Патронаж над пожилыми лицами. Алгоритм действий.
Законодательством РФ не установлена обязанность по ведению реестра физических лиц, находящихся под попечительством, патронажем и опеки.
Общий списочный состав данных лиц ведется территориальным отделом социальной защиты населения. Однако, данная информация является закрытой, так как при ведении базы данных используются персональные данные граждан.
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст.7 ФЗ «О персональных данных» №152-ФЗ от 07.07.2006 г.
Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.
В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж.
Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина (ст. 41 ГК РФ)
В силу ст. 14 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 №442-ФЗ основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта ФЗ либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
В ст. 15 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ закреплены основания, по которым гражданин может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании.
Для установления патронажа гражданин, нуждающийся в установлении над ним патронажа, и кандидат в помощники подают в орган опеки и попечительства заявления по определенным этим органом формам.
К заявлению прилагается соответствующий пакет документов, как правило, это:
-медицинское заключение о состоянии здоровья совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, о невозможности по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности;
-медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина, оформляющего патронаж, об отсутствии у него заболеваний, при которых он не может быть помощником гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа;
-трудовая книжка кандидата в помощники или иной документ, подтверждающий, что кандидат в помощники не является социальным работником (справка с места работы).
Граждане при подаче заявлений должны предъявить паспорта или иные документы, удостоверяющие личность.
При соответствии представленных документов действующему законодательству РФ орган опеки и попечительства (как правило, в течение 7 дней со дня регистрации заявлений) производит обследование условий жизни, материально-бытового положения гражданина, с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих о его нуждаемости в посторонней помощи.
По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни, материально-бытового положения совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности и нуждается в установлении патронажа.
С учетом указанного акта обследования орган опеки и попечительства в установленный срок (как правило, в течение 15 дней со дня регистрации заявления) принимает решение об установлении патронажа и назначении помощника. Решение органа опеки и попечительства оформляется, как правило, в форме распоряжения.
В случае принятия решения об отказе в удовлетворении заявления гражданина об установлении патронажа и назначении помощником орган опеки и попечительства направляет ему письменный мотивированный отказ.
Вместе с мотивированным отказом гражданам возвращаются все документы и разъясняется порядок их обжалования. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.
В дополнение сообщаем, что установление патронажа подтверждается заключением договора доверительного управления имуществом гражданина, находящегося под патронажем.

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Спасибо
Очень нужная информация. Спасибо.
Спасибо. Если есть пожелания по теме статьи, пишите. Буду признательна.
Интересно и познавательно.
Спасибо за проявленный интерес!
Наталья Владимировна, можно ли установить патронаж за родственником?
Ситуация такова: не работающая дочь Ухаживает за матерью, достигшей 80 лет. Установлено пособие, 1200 руб. Мать положили в больницу, для профилактики, в геронтологическое отделение. Забрали чуть живую с бронхитом и герпесом. Дочь написала в прокуратуру. Пришел ответ, что она не имеет права разглашать тайну заболевания и т.д. А если оформить патронаж, то она будет иметь право представлять интересы матери, в суде, например, и платят ли за патронаж?
Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.
Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора (ст. 41 ГК РФ).
Помощник не вправе представлять интересы совершеннолетнего дееспособного гражданина во всех без исключения правоотношениях, не является его законным представителем. Как в суде, так и в исполнительном производстве, в других правоотношениях гражданин участвует самостоятельно, что говорит об исключительно имущественной направленности патронажа. Вознаграждение, как таковое также не является обязательным условием патронажа.
Однако, и договор поручения и договор доверительного управления имуществом предоставляет возможность наделить патронажа определенными полномочиями (в том числе и возможность представление интересов подопечного в суде), а также установление вознаграждения (ст. 972,1023 ГК РФ)
Здравствуйте! Вопрос по этому пункту:
- медицинское заключение о состоянии здоровья совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, о невозможности по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности;
==================================================
Подскажите, кто выдает такое заключение и по каким критериям определяется, является ли человек или не является способным самостоятельно осуществлять свои права и обязанности?
Также, если я хочу подать заявление об осуществлении патронажа над своей бабушкой 83 лет, при этом я не трудоустроен официально, какие документы мне необходимо принести, чтобы доказать что я не работаю в соц. службе, и в тоже время финансово состоятелен? Есть трудовая с прошлым местом работы, оттуда согласны написать рекомендацию, но это всё. Не приносить же выписку по карте?