Несколько слов о правовом регулировании некоторых спортивных отношений в РФ

Тренер – это достойная профессия волевых спортивных людей. Натренированная воля – важнейшая характеристика людей, которые хотят обучать других людей побеждать, быть сильнее, выше, быстрее. Особенно это касается детских тренеров.
Организация школьных секций каратэ для детей является ответственным мероприятием, которое регламентировано рядом нормативно-правовых актов (законов, подзаконных актов).
Какие права существуют у тренера, у учеников, у родителей, у образовательного учреждения?
Нормативно-правовые акты устанавливают правовой статус учебных заведений, в которых организуется секция, правовой статус тренеров, правовой статус учеников, их родителей (усыновителей или опекунов, попечителей), различные виды ответственности за нарушения прав перечисленных сторон (образовательного учреждения, тренеров и учеников).
Правовой статус включает в себя права, свободы, обязанности и ответственность лица (юридического – если это учебное заведение, и физического – если это тренер или ученик (или законные представители)).
Практика привлечения тренеров к юридической ответственности
За последние 20 лет участились случаи привлечения тренеров к юридической ответственности. И не только к уголовно-правовой ответственности по ст. 293 (халатность) при некоторых несчастных случаях (о которых неоднократно писали в СМИ), но и к административно-правовой ответственности, и даже к гражданско-правовой ответственности.
Все виды ответственности – это виды юридической ответственности тренера, это часть его правового статуса. С тех пор, как тренер берет на себя обязательство обучать несовершеннолетнего ученика, у лиц, участвующих в договоре (соглашении), возникают не только права и свободы и обязанности, но и ответственность.
В случаях нарушения норм законодательства, имеющих отношение к регулированию юридической ответственности тренеров, для сторон наступают определенные правовые последствия.
Юридические тексты довольно сложно воспринимать людям, не имеющим отношения к праву. Глаза устают читать длинные предложения даже в законах и кодексах, не говоря уже про юридические статьи.
Между тем понимание правового статуса в полной мере приходит непосредственно через юридический язык.
Спортивные тренеры, будучи людьми дела, тружениками, отдающими себя обществу (поскольку благодаря их труду вырастают здоровые дети, сильные и активные), как правило, далеки от формализма и «бюрократии». И это понятно.
Однако понимание основ правового регулирования деятельности, которой занимается тот или иной человек, необходимо.
Почему? Ответ очевиден: для того чтобы иметь возможность защищать свои права, свободы и интересы законным способом.
Для сложных ситуаций необходимо вмешательство специалиста (адвоката), который понимает различные тонкости работы государственных органов, процессуальные инструменты, который может грамотно разъяснить ситуацию.
Однако любой гражданин должен знать элементы собственного правового статуса и осознавать то, как свой статус защитить или по максимуму облегчить ситуацию.
Какие правовые акты регулируют правовой статус тренера?
1. Конституция Российской Федерации
Система образования в постсоветской России оказалась под влиянием коммерциализации. Поэтому необходимо понимать и помнить, что сфера кружков и секций перешла из сферы социальной бюджетной в коммерческую. Тренер или образовательное учреждение (в зависимости от организации процесса преподавания) оказывает услугу по обучению спорту, по тренерству. В этой связи надо понимать характер регулирования спортивных отношений.
Основные права и свободы человека содержатся в Конституции Российской Федерации. Конституция содержит право человека на занятие спорта. В Конституции указывается, что политика государства направлена на создание условий для доступа к спорту, к занятию физической культурой.
Статья 7
1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 41
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статья 72
1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся…
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
Нормы Конституции Российской Федерации стоит знать тренерам, поскольку они являются основополагающими регуляторами спортивных отношений.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации
В современной России отношения, складывающиеся между тренером, учебным заведением и родителями детей, являются по природе гражданско-правовыми, поскольку базируются на формальном равенстве сторон и основываются (помимо законодательства) еще и на договоре.
Существует еще ряд признаков, позволяющих эти отношения отнести к гражданско-правовым.
Что важно знать тренеру?
Договор – это «соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей».
Гражданский кодекс Российской Федерации раскрывает содержание правового статуса личности в рамках гражданско-правовых правоотношений, а отношения между тренером и учениками/представителями учеников с юридической точки зрения относятся к гражданско-правовым (тренер оказывает услуги, родители покупают эти услуги (оплачивают), а ребенок как лицо недееспособное выступает бенефициарием (выгодополучателем, обладателем права).
Помимо Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса стоит привести списком несколько правовых актов, которые имеют отношение к регулированию таких отношений.
1. Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях», 19.05.1995 г.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании», 18.01.1996 г. (с изменениями и дополнениями).
3. Закон РФ «О страховании», 22.12.1992 г.
4. Закон Российской Федерации «О запрете в спорте средств (допинга) и запрещенные в спорте процедуры», 2004 г.
5. Федеральный закон «О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте» № 240-ФЗ, 27.12.2006 г.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Спасибо! Интересная информация!