об ней не просто не знали, а говорили что такой страховки нет.. тем более типа сама виновата - плохо держалась. А она есть - в страховой вопросов не возникло. Как только из ГАИ принесли судебныю экспертизу о тяжести вреда здоровью - через 2 недели деньги получили. Не дай Бог конечно таким образом деньги заработать, но...в худшем случае - человек умер сумма больше 2 млн. руб, в другие травмы-диагнозы оплачиваются как проценты от этих 2 млн.
Добрый день, Вадим! Действительно поучительная история. Наглядно видно, что не только рядовые граждане, но и те лица, которые должны быть в силу выполнения своих обязанностей осведомлены о страховых рисках, на самом деле могут не иметь представления об этом.
Хочу добавить.
В случае наступления СТРАХОВОГО СОБЫТИЯ, кто то из пассажиров, может не сразу понять, что получил существенную травму.
Например:
- Стукнулся головой... и только ночью, может начаться головокружение, рвота..., свидетельствующие о получении сотрясения мозга.
- Или стукнулись рукой и только через несколько дней, поскольку боль не утихает, обратились к врачу, обследование выявит трещину, или перелом.
Чтобы иметь возможность доказать, СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ, что Вы пострадали именно в этом ДТП -
САДЯСЬ В ЛЮБОЙ ТРАНСПОРТ, ОБЯЗАТЕЛЬНО БЕРИТЕ БИЛЕТ И В СЛУЧАЕ ДТП, СОХРАНЯЙТЕ ЕГО ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ БУДЕТ ПОНЯТНО, ЧТО ВСЁ ОБОШЛОСЬ БЛАГОПОЛУЧНО.