Видеосъемка в общественных местах

Законы об осуществлении видеосъемки
Отдельно о ведении видеосъемки в общественном месте в законодательстве нет прямого запрета, либо наоборот – разрешения. Выяснить, когда же нам можно вести видеосъемку без препятствий, мы можем путем рассмотрения положений различных законов. Кроме того, большое значение имеет и ситуация, при которой происходит видеосъемка.
О видеосъемке в общем
Главное правило, которым должен руководствоваться гражданин, при осуществлении съемки на камеру – не нарушать прав других граждан. Это правило закреплено в ст. 17 Конституции Российской Федерации. Формально оно звучит так:
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Таким образом, гражданин имеет право вести видеосъемку, если это не будет нарушать прав других лиц. В рассматриваемой нами ситуации таким защищаемым правом является право граждан на изображение.
Гражданское законодательство содержит норму, которая закрепляет режим охраны своего изображения:
Статья 152.1. Охрана изображения гражданина
1. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина.
При этом стоит отметить, что имеется в виду именно обнародование и использование такого изображения. Так, если вы снимаете для себя, никто не может вам запретить это делать, даже если человек попадает в кадр. Но это уже вопросы доказывания в случае спора.
В случае использования материала, который вы сняли, необходимо убедиться, что, осуществляя видеосъемку, вы не нарушаете право на изображение других людей, когда они попадают в ваш объектив, что требует их согласия.
Однако нам помогает и закон в определении возможности снимать людей без согласия и без последствий для вас.
Не требуется разрешения, и можно спокойно снимать материал:
1. В каких-либо публичных интересах (например, фиксация правонарушения – потому как это преследует общественную и государственную цель доказательства проступка и дальнейшую ответственность).
2. При попадании изображения граждан в общественных местах – если у вас нет цели снимать конкретных людей. Так как в этом случае уже требуется их согласие.
3. Если гражданин сам за плату позировал, что означает его согласие на использование изображения.
Видеосъемка как способ получения информации
В дополнение к положениям о правах граждан в общем наиболее общее правило можно выразить, рассматривая видеосъемку, как процесс получения информации.
Располагая законодательство по силе, в первую очередь следует рассмотреть Конституцию Российской Федерации.
В ч. 4 ст. 29 мы находим следующее право:
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Раскрывает содержание этого положения ст. 8 федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – «Об информации»):
Право на доступ к информации
1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее – организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.
Из этих положений мы находим, что:
1. Информацию можно свободно искать и получать.
2. Это можно осуществлять в разных формах – как с помощью видеосъемки, фотосъемки, так и любой другой.
3. Необходимо убедиться, что закон разрешает эту информацию получать.
Законодательство в области разрешения получения информации
Закон ставит зависимость возможности получения информации от самого вида получаемых сведений. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – «Об информации») перечисляет эти виды:
1. Информация может быть объектом чьих-либо прав (соответственно имеет защиту) – примером могут служить вышеназванные нами права на охрану своего изображения.
2. Общедоступная и доступ к которой ограничен – например, государственная тайна.
3. Свободно распространяемая – рекламные кампании, просветительская информация.
4. Распространяемая по соглашениям – заключение договора об использовании сведений.
5. Обязана предоставляться, исходя из законов – режим работы государственных органов.
6. Информация, распространение которой ограничено или запрещено – противозаконные сведения, запрещенные к распространению под угрозой ответственности.
В эту категорию можно отнести и ряд примеров из различных законов:
1) Закон в области уголовно-исполнительных отношений устанавливает:
4. Кино-, фото-и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных.
2) Гражданское процессуальное законодательство:
7. Лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. Кино-и фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет допускаются с разрешения суда.
То есть при определенной обстановке следует ознакомится с правилами, которые закреплены в инструкциях, приказах или самих законах. Это и означает, что получать информацию можно в любой форме, не запрещенной законом.
Видеосъемка как информация о продавце
Еще одна грань, через которую можно рассмотреть процесс осуществления видеосъемки в общественных местах. Как мы уже выяснили, прямого запрета на осуществление такой съемки нет.
Касательно общественных мест в торговой сфере (магазины, кафе) рассмотрим законодательство в области защиты прав потребителей.
Так, ст. 8 закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» указано, что потребитель имеет право на информацию о:
1. изготовителе (исполнителе, продавце),
2. режиме работы и реализуемых товарах,
3. государственной регистрации,
4. фирменном названии, месте расположения.
Следовательно, ведение видеосъемки можно охарактеризовать и как способ получения сведений, напрямую связанных с производителем, поставщиком и подобными им лицами.
Итоги
Подводя итог, мы можем выделить главные правила:
1. Производить видеосъемку в общественном месте не запрещено.
1.1. Ограничения связаны с недопущением нарушения прав иных лиц.
1.2. При осуществлении съемки конкретных людей нужно получить их согласие.
1.3. Если съемка ведется в очевидно общественном месте – согласия не требуется.
2. В конкретных ситуациях видеосъемка понимается как процесс получения информации – это может как доказывать ее получение, так и налагать некоторые ограничения.
3. Объекты торговли также являются общественным местом, и о них можно получать информацию без препятствий.
Вам запрещали снимать?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Дополнительно:
Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. N 2334
"О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию"
3. Деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается: в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан; в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях; в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан; в создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "О противодействии коррупции"
Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ
(ред. от 27.12.2018)
"Об основах общественного контроля в Российской Федерации"
Статья 3. Право граждан на участие в осуществлении общественного контроля
1. Граждане Российской Федерации (далее также - граждане) вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
Благодарю, Алексей! Отличное дополнение к информационному фактору.
Масло масляное маслом разбавленное...
Фоткались как-то на фоне витрины магазина с телеками. Там шла передача про животных, ну и позировали с ними, прикольно получалось.
Выскочил из магазина азер, сказал, что он там главный и в грубой форме попросил убраться.
Потявкали в ответ и убрались. Настроения сниматься уже не было.
Человек всегда опасался объектива. Даже родных трудно заставить сняться. А через много лет с удовольствием смотрят. Сейчас к тому же перенимают из за рубежа "Их нравы", порой сильно их утрируя. Ребёнка шлёпать нельзя, а биологически не естественный однополый брак, можно. Там, за рубежом многие вопросы уже решены и заняться им нечем. А Нам есть чем.
Студент Фетисов - молодец. В отличие от большинства других статей на этом сайте, в этой статье есть ссылки на конкретные положения законов. Пусть и не полно, но с учетом дополнений (например, какие дал Алексей из Салехарда) вполне можно распечатать и носить с собой, чтобы показывать всяким-разным азерам возле магазинов (хотя им показывать и доказывать что-либо бесполезно), гайцам (но только адекватным), собственникам всякой недвижимости и т. д. и т. п.
Благодарю, Сергей! Будем стараться!