Какие коммунальные услуги мы оплатили, а за какие придется доплачивать?

Многие из нас сталкивались с тем фактом, что нередко, жилищно-коммунальные услуги, мягко говоря, далеки от идеала. Это может быть как банальное отсутствие одной-двух лампочек в подъезде, так и более серьезные проблемы: некачественное отопление, вода с примесями и т.д.
Давайте разберемся, за какие услуги мы заплатили, а какие нам еще предстоит оплачивать дополнительно.
Что бесплатно?
Итак, все жильцы многоквартирного дома получают платежные документы со строкой "Содержание и ремонт" (или аналогичной), так вот, в сумму, которая там указана включены работы, содержащиеся в Постановлении Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения". Это довольно объемный список и публиковать его здесь бессмысленно. Если вкратце, то в него входят все работы, которые управляющая компания или ТСЖ должна производить до границы балансовой принадлежности с собственником жилого помещения. Так, применительно к сантехническому оборудованию - это замена стояков канализации, горячего и холодного водоснабжения (до первого отключающего устройства), замена и ремонт стояков отопления, замена вышедших из строя магистральных линий электроснабжения, замена лампочек в местах общего пользования, ремонт выключателей, осветительной арматуры, профилактические и аварийные ремонты вводно-распределительного устройства многоквартирного дома, ремонт кровли и фасада.
За что придется заплатить?
Как известно, подавляющее большинство жильцов в многоквартирных домах - собственники. Это означает, что согласно ст. 39 Жилищного Кодекса РФ и ст. 210 Гражданского Кодекса РФ, расходы на содержание и ремонт своей собственности несет тот, в чьей собственности это имущество находится. Таким образом, к перечню того, за что придется оплачивать относится следующее:
1. Замена стояков: если стояки ГВС, ХВС, отопления, канализации, либо ввод электропитания на прибор учета электрической энергии находятся в хорошем состоянии, но Вы их желаете заменить по какой-то причине (не нравятся, например), то за это придется заплатить.
2. Замена приборов учета: как ни странно, но канули в Лету те времена, когда приходили хмурые дядьки-электрики, нередко с легким запахом, но не "Шардоне" и меняли централизованно приборы учета электрической энергии. Да-да, были времена, когда о водо-газо-теплосчетчиках никто даже и не слыхивал, но об этом позже. Теперь, расходы по установке и замене прибора учета ложатся на плечи собственников жилых помещений. Давайте рассмотрим ряд ситуаций, как будет производиться замена приборов учета:
2.1 Если прибор учета электрической энергии расположен на лестничной клетке:
Приборы учета электрической энергии, расположенные на лестничной площадке, находятся в пределах ответственности управляющей компании. Как следствие, любые действия, связаные с установкой (поверкой, заменой) данного оборудования на лестнице будут производится специалистами УК. Этажные щитки должны быть закрыты на замки и доступ к их содержимому должен осуществляться только лицами из числа специалистов, имеющих соответствующую подготовку. Согласно п. 2 ст.543 ГК РФ обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Под надлежащим техническим состоянием понимается такое состояние, когда оборудование может функционировать без сбоев и перерывов в его работе. Согласно п. 5.6.10 Постановления Госстроя России от 27.09.2003 № 170 сказано, что отвечает за сохранность приборов учета, расположенных на лестничной площадке, организация, эксплуатирующая жилищный фонд. Обратите внимание, речь идет о «сохранности», а не обслуживании, замене или ремонте.
Таким образом, можно сделать следующий вывод:
-счетчик, если даже он расположен на лестничной площадке, является собственностью лица, чье помещение он обслуживает. Он не будет являться общедомовым имуществом, как следствие, управляющая организация его содержать не обязана. Замена, ремонт, обслуживание такого счетчика – обязанность собственника той квартиры, которую счетчик обслуживает.
При этом стоит учитывать ряд норм законодательства. Так, в статье 36 Жилищного кодекса РФ можно найти признаки общего имущества дома: объект должен обслуживать две и более квартиры в доме (лестничный счетчик сюда явно не подходит). В статье 162 Жилищного кодекса РФ можно узнать, что управляющая организация обязана содержать только общее имущество. Из статьи 210 Гражданского кодекса РФ можно узнать, что бремя содержания имущества возлагается на собственника. Касаемо приборов учета расположенных в квартире, позиция законодательства аналогична.
2.2 Если жилье муниципальное:
Если Вы проживаете по договору социального найма, т.е. квартира не приватизирована, то расходы по установке, замене, поверке приборов учета (любых) будет нести собственник, т.е. муниципалитет (ведомство, арендодатель).
Однако, основываясь на практике, чаще всего представители управляющих компаний требуют производить оплату от нанимателей, проживающих по договору соцнайма в неприватизированной квартире (пользующихся корпоративным жильем).
Они мотивируют свое решение тем, что оплата должна осуществляться абонентом, потребляющим электроэнергию. В данной ситуации налицо явное нарушение норм, изложенных в ст. 39 Жилищного Кодекса РФ и ст. 210 Гражданского Кодекса РФ - бремя ответственности за собственность лежит на собственнике. Выходом из данной ситуации станет обращение с жалобой в жилищную инспекцию.
2.3 Замена и установка счетчиков воды, газа, отопления.
Тут все просто: собственник обязан установить, заменить, поверить прибор учета за свой счет. Нанимателям производить подобные работы обязаны за счет муниципалитета.
3. Замена сантехнического оборудования (смесители, раковины, ванны, душевые кабинки, унитазы, водопроводная и канализационная разводка внутри квартиры)
Все аналогично п. 2.4 данной статьи.
4. Замена отопительных приборов (радиаторов отопления, батарей)
О, а вот тут начинается самое интересное! При отсутствии запорной арматуры до и после отопительного прибора (радиатора отопления), а также перемычки между подающим и обратным трубопроводом, которыми радиатор отопления соединен с общедомовой системой отопления, подобный радиатор является частью общедомовой системы отопления и подлежит ремонту и замене в счет средств, оплачиваемых жильцами за содержание и ремонт., согласно Письму Минстроя России от 01.04.2016 N 9506-АЧ/04 "По вопросу отнесения обогревающих элементов системы отопления, находящихся внутри помещений многоквартирных домов, к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов", в котором это разъясняется.
Согласно п 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Таким образом, внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения. Обогревающие элементы (радиаторы) внутридомовой системы отопления, обслуживающие только одну квартиру, в том числе имеющие отключающие устройства (запорную арматуру), использование которых не повлечет за собой нарушение прав и законных интересов иных собственников помещений многоквартирного дома, в состав общего имущества не включаются.
5. Замена электрического оборудования внутри квартиры.
Все аналогично п. 2.3 данной статьи.
Был рад, если эта информация Вам чем-то помогла, далее, в своих статьях я напишу как добиться качественного оказания услуг.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: