Что делать, если вы случайно разбили товар в магазине?

Компромисс — хороший зонтик, но плохая крыша.
Б. Ю. Крутиер
Вступление
Иногда бывают такие случаи, когда поход в магазин может омрачить случайно разбитый товар, будь то банка с огурцами, бутылка коньяка, коробка с посудой и т. п. Давайте разберемся, обязан ли покупатель платить за разбитый товар, или он имеет право этого не делать.
Общие понятия
Обратимся к норме закона. В ст. 211 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) указывается, что «риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором».
Согласно п. 1 ст. 459 ГК РФ, «если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю».
«...договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара» (ст. 493 ГК РФ).
Исходя из этого следует, что пока вы не оплатили товар и вам не выдали чек, ответственность за товар несет магазин, вроде бы все просто.
Одно существенное условие
Однако это не совсем верно. И многое будет зависеть от того, что предполагает собой действие, как «случайное повреждение товара». А действительно ли он был разбит случайно – или же товар разбился по вашей вине?
Покупатель не несет никакой ответственности за разбитый товар, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК РФ).
Следовательно, если вы виноваты, администрация магазина действительно имеет право требовать оплатить испорченный товар; однако если вашей вины в произошедшем нет, платить вы не должны.
Ответственность за причиненный вред лежит на вас, если:
- вы испортили товар намеренно, к примеру, взяли с полки бутылку шампанского и разбили ее об пол;
- вы испортили товар по неосторожности. Неосторожность – это одна из форм вины. При неосторожном поведении человек не нарушает чужие права преднамеренно, но ведет себя недостаточно осмотрительно, вследствие чего не может предвидеть, к каким последствиям могут привести его действия. Например, вы взяли с полки посмотреть бутылку шампанского, у вас зазвонил телефон, вместо того чтобы бутылку вернуть на место, вы полезли в карман за телефоном и бутылка шампанского выскользнула у вас из рук и разбилась – можно считать ваши действия неосторожными;
- вы находились в состоянии алкогольного опьянения, бегали, кружились по торговому помещению, вели себя неадекватно.
Ответственность лежит на магазине, если...
- Вы поскользнулись на мокром полу, при этом разбив товар.
- Вы пытались разойтись с другим покупателем, но из-за узкого прохода между стеллажами нечаянно зацепили одеждой или корзинкой товар на полке.
- Банки стоят друг на друге, вы взяли банку с полки, но из-за плохой расстановки товара уронили все на пол.
В этом случае платить за испорченный товар вы не должны, так как вины в ваших действиях нет, а риски повреждения товара несет магазин, ибо сотрудники магазина неудобно расставили товар на полках, не привели к ГОСТу минимальное расстояние между стеллажами, не предупредили любыми способами о том, что в торговом зале скользкий пол, потому что его недавно помыли.
Что делать, если администрация магазина требует оплатить испорченный товар
Если покупатель сам виноват в порче товара, он может добровольно возместить магазину его стоимость. Но если он не считает себя виновным, то администрация магазина может добиться от него оплаты поврежденного товара только через суд.
Поэтому сразу зовите администратора или заведующего, просите составить акт о порче товара и предоставить вам жалобную книгу.
В жалобной книге необходимо указать:
- обстоятельства произошедшего (какие именно действия привели к тому, что предмет разбился);
- дату и время случившегося;
- свидетелей произошедшего (это могут быть ваши близкие или другие покупатели, видевшие, что случилось).
Постарайтесь сделать копию или фотографию страницы со своей записью в жалобной книге и акта о порче товара.
Объясните администрации, что готовы возместить убытки, если ваша вина будет доказана в суде.
Сотрудники магазина не имеют право заставить вас платить на месте. Устанавливать виновника и привлекать к ответственности может только суд.
Ни в коем случае не отдавайте свой паспорт (или какие-либо другие документы) сотрудникам магазина. При необходимости вы можете просто продиктовать данные паспорта, не показывая его никому. Требовать паспорт у вас они не имеют права.
Если мирно проблему решить не удалось, а сотрудник ЧОП начал проявлять по отношению к вам агрессию (угрожает вашему здоровью словами, пытается вырвать документы и т. п.), обязательно зафиксируйте его действия на смартфон (если имеется), вызывайте полицию. Не лишним будет напомнить ему, что его действия подходят под ст. 203 Уголовного кодекса Российской Федерации «Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей».
Спасибо за внимание!
О том, что нужно знать, когда сотрудники полиции задержали за отсутствие паспорта, читайте тут
Если Вы были в такой ситуации, то:
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
В таких случаях и проявляется разница в воспитании. Как-то раз в Испании, я в дьюти фри взял дорогую бутылку вина за 72 евро и стал её рассматривать, но не удержал и она разбилась. И я, и продавец испугались - я за то, что мне придётся расстаться с деньгами (а перед возвращением домой их обычно не остаётся), а она, как оказалось, за то - не поранился ли я. И так старалась протереть от вина мои ботинки, что стало даже неудобно. А на оставшийся товар она мне дала непредусмотренную скидку. Возможно ли такое в "Шестёрочке"/ "восьмёрочке" или других числительных магазинах? Я это всё к чему-у законов должна быть ещё и культурная составляющая, не унижающая человека.
В пятерочке или покупочке продавщица стала орать как бешеная после того как я задела сумкой товар из-за узкого прохода, а админ прибежала и вытаращила глаза. Всем скопом они заставляли заплатить, а я тихо сказала, чтобы подавали в суд. И спокойно ушла, заплатив за нужный мне товар только. Это был пипец. Они остались стоять как вкопанные, а дочь моя оглядывалась и все боялась, не побегут ли они за нами с полицией. Я тогда дочери сказала, чтобы больше нужной инфо читала в нете, а не переписки бестолковые.
Слышала что за границей это обычное дело. Те кто там живёт даже и не думают оплачивать а продавцы извиняются за разбитый товар. Но там действительно в основном вежливость и уважение по отношению к другим. Нам до этого далеко. Воспитанием многие обделены. Везде хамство, мат, равнодушие.
Сказка ложь, но в ней намек!
Неужели такое бывает?
Неужели такое бывает?
Спасибо за хорошую нужную информацию, за грамотную речь, за понятные и доступные примеры. Зачастую попадая в подобную ситуацию теряешься и признаёшь себя виноватым растяпой, хотя реально проходы между полок такие узкие что не задеть товар невозможно, разъехаться тележками вообще не реально!
Вот в бытность, в магазине Тянь Кен лунь, что был на углу Нового Арбата и Садового кольца, мой ребенок случайно зацепил лежащий на полке товар (но не сломал), я смутилась, а продавец (китаец) сказал, что ребенок не виноват. Вот КАК НАДО общаться с покупателями!
Плохая статья: не указаны госты расстановки стеллажей и товаров в магазинах. Без этой информации ценность её на уровне вестей от агенства ОБС..
Статья не плохая, а очень даже полезная. Вас, уважаемый Алексей, бесплатно проконсультировали. Если Вас интересует более детальная информация по данному вопросу потрудитесь сами пополнить свои знания и возможно следующая статья по данной проблеме будет представлена Вами с более глубоким рассмотрением законодательных актов и ссылкой на них.
Эта, т.н. консультация, несёт нулевую полезность. Я давным-давно всё по данному вопросу выяснил из источника, который не поленился дать полную информацию, а не три тупых строчки текста ради рейтинга на сайте..
Да ещё юристик-автор ставит дислайк вместо аргументированного ответа - смешной чепушок.
Публикация вне всяких сомнений полезная!
Ну и по традиции
Вы взяли банку с полки, но из-за плохой расстановки товара, уронили все на пол...