Как проводятся плановые проверки организаций с 18.06.2019
С 18 июня 2019 г. действуют изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ. См. Федеральный закон от 06.06.2019 N 130-ФЗ. Соответствующие изменения будут отражены в материале при его актуализации.
Такие проверки проводятся контролирующими (надзорными) органами в соответствии с ежегодными планами проверок. Их разрабатывают, утверждают и согласовывают с органами прокуратуры органы, которые будут проводить проверку.
Как правило, такие проверки проводятся один раз в три года, но в отдельных случаях могут проводиться чаще. Они могут быть документарными и выездными. По общему правилу срок каждой проверки не может превышать 20 рабочих дней.
По итогам проверки составляется акт. Если выявлены нарушения, то проверяющие оформят предписание и могут привлечь вас к ответственности.
Оглавление:
1. Чем регулируется порядок проведения плановых проверок
2. Кто проводит плановые проверки
3. Как часто могут проводиться плановые проверки
4. Что является основанием для проведения плановой проверки
5. Как можно ознакомиться с ежегодными планами проверок на текущий год
6. В каких формах проводятся плановые проверки
7. Какие документы составляются в результате плановой проверки
1. Чем регулируется порядок проведения плановых проверок
Основные правила по проведению проверок предусмотрены в Законе N 294-ФЗ. При этом отметим, что на ряд проверок они не распространяются. Виды контроля (надзора), на которые такие правила проведения проверок не распространяются, перечислены в ч. 3.1 ст. 1 названного Закона. К ним относятся, например, налоговый, валютный, таможенный контроль, банковский и страховой надзор. В данном случае проверки проводятся по тем правилам, которые установлены в соответствующих законах.
Для отдельных проверок могут устанавливаться особенности их проведения, например в части сроков и периодичности их проведения. Виды контроля (надзора), по которым проводятся такие проверки, перечислены в ч. 4 ст. 1 указанного Закона. К ним относятся, в частности, лицензионный и экспортный контроль, надзор в области связи, промышленной безопасности, пожарный и строительный надзор. Особенности их проведения устанавливаются в соответствующих федеральных законах.
2. Кто проводит плановые проверки
Их проводят органы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (п. 6 ст. 2 Закона N 294-ФЗ).
Какой именно орган будет проводить проверку, зависит от того, соблюдение каких требований будет проверяться. Для каждого вида контроля (надзора) установлен свой орган. Например, проверки по соблюдению требований:
• пожарной безопасности проводят органы государственного пожарного надзора МЧС России (п. п. 1, 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290);
• земельного законодательства - Росреестр, Россельхознадзор и Росприроднадзор (и их территориальные органы) в зависимости от проверяемых требований (п. п. 2 - 5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1).
3. Как часто могут проводиться плановые проверки
По общему правилу такие проверки могут проводиться не чаще одного раза в три года (ч. 2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). При этом учитывайте, что:
1) если вы ведете деятельность в сфере здравоохранения, образования или социальной сфере, а также в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, то проверка может проводиться два и более раза в три года. Конкретные перечни видов деятельности и периодичность проведения по ним проверок устанавливает Правительство РФ (ч. 9 ст. 9 названного Закона).
Отметим, что в настоящее время периодичность проведения проверок установлена только для видов деятельности в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере (см. Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944). Например, если вы продаете лекарственные средства оптом, проверка будет проводиться не более одного раза в два года.
Для остальных из указанных выше видов деятельности сокращенная периодичность проведения проверок не установлена, поэтому они должны проводиться в общий срок;
2) по многим видам контроля (надзора) применяется риск-ориентированный подход. В этом случае периодичность проведения проверки зависит от категории риска или класса опасности (ч. 9.3 ст. 9 указанного Закона).
4. Что является основанием для проведения плановой проверки
Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, которые разрабатывают и утверждают контролирующие и надзорные органы. Такой план должен быть согласован с органами прокуратуры (ч. 3, 6, 6.1 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
4.1. Как готовятся ежегодные планы проведения проверок
Порядок подготовки таких планов приведен в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489. По общему правилу ежегодный план разрабатывается в следующем порядке:
1) проводится отбор организаций, их филиалов, представительств, обособленных подразделений (пп. "а" п. 3 названных Правил).
Как правило, они включаются в ежегодный план проверок, если истекли три года с момента (ч. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ):
-госрегистрации организации;
-окончания последней плановой проверки;
-начала деятельности организации в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
Организации для включения в ежегодный план определяются с учетом результатов внеплановых проверок, которые проводились в предшествующие три года, анализа соблюдения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, оценки возможного риска причинения вреда, связанного с деятельностью организации (пп. "б" п. 3 указанных Правил).
Нужно отметить, что для отдельных видов деятельности и контроля (надзора) предусмотрено, что проверки могут проводиться чаще. В этом случае организации могут быть включены в план и оценены в предусмотренный для них срок;
2) согласовывается проведение плановых проверок организаций с другими органами, если проведение проверки намечается совместно (пп. "в" п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489);
3) составляется проект ежегодного плана. Его типовая форма приведена в Приложении к названным Правилам;
4) проект направляется в органы прокуратуры для его рассмотрения. Он должен быть направлен до 1 сентября года, который предшествует проведению проверки. Органы прокуратуры проверяют законность включения организаций в план. При необходимости вносят предложения об устранении выявленных замечаний, а также о наличии возможности проведения совместной проверки организации (ч. 6, 6.1 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, пп. "д" п. 3 указанных Правил);
5) проект дорабатывается и утверждается руководителем органа контроля, надзора. Утвержденный план направляется в органы прокуратуры до 1 ноября года, предшествующего проведению проверки (ч. 6.2 ст. 9 названного Закона, пп. "е" п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489).
5. Как можно ознакомиться с ежегодными планами проверок на текущий год
Ознакомиться с планами проверок на текущий год удобнее всего на сайте Генеральной прокуратуры РФ (http://plan.genproc.gov.ru/). Она формирует ежегодный сводный план, в котором указывается информация по всем регионам и по всем контролирующим (надзорным) органам. Он размещается на сайте Генпрокуратуры РФ до 31 декабря текущего года. Кроме того, Генпрокуратура ведет единый реестр проверок (ч. 7 ст. 9, ч. 1 ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ).
Также вы можете ознакомиться с планом проверок на сайте органа, который будет проводить проверку (ч. 7.2 ст. 9 названного Закона, п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489).
Учитывайте, что в установленных случаях в ежегодный план проведения проверки могут быть внесены изменения. Сведения о них должны быть размещены на сайте надзорного органа в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений (п. 8 названных Правил).
6. В каких формах проводятся плановые проверки
Плановые проверки могут быть документарными и выездными (ч. 11 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Выездная проверка может проводиться в случае, если (ч. 3 ст. 12 названного Закона):
• при документарной проверке нельзя установить достоверность и полноту сведений в документах организации, которые имеются в распоряжении госоргана (в том числе поданном уведомлении о начале осуществления отдельных видов деятельности);
• без проведения выездной проверки нельзя установить, соответствует ли деятельность организации обязательным требованиям или требованиям, которые установлены в муниципальных правовых актах.
Учитывайте, что если для проведения проверки применяется риск-ориентированный подход, то в отношении отдельных категорий риска (классов опасности) выездные проверки могут не проводиться. Такие положения устанавливает Правительство РФ (ч. 3.1 ст. 12 указанного Закона).
6.1. Какие общие правила проведения проверок
Общие правила проведения проверок (документарных и выездных) состоят в следующем:
1) проверка проводится по распоряжению (приказу) руководителя органа, который будет проводить проверку, или его заместителя (ч. 1 ст. 14 Закона 294-ФЗ). В числе обязательных сведений в нем должны быть указаны должностные лица, которые будут ее проводить;
2) вас должны уведомить о проведении проверки не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. Для этого в адрес организации должна быть направлена копия распоряжения (приказа). Ее могут направить почтой с уведомлением о вручении, в электронном виде, если адрес электронной почты известен контролирующему (надзорному) органу, или иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 названного Закона);
3) должны использоваться проверочные листы, если это предусмотрено для данного вида контроля, надзора. Применение таких листов может быть предусмотрено как для всех, так и для отдельных организаций (ч. 11.1, 11.2 ст. 9 указанного Закона).
Срок проведения каждой из проверок (документарной и выездной) не должен быть более 20 рабочих дней. При этом учитывайте, что если для проведения проверки используется риск-ориентированный подход, то в отношении объектов определенной категории риска (класса опасности) срок проведения проверки может быть меньшим (ч. 1, 1.1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Например, земельный надзор в отношении участков, которые отнесены к категории умеренного риска, Росреестр проводит в течение 17 рабочих дней (п. 10 (4) Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1).
6.1.1. Что такое проверочные листы и как они используются при проведении плановой проверки
Проверочные листы содержат списки контрольных вопросов, которые подлежат выяснению при проведении плановой проверки. Ответы на эти вопросы будут однозначно свидетельствовать о том, соблюдает ли организация обязательные требования и требования, установленные муниципальными актами (ч. 11.3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
На сегодняшний день все больше проверок проводится с использованием проверочных листов. Должны ли они применяться, устанавливается в положении о виде контроля (надзора), сами проверочные листы утверждает контролирующий (надзорный) орган в соответствии с установленными требованиями (ч. 11.1, 11.3 ст. 9 названного Закона).
Проверочные листы могут содержать (ч. 11.3 ст. 9 названного Закона):
• вопросы, которые затрагивают все обязательные требования и требования муниципальных актов;
• часть указанных требований, соблюдение которых является наиболее значимым.
Отметим, что если у вас будет проводиться совместная проверка, то могут использоваться сводные проверочные листы (ч. 11.4 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Обратите внимание, что с помощью проверочных листов вы можете заранее самостоятельно подготовиться к проведению проверки.
6.2. Как проводятся документарные проверки
Такая проверка проводится по месту нахождения проверяющего органа (ч. 2 ст. 11 N 294-ФЗ).
На этом этапе проверяются, в частности (ч. 1, 3 ст. 11 названного Закона):
1) документы организации, устанавливающие их организационно-правовую форму, права и обязанности;
2) документы, используемые при осуществлении ее деятельности и связанные с исполнением обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также документы по исполнению предписаний и постановлений контрольных (надзорных) органов;
3) акты предыдущих проверок;
4) материалы дел об административных правонарушениях.
Проверяющий орган в первую очередь должен проверить те документы, которые имеются в его распоряжении. Если у должностных лиц возникают сомнения в достоверности сведений в документах либо они не позволяют оценить исполнение вами обязательных и иных требований, то вам направят запрос о предоставлении других необходимых документов. Такой запрос должен быть мотивированным, к нему должно быть приложено распоряжение (приказ) руководителя госоргана о проведении документарной проверки (ч. 3, 4 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Вы должны представить запрашиваемые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса. Эти документы нужно подать в виде простых (не нотариально заверенных) копий. Они должны быть подписаны руководителем организации (другим должностным лицом) и заверены печатью организации, если она имеется. Документы можно направить и в электронном виде, при этом подпишите их усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 5 - 7 ст. 11 названного Закона).
Обратите внимание, что госорганы не могут требовать от вас документы, которые не относятся к предмету проверки, а также документы, которые они могут получить у других контролирующих (надзорных) органов (ч. 11 ст. 11 указанного Закона).
Если при проверке представленных документов выявлены ошибки, противоречия либо сведения в них не соответствуют имеющимся у контролирующего (надзорного) органа, то вам направят информацию об этом с требованием о предоставлении письменных пояснений в течение 10 рабочих дней. К пояснениям вы можете приложить документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов (ч. 8, 9 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Если пояснения вы не представили или после рассмотрения пояснений и вновь представленных документов будут установлены признаки нарушений, то может быть проведена выездная проверка (ч. 10 ст. 11 названного Закона).
6.3. Как проводятся выездные проверки
При выездной проверке контролирующий (надзорный) орган проверяет (ч. 1 ст. 12 Закона N 294-ФЗ):
• сведения, которые содержатся в документах организации;
• соответствие ее работников;
• состояние используемых при осуществлении деятельности зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и других подобных объектов, транспортных средств;
• производимые и реализуемые товары (выполняемые работы или предоставляемые услуги);
• меры, которые принимаются для исполнения обязательных требований и требований, установленных муниципальными актами.
Выездная проверка проводится по месту нахождения вашей организации и (или) фактического осуществления деятельности (ч. 2 ст. 12 названного Закона).
Прежде чем начать выездную проверку вашей организации, должностные лица обязаны предъявить свои служебные удостоверения и распоряжение (приказ) руководителя госоргана (его заместителя) о назначении выездной проверки. Кроме того, вас должны ознакомить, в частности, с полномочиями проверяющих, целями и задачами проверки, видами и объемами необходимых мероприятий, а также сроками и условиями ее проведения (ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).
При проверке вы должны (ч. 5 ст. 12 названного Закона):
• предоставить проверяющим возможность ознакомиться с документами, если до этого не проводилась документарная проверка;
• обеспечить доступ проверяющих и экспертов (представителей экспертных организаций), если они привлечены к проведению проверки, к территории организации, используемым ею зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию, а также транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
Если выездную проверку провести не представляется возможным (например, в связи с отсутствием руководителя организации или иного должностного лица либо ваша организация факти
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: